Метод свободных ассоциаций




Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи.

Необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слов, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода, следующие: 1) свободных ассоциаций; 2) антиконформизма; 3) отсрочки критического анализа.

Фрагмент примера метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения такой проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и, следовательно, идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые зарождаются у членов группы на основе слова «студент» генерируются следующие идеи: 1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи; 2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения, предлагать «продукцию». которая интересна для студентов, 3) для рекламы следует привлекать самих студентов, учащихся; 4) необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.

Затем кто-то из членов группы в качестве зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор». Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность рекламы выпускаемой типографией продукции.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СУЩНОСТЬ

. Основные понятия и определения

Техническое творчество характеризуется как самостоятельная деятельность человека (субъекта) с постановкой или выбором технической задачи, поиском условий и способа ее решения и создания новой технической системы (или объекта).

Проблемы творчества вообще и технического творчества в частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время.

Характеризуя техническое творчество в целом, можно выделить следующие основные черты:

- техническое творчество – это труд по материализации научных знаний. Если продукт научного творчества – идея, мысль имеет идеальную форму, то продукт технического творчества – материальный объект или средство для преобразования материального объекта;

- техническое творчество – специфическая форма мыслительной деятельности, направленная на умножение познания об объективном мире;

- результаты технического творчества образуют техническую среду общества, которая служит материальной основой жизнедеятельности людей.

Техническое творчество характеризуется некоторой совокупностью понятий и определений:

1. Техническая потребность – это запрос индивидуума или общества в целом на технические средства, которые были бы способны удовлетворить интересы общества на данном этапе его развития.

2. Реализация технической потребности возможна лишь при условии технической возможности – комплекса материальных, технических и других факторов, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей. Техническая потребность является частным случаем общественной потребности.

3. Техническая потребность и техническая возможность находятся в диалектической зависимости. При несоответствии технической возможности и технической потребности возникает техническое противоречие, которое является непременным условием развития техники, ее совершенствования.

4. Техническая задача – это сформулированные условия устранения технического противоречия для достижения поставленной цели.

5. Для реализации технической задачи необходимо возникновение технической идеи – принципа устранения технического противоречия.

6. Техническая идея материализуется в техническом решении. Техническое решение выступает в различных проявлениях: в форме изобретений, усовершенствований, приспособлений и т.д.

Рассмотренные понятия отражают основные фазы развития творческого процесса – от возникновения технической потребности до технического решения (результата творческого процесса). Результаты технического творчества должны обладать новизной и полезностью. Этому соответствуют: изобретения, рационализаторские предложения, полезные модели, промышленные образцы, различного рода технические усовершенствования и приспособления.

4.2. Технические объекты (системы), закономерности их построение и развития

4.2.1.Понятие технических объектов, технических систем и технологий

Творческая изобретательская деятельность человека чаще всего проявляется при разработке новых, более совершенных по конструкции и наиболее эффективных в эксплуатации технических объектов (ТО) и технологий их изготовления.

В официальной патентной литературе термины «технический объект» и «технология» получили, соответственно, наименования «устройство» и «способ».

Слово «объект» обозначает то, с чем взаимодействует человек (субъект) в своей познавательной или предметно-практической деятельности (компьютер, кофемолка, пила, автомобиль и.др.).

Слово «технический» означает, что речь идет не о каких-либо условных или абстрактных объектах, а именно «технических объектах ».

Технические объекты применяются для: 1) воздействия на предметы труда (металл, древесина, нефть и т.д.) при создании материальных ценностей; 2) получения, передачи и преобразования энергии; 3) исследования законов развития природы и общества; 4) сбора, хранения, обработки и передачи информации; 5) управления технологическими процессами; 6) создания материалов с заранее заданными свойствами; 7) передвижения и связи; 8) бытового и культурного обслуживания; 9) обеспечения обороноспособности страны и т.д.

Технический объект – широкое понятие. Это космический корабль и утюг, компьютер и ботинок, телевизионная башня и садовая лопата. Существуют элементарные ТО, состоящие всего из одного материального (конструктивного) элемента. Например, литая чугунная гантель, столовая ложка, металлическая шайба.

Наряду с понятием «технический объект» широко используется термин «техническая система».

Техническая система (ТС) – это определенная совокупность упорядоченно связанных между собой элементов, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей, для выполнения определенных полезных функций.

Любая техническая система состоит их ряда конструктивных элементов (звеньев, блоков, узлов, агрегатов), называемых подсистемами, число которых может быть равно N. В то же время у большинства технических систем существуют и надсистемы – технические объекты более высокого конструктивного уровня, в которые они включены как функциональные элементы. В надсистему могут входить от двух до М технических систем.

Технические объекты (системы) выполняют определенные функции (операции) по преобразованию вещества (объектов живой и неживой природы), энергии или информационных сигналов. Под технологией понимается способ, метод или программа преобразования вещества, энергии или информационных сигналов из заданного начального состояния в заданное конечное состояние с помощью соответствующих технических систем.

4.2.2. Критерии развития технических объектов

Критерии развития ТО являются важнейшими критериями (показателями) качества и поэтому используются при оценке качества ТО.

Особенно велика роль критериев развития при разработке новых изделий, когда конструкторы и изобретатели в своих исканиях стремятся превзойти уровень лучших мировых достижений, или когда предприятия хотят приобрести готовые изделия такого уровня. Для решения таких задач критерии развития играют роль компаса, указывающего направление прогрессивного развития изделий и технологий.

Любой ТО имеет не один, а несколько критериев развития, поэтому при разработке ТО каждого нового поколения стремятся максимально улучшить одни критерии и при этом не ухудшить другие.

Всю совокупность критериев развития ТО обычно разделяют на четыре класса:

· функциональные, характеризующие показатели реализации функции объекта;

· технологические, отражающие возможность и сложность изготовления ТО;

· экономические, определяющие экономическую целесообразность реализации функции с помощью рассматриваемого ТО;

· антропологические, связанные с оценкой воздействия на человека отрицательных и положительных факторов со стороны созданного им ТО.

.

5. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

5.1.ТРИЗ – точная наука

Основной постулат ТРИЗ технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Теоретическим фундаментом ТРИЗ являются законы развития технических систем, выявленные путем анализа больших массивов патентной информации, изучения истории и логики развития многих технических систем. ТРИЗ строится как точная наука, имеющая свою область исследования, свои методы, свой язык, свои инструменты.

Основными механизмами совершенствования и синтеза новых технических систем в ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система стандартов на решение изобретательских задач.

ТРИЗ располагает собственным методом анализа и записи преобразований систем.

Особое значение в ТРИЗ имеет упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд: указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий.

ТРИЗ стремится к планомерному развитию технических систем: задачи, связанные с развитием должны выявляться и решаться до того, как обострившиеся противоречия станут сдерживать темпы развития систем.

 

5.2. Системный анализ при решении изобретательских задач

Система – это комплекс организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемой функции, которую определяет человек

Не существует ни в природе, ни в технике каких-либо обособленных систем. Любая из них является частью другой системы, которая называется надсистемой, а та, в свою очередь является частью более крупной надсистемы и т.д. В то же время самая маленькая система состоит из ряда более мелких подсистем. Таким образом, развитие систем идеи вверх и вширь, в то же время и вглубь.

Решая задачу, изобретатель должен одновременно держать в поле зрения все, что связано или может быть связано с ней. Разумеется, это упрощенная схема. В действительности, как мы знаем, присутствует много этажей вверх и вниз о рассматриваемой системы, много экранов (систем) влево (далекое прошлое) и вправо (далекое будущее). При решении изобретательский задач методом проб и ошибок человек может лишь случайно, неосознанно использовать такой стиль мышления. Но интуиции подводит часто.

Многоэкранный (многосистемный) стиль мышления должен быть нормой изобретателя, рабочей схемой, построенной с учетом развития технических систем.

Талантливый изобретатель должен мыслить системно, глобально, а действовать локально с малыми затратами, учитывая будущее, настоящее, прошлое.

Что значит думать о будущем?

Думать о будущем это значит не делать ошибок в настоящем.

Что значить думать о настоящем

Любое изменение хотя бы малой детали в какой-либо машине влечет за собой изменение всей ее остальных частей – в надсистеме и подсистеме.

Что значит думать о прошлом системы?

Прежде всего, это не делать ошибок в будущем.

Если хотите быть изобретателем, помните следующее:

1. Мир системен и состоит из нескончаемых рядов надсистем и подсистем.

2. Все системы взаимосвязаны между собой. Изменение в одной из них влечет изменения во всех остальных. Жесткость (зависимость) связей увеличивается в сторону подсистем и ослабевает в сторону надсистем.

3. Талантливое мышление человека включает в себя минимум девять экранов – систему, подсистему, надсистему в прошлом, настоящем, будущем. Видеть систему в будущем – это значит не делать ошибок в настоящем. Видеть систему в прошлом – это значит не делать ошибок в будущем.

4. При решении изобретательской задачи нужно мыслить глобально, охватывая все системы и в пространстве, и во времени, а действовать локально, с минимальными затратами того же пространства и времени.

5.3. Классификация законов развития технических систем

В живой природе возникновение новых видов животных возможно в результате воздействия различных мутагенных факторов. Естественных отбор бракует особи с неудачными новыми признаками и способствует сохранению и распространению особей с полезными признаками.

Таков и традиционный механизм работы при решении изобретательских задач. Изобретатели генерируют множество вариантов решения задачи. Жизнеспособными оказываются те варианты, которые совпадают с объективно существующими законами развития техники.

Цель ТРИЗ – использовать существующие объективные законы развития технических систем для сознательного решения изобретательских задач без слепого перебора вариантов.

Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд.

Анализ патентных материалов позволил выявить ряд важнейших законов развития технических систем.

Первая группа этих законов («статика») относится к критериям жизнеспособности новых технических систем.

Необходимыми условиями жизнеспособности технических систем является:

1) наличие и хотя бы минимальная работоспособность ее основных частей;

2) сквозной проход энергии через систему к ее рабочему органу;

3) согласование собственных частот колебаний (или периодичности действия) всех частей системы (закон согласования ритмов ТС).

Вторая группа законов развития технических систем (динамика) характеризует направление развития независимо от конкретных технических и физических механизмов этого развития.

Все технические системы развиваются:

1) в направлении увеличения степени идеальности;

2) в направлении увеличения степени динамичности;

3) неравномерно – через возникновение и преодоление технических противоречий, причем, чем сложнее система, тем неравномернее и противоречивее развитие ее частей;

4) до определенного предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из ее частей, при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы.

 

5.4. Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает общий механизм развития. В процессе развития количественные изменения в системе происходят непрерывно. При достижении определенного предела совершаются качественные изменения. Новое качество ускоряет темпы роста. Количественные изменения при этом совершаются постепенно (эволюционно), а качественные - скачком. Характер и продолжительность скачка могут быть разнообразными - длительными и кратковременными, бурными и относительно спокойными, с взрывом и без него и так далее.

Любая система (в том числе и техническая) проходит несколько этапов своего развития (см. рис. 3.2).

Вначале система развивается медленно (участок I), при достижении некоторого уровня развитие ускоряется (участок II) и после достижения некоторого более высокого уровня скорость роста уменьшается и в конечном итоге рост параметра системы прекращается (участок III), что означает появление в системе некоторых противоречий. Иногда параметры начинают уменьшаться (участок IV) - система "умирает".

Подобные кривые часто называют S - образными.

Для технических систем:

· участок I - "зарождение" системы (появление идеи и опытных образцов),

· участок II - промышленное изготовление системы и доработка системы в соответствии с требованиями рынка,

· участок III - незначительное "дожимание" системы, как правило, основные параметры системы уже не изменяются, происходят "косметические" изменения, чаще всего не существенные изменения внешнего вида или упаковки,

· участок IV - ухудшение определенных параметров системы, которое может вызываться несколькими фактами:

- следование моде, влияние экономической, социальной или политической ситуации, религиозные ограничения и т.п.;

- физическое и моральное старение системы.

Как правило, на участке IV система прекращает свое существование или утилизируется.

Прекращение роста данной системы не означает прекращение прогресса в этой области. Появляются новые более совершенные системы - происходит скачок в развитии. Это типичный пример проявления закона перехода количества в качество

Пример развития двигателей судов: шест, весло, парус, паровой (дизельный, атомный) двигатели, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, экранопланы.

 

6. АЛГОРИМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ)

6.1. Понятие о противоречиях

К основным понятиям АРИЗ относятся: противоречия и идеальны конечный результат (ИКР).

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Гегель

Различные технические средства создавались и создаются для удовлетворения тех или иных потребностей человека. Потребности растут значительно быстрее возможностей их удовлетворения, что является своего рода источником технического прогресса.

Сложные изобретательские задачи (неизвестных типов) требуют нетривиального подхода, так как улучшение одних параметров системы приводит к недопустимому ухудшению других параметров. Возникают противоречия.

Решение задач по АРИЗ представляет собой последовательность по выявлению и разрешению противоречий, причин, породивших данные противоречия и устранению их, использование информационного фонда. Так определяются причинно-следственные связи, суть которых – углубление и обострение противоречий.

Для этого в АРИЗ рассматриваются три вида противоречий: поверхностное, углубленное и обостренное.

Поверхностное противоречие (ПП) – противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Его достаточно легко выявить. Оно часто задается администрацией или заказчиком (это административное противоречие)и формулируется в виде: «Надо выполнить то-то, а как не известно», «Какой-то параметр системы плохой, его нужно улучшить», «Необходимо устранить брак в производстве изделий, а причина его не известна».

Углубленное противоречие (УП) – это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы. УП возникает при улучшении одних частей (качеств или параметров) системы за счет недопустимого ухудшения других. Оно представляет собой причину возникновения поверхностного противоречия, углубляя его. В глубине одного ПП, чаще всего, лежит несколько УП.

Как правило, улучшая одни характеристики объекта. Мы резко ухудшает другие. Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать. При решении технических задач, изменяют, изменяют технические характеристики объекта, поэтому Г.Альтшуллер углубленное противоречие назвал техническим противоречием.

Техническое противоречие возникает в результате диспропорции развития различных частей (параметров) системы. При значительных количественных изменениях одной из частей возникает ситуация, когда количественные изменения одной из сторон системы вступают в противоречие с другими. Разрешение такого противоречия часто требует качественного изменения этой технической системы. В этом и проявляется закон перехода количественных изменений в качественные.

Обостренное противоречие (ОП), которое является противоречием диаметрально противоположных свойств (например, физических) в определенной части технической системы. Оно необходимо для определения причин, породивших углубленное противоречие, т.е. является дальнейшим его углублением. Уточнение (углубление) противоречий может продолжаться и дальше для выявления первопричины. Для человека, незнакомого с АРИЗ, формулировка ОП звучит непривычно – некоторая часть ТС должна находиться сразу в двух взаимоисключающих состояниях: быть холодным и горячим, подвижным и неподвижным, длинным и коротким, гибким и жестким, электропроводным и неэлектропроводным и т.д.

Изучение причин, породивших углубленное (техническое) противоречие в технических системах, как правило, приводит к необходимости выявления противоречивых физических свойств системы, поэтому Г.Альтшуллер назвал это физическими противоречием.

Следует подчеркнуть, что в отличие от углубленного (технического) противоречия, принадлежащего всей системе, обостренное (физическое) противоречие - относится только к определенной ее части.

Таким образом, рассмотренные три вида противоречий образуют цепочку: поверхностное противоречие (ПП) – углубленное противоречие (УП) - обостренное противоречие (ОП), которая определяет причинно-следственные связи в исследуемой технической системе.

ПП УП ОП.

Рассмотрев различные противоречия, следует уяснить, что решить сложную техническую задачу – значит улучшить необходимые показатели технической системы, не ухудшая другие. Осуществить это возможно путем выявления углубленного (технического) противоречия, определения причин, породивших его, или даже причины причин обостренного противоречия, и устранения этих причин, то есть разрешения обостренного (физического) противоречия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: