О чем эта трагедия Шекспира?




 

Прочитайте трагедию «Гамлет» или посмотрите на выбор:

– художественный фильм «Гамлет» (реж. Григорий Козинцев, 1964 г.): https://www.youtube.com/watch?v=5XWbGN0zmlw

– анимационный фильм «Гамлет» (Союзмультфильм, ВВС): https://www.youtube.com/watch?v=0ZG1muv6D6s

 

В финале трагедии месть Гамлета состоялась. Но есть ли победитель? Гамлет на пути своей мести сам становится преступником: он убивает Полония, отца Офелии. «Несчастья начались, готовьтесь к новым» – говорит Гамлет. И действительно, новое преступление вовлекает новых жертв: умирает Офелия и теперь уже Гамлету мстит Лаэрт за убийство отца. А в финале гибнут все: Гамлет, Лаэрт, король Клавдий и королева Гертруда. Преступления и месть лишили Данию правителей, наследника, уничтожены две семьи – семья Гамлета и Офелии. Месть свершилась, но какой ценой!

Гамлет не только мстит Клавдию за убийство отца, в его монологах мы видим вызов всему мироустройству, он объявляет войну всему «расшатавшемуся веку», установившемуся миропорядку. “Век расшатался – и скверней всего, Что я рожден восстановить его!” – говорит Гамлет. Есть ли у героя шанс победить “расшатавшийся век” и восстановить гармонию? Нет. Это доступно только Богу. Гамлет обречён. Обречен на одинокий путь и гибель.

 

Вот самый знаменитый монолог Гамлета:

 

Быть иль не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снёс бы униженья века,

Неправду угнетателя, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика.

Так погибают замыслы с размахом,

Вначале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

 

Вы можете послушать монолог в исполнении Иннокентия Смоктуновского:

https://www.youtube.com/watch?v=zFAPL6ckbWs

 

Три выхода открываются Гамлету, и ни один не удовлетворяет его. Первый – отомстить, к чему его призывает отец, король-Призрак. Второй – оставить месть и покориться судьбе, предоставив ей вершить суд над королем-убийцей. Третий – окончить жизнь самоубийством и тем разрешить для себя мучительный вопрос.

В этом выборе явлен разлад времен: родовой строй с кровной местью за нарушение установленных законов – Возрождение с ценностью человека – Новое время, где человек лишь «квинтэссенция праха». Гамлет живет на стыке времен, поэтому у него нет цельности: он уже не принадлежит старому миру (родовому), но и не нашел прочных опор в новом мире.

Жанр «Гамлета» – трагедия, то есть в нем представлен напряжённый и неразрешимый конфликт, оканчивающийся личной и общественной катастрофой и гибелью героя. Формально «Гамлета» относят к трагедиям мести или кровавой трагедии, для которой характерно множество убийств как следствие преступных деяний и мести. Этот жанр был особенно популярен во времена Древней Греции и Древнего Рима, а затем – в Англии 16 века.

Но «Гамлет» – это не просто трагедия мести, это, прежде всего, философская трагедия, потому что в ней поставлены вечные вопросы бытия: что есть человек, в чём смысл его жизни, проблема преступления и наказания, мести, любви и мн.др. Именно поэтому Гамлет – вечный образ мировой литературы и культуры.

В русской литературе о «Гамлете» писали много: его переводили, ставили на сцене, писали оперы, создавали свои вариации на трагедию Шекспира.

Особенно образы Гамлета, Офелии, «вывихнутого века» были востребованы в начале ХХ века – серебряный век русской поэзии – в творчестве А.Блока, В.Брюсова, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.

Прочитайте стихотворения А.Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» и Б.Пастернака «Гамлет». Вы будете изучать творчество этих поэтов в старшей школе. Подумайте, почему эти поэты ХХ века обратились к образу Гамлета.

 

А.Блок

Я - Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце - первая любовь

Жива - к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далёко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.

 

Б.Пастернак «Гамлет»

 

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Основные выводы

1. Шекспир представитель эпохи Возрождения, но уже на закате этой эпохи: для него человек – это и венец творения, и песчинка в пространстве Вселенной. Этот противоречивый взгляд Шекспир вкладывает в мировосприятие Гамлета.

2. Гамлет в своих монологах подводит итог эпохе Возрождения и свидетельствует о конце этой эпохи.

3. Сюжет "Гамлета" – развитие идеи мести и внутреннего права на месть.

Месть приводит Гамлета к преступлениям и кровавой развязке трагедии. Гамлет не только мстит Клавдию за убийство отца, в его монологах мы видим вызов всему мироустройству, он объявляет войну всему «расшатавшемуся веку», установившемуся миропорядку. Есть ли у героя шанс победить “расшатавшийся век” и восстановить гармонию? Нет. Гамлет обречён на гибель.

4. Гамлет живет на стыке времен – феодальный или родовой, эпоха Возрождения, Новое время, – поэтому у него нет цельности: он уже не принадлежит старому миру (родовому), но и не нашел прочных опор в новом мире.

5. Жанр "Гамлета" – трагедия, вид трагедии – трагедия мести. Но «Гамлет» – это не просто трагедия мести, это, прежде всего, философская трагедия, потому что в ней поставлены вечные вопросы бытия.

6. В русской литературе о «Гамлете» писали много: его переводили, ставили на сцене, писали оперы, создавали свои вариации на трагедию Шекспира. Особенно образы Гамлета, Офелии, «вывихнутого века» были востребованы в начале ХХ века – серебряный век русской поэзии.

Литература

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носи- теле (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2012, 2013.

2. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 9 кл. — М.: Просвещение, 2004, 2009, 2010, 2012. Литература: 9 кл.: Хрестоматия / сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин. — М.: Просвещение, 2007.

3. Беляева Н. В., Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009, 2011, 2013.

4. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет» (любое издание или электронный вариант: https://www.w-shakespeare.ru/library/tragediya-shekspira-gamlet.html)

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ:

 

Текст задания   Когда Гамлет окончательно уверился в справедливости своей мести?
Варианты ответов 1. Когда Тень отца рассказала об убийстве в саду. 2. Когда новый король, дядя Гамлета, женился на его матери. 3. После представления театральной труппы во дворце. 4. Когда увидел похороны Офелии.

 

Стратегия выполнения задания:

· Выполнение подобного рода заданий требует знания содержания и проблематики произведения.

· Подумайте над всеми вариантами ответа, сопоставив с основной проблемой трагедии Шекспира.

· Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.

· Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.

· Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, постарайтесь понять и запомнить правильный ответ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: