Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №41
Тема программы: Тема 6 Устройство и ремонт электрической аппаратуры
Тема занятия: Реле давления воздуха АК-011Б, комбинированное температурное реле РКД 2, реле уровня воды ДРУ-1.
Цели урока: изучить реле давления воздуха АК-011Б, комбинированное температурное реле РКД 2, реле уровня воды ДРУ-1.
Оборудование урока: компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала. Реле давления воздуха АК-011Б, комбинированное температурное реле РКД 2, реле уровня воды ДРУ-1.
Работа над новым теоретическим материалом
1. Реле давления воздуха АК-011Б
Реле давления воздуха АК-11Б (рис. 1) предназначено для автоматического управления пуском компрессора в зависимости от давления сжатого воздуха в тормозной магистрали. Реле давления воздуха исключает возможность включения нагрузки при недостаточном давлении воздуха в тормозной магистрали. Под действием давления мембрана 10, изготовленная из листовой морозостойкой резины, прогибается и давит на шток 3, который, преодолевая усилие сжатой пружины 2, перемещает рычаг 4. Поворачиваясь вокруг оси, рычаг 4 и пружина 6 перебрасывают планку с подвижным контактом 7 от неподвижного контакта на винт-контакт 5, т. е. произойдет размыкание контактов.
Рис 1.Реле давления воздуха АК-11Б
1 — регулировочный винт; 2—регулировочная пружина; 3 — шток; 4 — рычаг; 5 — винт-контакт; 6 — пружина; 7 — подвижный контакт; 8—панель; 9 — ось рычага; 10 — мембрана
При снижении давления воздуха в тормозной магистрали усилием пружины шток возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты. Давление замыкания регулируется винтом /, а давление размыкания — винтом 5, при этом раствор контактов должен быть в пределах 6—12 мм. Перепад давления, т. е. разница давления размыкание и замыкания, составляет 0,15—0,18 МПа.
2. Комбинированное температурное реле РКД 2
Комбинированное температурное реле РКД2 предназначено для защиты дизеля от превышения температуры выше допустимой в водяной и масляной системах охлаждения дизеля. Реле изотовлено на базе двух универсальных чувствительных элементов температуры, которые вмонтированы в корпус (рис. 2).
9 10 11
Рнс. 2. Температурное реле РКД2:
1— капиллярная трубка; 2 — корпус реле; 3 — сильфон; 4 — толкатель; 5 —пружина; 6 — стопорный вннт; 7 — штуцер; 8 — микровыключатель; 9, 10, 11 — выводы; 12 — термобаллон; 13 — накидная гайка
Термобаллон 12, сильфон 3 и капиллярная трубка 1 представляют собой герметически замкнутую термосистему, заполненную жидкостью с большим коэффициентом объемного расширения. При повышении температуры в системе охлаждения увеличивается давление в термосистеме и сильфон 3, растягиваясь и преодолевая сопротивлеие пружины 5, перемещает толкатель 4, который нажимает на кнопку микровыключателя 8, переключая его контакты.
При снижении температуры в системе охлаждения сильфон под действием пружин сжимается, и толкатель отходит от кнопки микровыключателя, производя обратное переключение контактов.
3. Реле уровня воды ДРУ-1
Реле уровня воды ДРУ-1 (рис. 3) служит для контроля нижнего уровня воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля. Принцип работы реле основан на изменении положения поплавка 2 под воздействием выталкивающей силы воды в расширительном баке. При снижении уровня воды поплавок 2 опускается, и рычаг 16 освобождает кнопку микровыключателя 11. Контакты микровыключателя переключаются и замыкают цепь сигнальной лампы, установленной на пульте управления машиниста. При повышении уровня воды поплавок поднимется, и рычаг 16 нажмет на кнопку микровыключателя 11, контакты микровыключателя разомкнутся и разорвут цепь сигнальной лампы. Уровень срабатывания реле регулируют болтом 13, ввернутым в рычаг поплавка. Для настройки необходимо опустить поплавок вниз так, чтобы рычаг 16 уперся в верхний срез кронштейна 15, затем, вворачивая болт 13, добиться переключения контактов микропереключателя, после чего довернуть болт еще на 1/3 оборота и в этом положении болт зафиксировать контргайкой.
Рис. 3. Реле уровня воды ДРУ-1:
Ограждение; 2 — поплавок; 3 — сильфон; 4 — водяной бак; 5, 8 — фланцы; 6 — крышка; 7 — кольцо пружинное; 9 — корпус; 10— стопорный винт; 11 — микровыключатель; 12 — крышка; 13 — регулировочный болт; 14 — уплотнение; 15 — кронштейн; 16 — рычаг
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение реле давления воздуха АК-11Б?
2. Для чего предназначено к омбинированное температурное реле РКД2?
3. Назначение реле уровня воды ДРУ-1?
4. Где установлены перечисленные выше реле
IV. Домашнее задание:
Проработать текст.
Изучить реле. Изучить позиции реле. Ответить на вопросы для самопроверки. Фото ответов на вопросы самопроверки отправить на сайт https://vk.com/club194189853 ( Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.
4.К.И.Рудая Электрооборудование тепловозов, М.Транспорт, 1963