Если планируется совершить категорийный спортивный поход, то его маршрут должен соответствовать нормативам:
https://donrctk.ru/Normativ_baza/Turism/instrukcija_po_ts_pokhodam-dnr-30.03.2015_g..pdf
см. пр№1и №2
Кроме того, для горных походов существуют требования по минимальному набору категорийных перевалов, необходимых для прохождения в походе. Для походов 1 к. сл. это 2 перевала сложности 1А, для 2 к. сл. – 1А и 2 перевала 1Б.
Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов
Рассмотрим логику действия руководителя при составлении пешего маршрута.
- Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.
- Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Определить оптимальные сроки путешествия.
- Разработать маршрут (см. ниже)
- Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.
Маршруты бывают линейные (начинаются в одной точке и заканчиваются в другой), кольцевые (начинаются и заканчиваются в одной и той же точке) и комбинированные. По существующим правилам, не менее 75% маршрута должна составлять линейная часть или одно кольцо. Остальную часть могут составлять небольшие кольца (с возвратом через несколько дней к оставленной продуктовой заброске), линейные и кольцевые радиальные выходы (без рюкзаков) на перевалы и вершины. Выбор линейной или кольцевой нитки в первую очередь определяется возможностью организации заброски и выброски с маршрута.
|
В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Работоспособность группы к этому моменту может существенно упасть, что надо учитывать при составлении маршрута. Случалось, что из-за усталости утрачивались цели похода, нагнеталось раздражение, возникали конфликты, в результате чего прохождение маршрута срывалось. Уставший человек (особенно ребенок) всегда идет неохотно и неустойчиво, что увеличивает риск получения травм даже на простых участках.
Также не следует планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий на первые 1…3 дня маршрута, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:
------начальная часть (1…3 дня). Еще не прошла акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10…12 км), так и время хода (делать переходы не по 50…60, а по 30…40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.
-----основная часть (50…75% похода). Прохождение определяющих препятствий, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50…60 минут. Необходимо постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.
|
-----заключительная часть (20…30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13...18 км/день.
Правильно составленная нитка маршрута обладает следующими свойствами:
-----приводит к выполнению всех поставленных задач похода
------не противоречит целям похода
------начинается и заканчивается в рациональных точках входа-выхода
------технически и физически выполнима
-------имеет заранее продуманные запасные и аварийные выходы.
Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжения, согласовать маршрут с группой.
После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о наиболее сложных препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах, в лыжных походах – о лавинной опасности. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или при получении травмы участником. Рекомендуется иметь не только точные карты, но и фотографии предстоящих вершин и перевалов, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности.
|
На основании нитки составляется календарный план похода – разбивка нитки по дням с учетом дневок и запасных дней. Определяются места удобных стоянок (биваков и дневок), протяженность и содержание дневных переходов. Также необходимо запланировать один запасной день и рассчитать время на заброс и выброс с маршрута.
В больших (обычно, более 4 человек) группах на каждый день назначаются дежурные, обычно по двое, в обязанность которых входит разведение костра (работа с примусами), приготовление пищи и мытье котлов. Разумно сменять дежурных после обеда, так как в этом случае пара дежурных полностью отрабатывает один бивак – ужин и завтрак – и обед, обычно вне бивака. Как правило, добыча дров не является задачей дежурных, напротив, этим, как и установкой бивака, должна заниматься вся свободная от дежурства группа.
Ночлеги должны располагаться в комфортных местах, где есть вода, дрова, ровная площадка, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей). По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.
Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для остальных не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Общий подъем разумно объявлять в момент закипания воды. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4...7 часов, чистого ходового времени порядка 3...5 часов.
На основании вышесказанного можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:
Характер местности | Скорость, км/час | Протяженность в день, не более, км |
Бурелом, топкое болото | ||
Перевал 1А - 1Б | ||
Осыпь особо крупная | 2... 3 | |
Глухой лес | ||
Снег с фирном | ||
Осыпь мелкая | ||
Болото моховое | 3... 4 | |
Осыпь средняя | 3... 4 | |
Перевал н/к | 3... 4 | |
Водораздел травянистый | ||
Плато, пустошь | ||
Тропа труднопроходимая | 4... 5 | |
Тропа | 4... 5 | |
Дорога грунтовая | ||
Дорога с покрытием | 5... 5,5 |
Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1...1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.
Количество дневок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней.
Отсидка – вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость при прохождении перевала, проливной дождь) или болезни участников. Опыт показывает, что в сложных климатических условиях почти все запланированные дневки используются для отсидки. Излишнее количество запланированных дневок, во-первых, рассматривается как снижение спортивности маршрута, а во-вторых, ведет к увеличению веса рюкзаков за счет продуктов и, следовательно, к снижению скорости.
Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута. Оно обычно составляется к составлению набора правил типа: «если перевал не удается пройти (из-за плохой погоды, сложной лавинной обстановки, болезни участника, поломки или утери снаряжения и т.п.), то…». Запасные варианты составляются таким образом, чтобы облегчить маршрут, но сохранить заявленную категорию сложности.
Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются от каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. При планировании выхода по дорогам (особенно лесовозным) необходимо запастись свежим описанием (а не картой) местности, потому что такие дороги имеют обыкновение очень быстро изменяться, изобилуют не обозначенными на карте развилками, движение транспорта по ним меняется от времени года и т.п. Аварийные варианты предназначены для экстренного прекращения похода и обычно при их использовании заявленная категория сложности не сохраняется..