Класс 05.05
Сегодня на уроке вы изучите тему «Уильям Шекспир «Гамлет»» и узнаете:
· Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
· Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
· «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
· Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
План урока:
1. Шекспир как представитель эпохи Возрождения.
2. Представления о человеке в эпоху Возрождения.
3. О чем трагедия Шекспира «Гамлет»?
4. Проблематика «Гамлета».
5. Жанр «Гамлета» – трагедия мести.
6. Русская поэзия о Гамлете.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: В чем своеобразие трагедии эпохи Возрождения (на примере трагедий Шекспира)?
На этом уроке вы
· познакомитесь с творчеством Уильяма Шекспира и его трагедией «Гамлет», узнаете, как его творчество отразилось в русской культуре, углубите знание о жанре трагедия.
· научитесь анализировать фрагменты трагедии (монологи героя), определять конфликт, понимать образы главных героев и авторскую идею, в них заключенную.
· по материалам лекции вы сможете самостоятельно определить, как творчество Шекспира повлияло на русскую культуру и литературу, узнать образ Гамлета в русской поэзии.
Повторим термины и понятия, необходимые для успешного усвоения темы
|
:
Трагедия – жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор и который разрешается по мере развертывания произведения.
Конфликт (лат. conflictus – столкнувшийся + разногласие, спор) – столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания.
Основное содержание урока
Прочитайте в учебнике биографию Уильяма Шекспира. Составьте небольшой конспект о жизни и творчестве драматурга.
Шекспир написал много произведений. До наших дней дошло 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы. Самые знаменитые его произведения известны всему миру: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Отелло", "Король лир", "Макбет", "Гамлет".
По этим трагедиям Шекспира сняты художественные фильмы, написаны оперы, поставлены балеты, созданы картины.
Трагедия «Гамлет» является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и самое глубокое творение великого драматурга. «Гамлет» – пьеса, занявшая одно из первых мест в репертуаре мирового театра, и она сохраняет его уже три с половиной столетия. Мечта каждого актера – исполнить роль Гамлета и произнести его великие монологи.
Шекспир – представитель эпохи Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Мекеланжело, Рафаэлем, Лопе де Вега и др.
|
Главной ценностью деятели Возрождения – гуманисты – провозглашали человека. Человек – это венец творения, он сам создатель, творец!
Но в это же время Джордано Бруно, Николай Коперник и Галилео Галилей утверждают и доказывают, что Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот, что Вселенная бесконечна и что наша планета – это всего лишь маленькая точка в бесконечном пространстве?
А кто же тогда человек на этой Земле? Об этом тоже размышляет Гамлет:
Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой, на мой взгляд – просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу – разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?
Можно послушать этот монолог в исполнении Иннокентия Смоктуновского: https://www.youtube.com/watch?v=va0RGojXf8I
Человек – это «квинтэссенция праха». Гамлет снял человека с пьедестала, на который вознесли человека гуманисты эпохи Возрождения, и увидел в нем простого смертного. Можно сказать, что этот монолог Гамлета завершает эпоху Возрождения и открывает Новое время.
«Гамлет» написан на рубеже 16 и 17 веков – в переходное время смены двух эпох.