Интенсификация учебного процесса




Под интенсификацией педагогического процесса понимается повышение его результативности в каждую единицу времени.

Интенсифицирует педагогический процесс усиление целенаправленности каждого урока и воспитательного мероприятия. Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Цель, по словам К.Маркса, как закон определяет характер и способ действия человека. Осознанная цель достигается быстрее – таков непреложный этап психологии. Задача преподавателя – четко продумывать цели образования, воспитания и развития учащихся, реализуемые на каждом конкретном учебном занятии. Если цель увлекает учащегося, он сам выдвигает перед собой задачи, которые могут быть и кратковременными и долговременными. Однако главное в том, чтобы они оказались ему по силам. Многое зависит от того, насколько умело окажет помощь учащемуся педагог. Без нажима и давления на волю учащегося педагог, мобилизуя его интерес, сосредоточивает внимание на том, как лучше решить поставленную задачу.

Для интенсификации важно не просто составить задачи. Надо сделать их достаточно напряженными, хотя и доступными, чтобы не вызывать самоотключения учащихся от усвоения материала или от внеаудиторной самостоятельной работы. В конце занятия или мероприятия должны подводиться итоги выполненных задач. Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Воплощение целевых задач в деятельности связано с отношением учащихся к конечному результату. Углубление мотивации учебной и общественно полезной деятельности помогает сформировать заинтересованное отношение к делу.

Выявление актуального содержания в учебной теме, примеры, иллюстрирующие современные достижения науки и техники, сравнение и аналогии, показывающие учащимся связь учебного материала с общественным развитием, повышают значимость обучения и учения. Должна обязательно иллюстрироваться взаимосвязь учебного материала с практикой его использования.

На развитие мотивации общественно полезной деятельности влияет общее состояние воспитательной работы в учебном заведении. Наиболее действенны здесь стимулы, конкретные для каждого учащегося: поощрение, чувство удовлетворенности результатами, возможность более полно проявить свои способности и т.д.

Повышает интенсивность педагогического процесса увеличение информативной емкости каждого урока и воспитательного мероприятия. Желательно давать на учебных занятиях теоретический материал укрупненными блоками, а затем его более тщательно прорабатывать. Чтобы повышение емкости содержания не перегружало учащихся, надо постоянно выделять в содержании самое главное, существенное (основные понятия, ведущие идеи, наиболее важные умения и навыки). Это можно сделать путем выделения главной идеи, которая должна подчеркиваться при объяснении, при закреплении и при опросе (при подведении итогов).

Что касается содержания воспитания, то в целях интенсификации оно должно активно влиять на все сферы личности одновременно – на интеллект, волю, эмоции, а также на характер участия в деятельности и общения. Содержание воспитательного процесса должно быть информативным, доказательным, ярким, эмоциональным, требовать напряжение воли, ориентировать на активные действия и благоприятное общение.

Ускорение темпа деятельности помогает учащемуся активнее и быстрее добиться успехов. Некоторые исследователи считают обучение в быстром темпе важным условием усиления его развивающего влияния. Важнейшими приемами работы в этом направлении являются упражнения по развитию темпа чтения, письма, вычислений, запоминания, памяти и т.д.

Интенсификация обучения и воспитания осуществляется с помощью методов, активизирующих учебную и общественно полезную деятельность учащихся. В роли таких, условно называемых активными методами, выступают методы проблемных бесед, исследовательские опыты, активная самостоятельная работа учащихся с учебниками в процессе учебного занятия

Значительно шире следует применять учебные дискуссии, которые активизируют мышление учащихся. В ходе дискуссий сталкиваются различные мнения, выявляется наиболее рациональное из них, одновременно выявляются ошибки в рассуждениях.

В воспитательной деятельностив роли методов, интенсифицирующих ее, выступают методы, развивающие инициативу и самостоятельность учащихся. Многие исследователисчитают, что учащихся необходимо привлекать к подведению итогов учебного занятия, формированию обоснованных выводов и рекомендаций, к выбору рациональных решений при наличии нескольких и т.д.

Применение компьютерной техники открывает принципиально новые пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Персональный компьютер превращает учащегося из пассивного слушателя в активного субъекта в процессе усвоения знаний. Уже сама позиция изучающего делает этот процесс более интенсивным, задает темп обучения, включает в обучение игровые и реально-виртуальные ситуации.

Как результат интенсификации обучения и воспитания выступают процессы самообразования и самовоспитания. Когда воспитание и обучение перерастают в самовоспитание и самообразование, происходит как бы сложение сил воспитателей и воспитываемых и за счет этого интенсивность воспитательных влияний существенно возрастает. Применение приемов самоанализа, самоприказа, самообязательства, самоотчета повышает результативность воспитания и обучения.

Богатство и разнообразие приемов интенсификации обучения и воспитания ставят перед педагогами проблему выбора из них тех приемов, которые соответствуют их возможностям, могут быть использованы в их конкретной ситуации и позволят наиболее удачно решить поставленные задачи за отведенное время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: