Метод эмпатии (личной аналогии)




Этапы творческого процесса.

Основываясь на том. что творческое мышление представляет собой рационально-интуитивное мышление, творческий процесс можно представить в виде нескольких этапов.

Первый этап (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой;

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, в начале в гипотетическом виде.

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, окончательное оформление и проверка.

Знание этапов творческого процесса и их содержания позволяет активнее воздействовать на этот процесс и управлять им.

 

3. МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Случай при решении творческих задач имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, необходимо, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в тот момент. Когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует использовать методы активизации творческого мышления.

Метод мозгового штурма.

Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению, чтобы устранить это препятствие был разработан метод мозгового штурма. Основателем современных методов мозговой атаки является Алекс Осборн, который считал, что творческие способности есть у всех людей, но многие не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителем. А.Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозгового штурма по решению творческой задачи подбирают коллектив, состоящий из двух групп людей по 3-10 человек в каждой. Одна группа «генераторов идей» только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа «экспертов» выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

Правила для участников мозгового штурма таковы:

1) надо стремиться высказать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идее. «Безумные» идеи – это катализаторы, без которых не возникнут «цепные» реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям; давно 2) во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей; 3) способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры; 4) необходимо стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи; 5) между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Эксперты тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы: 1) наиболее приемлемые и легко реализуемые; 2) наиболее эффективные и перспективные; 3) малозначимые. Эксперты также дают рекомендации об использовании самых лучших идей в проектно-конструкторских разработках, а также по их патентной проработке на предмет закрепления приоритета и защиты интеллектуальной собственности.

Метод инверсии.

Прием инверсии или обратной аналогии означает – выполнить что-нибудь наоборот. Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить. Что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Метод инверсии в поисках истины «объединяет» в процессе мышления «связанные противоположности» анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое и т.д.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач. Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.

Пример 1. Спортсмены тренируются, бегая по беговой дорожке на стадионе. Сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.

Пример 2. Устройство для тренировки пловца. Пловец находится на месте, а движется вода.

Метод эмпатии (личной аналогии)

В основе метода эмпатии лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. Эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписываются чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели. функции. возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом исследования, объекту приписывается поведение. которое возможно в фантастическом варианте.

Метод эмпатии широко используется в решении задач художественного творчества.

При отождествлении личности, решающей творческую задачу, с объектом требуется фантазия и воображение, но при этом происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьера «здравого смысла» и отыскание оригинальных идей. Применение метода эмпатии заключается в том. что человек, просмотрел с позиции детали 9с ее точки «зрения»), что можно сделать для устранения недостатков или для выполнения новых функций.

Пример. Обычно грецкий орех колют разными инструментами, создавая усилия снаружи, что приводит к частому разрушению ядра. Если Вы ядро, то естественно предпочтете, чтобы усилии направлялись для разрыва скорлупы изнутри. Для этого «ядро» предлагает следующий способ. Орехи помещают в герметичный сосуд и создают избыточное давление воздуха. Воздух постепенно проникает под скорлупу. Через некоторое время в сосуде резко сбрасывается давление. Внутри ореха давление больше чем снаружи – скорлупа раскалывается и затем удаляется, ядро при этом остается целым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: