Революции 1917 г.
Основные даты и события:
февраль 1917 – начало революции в Петрограде
2 марта 1917 – отречение Николая II от престола
август 1917 – мятеж под руководством генерала Л.Г. Корнилова
сентябрь 1917 – Россия объявлена республикой
24- 26 октября 1917 – вооруженное восстание в Петрограде
октябрь 1917- II Всероссийский съезд Советов. Принятие первых декретов советской власти.
1. Двоевластие, возникшее в марте 1917 г., проявлялось в переплетении власти
1) Временного правительства и Советов 2) Советов и Учредительного собрания
3) Временного правительства и земств 4) Советов и Государственной Думы
2. «Нота Милюкова» – это опубликованное в апреле 1917 г. заявление, которое
1) отвергало требование о введении 8-часового рабочего дня
2) переносило дату выборов в Учредительное собрание
3) объявляло о роспуске Петроградского совета
4) подтверждало готовность России вести войну до победного конца
3. Согласно опубликованной в начале марта 1917 г. декларации Временного правительства, основные вопросы дальнейшего развития страны должны были быть решены
1) Государственным совещанием 2) Государственной Думой
3) Учредительным собранием 4) Всероссийским съездом Советов
4. Что было характерно для действий Временного правительства в марте – июне 1917 г.?
1) откладывание решения важнейших вопросов до созыва Учредительного собрания
2) стремление заключить сепаратный мир с Германией
3) намерение навести в стране порядок через введение военной диктатуры
4) попытки восстановления монархии в России
5. Выступление генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским произошло в
1) апреле 1916 г. 2) августе 1916 г. 3) апреле 1917 г. 4) августе 1917 г.
|
6. В каком году произошли апрельский, июньский и июльский кризисы Временного правительства?
1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1917 г. 4) 1921 г.
7. Что из названного было характерно для действий Временного правительства в марте – апреле 1917 года?
1) преследование социалистических партий: эсеров, меньшевиков и большевиков
2) отказ от сотрудничества с Советами
3) стремление выполнить союзнический долг по отношению к странам Антанты
4) предоставление армейскому командованию чрезвычайных полномочий по наведению порядка в тылу
8. Следствием поражения Л.Г. Корнилова в 1917 г. был рост популярности
1) Временного правительства 2) царских генералов
3) большевиков 4) кадетов
9. Что из перечисленного является одной из причин кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.?
1) конфликт с Учредительным собранием
2) противоречия с Петроградским советом
3) отказ включать в состав правительства представителей либеральных партий
4) заключение правительством сепаратного мира с Германией
10. Что было одной из причин кризисов Временного правительства весной летом 1917 г.?
1) отказ союзников по Антанте признать новое правительство России
2) противоречия правительства с Петроградским советом
3) отказ включить в состав правительства представителей кадетской партии
4) массовые выступления монархистов
11. Кто из перечисленных исторических деятелей принимал участие в событиях февраля – октября 1917 г.?
А) А.Ф. Керенский Б) С.Л. Перовская В) П.А. Столыпин
Г) Л.Д. Троцкий Д) К.С. Аксаков Е) П.Н. Милюков
12. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.
|
«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.
Конфискация всех помещичьих земель.
Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян.
Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».
1) кадетов 2) эсеров 3) октябристов 4) большевиков
13. Прочтите отрывок из работы, написанной в апреле 1917 г., и укажите фамилию ее автора.
«Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».
1) А.Ф. Керенский 2) В.И. Ленин 3) П.Н. Милюков 4) Г.В. Плеханов
14. Прочтите отрывок из радиограммы А.Ф. Керенского и укажите фамилию генерала, о котором идет речь.
«26 августа ген[ерал]… прислал ко мне члена Гос. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным Правительством ген[ералу]… всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной… Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан».
|
1) А.А. Брусилов 2) Л.Г. Корнилов 3) М.В. Алексеев 4) П.Н. Врангель
15. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.
«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно. Председатель Государственной думы Родзянко».
1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.
16. Прочтите отрывок из документа и укажите, какая политическая партия (организация) занимала весной-летом 1917 г. изложенную в отрывке позицию.
«А за что, собственно, должны мы воевать? За Дарданеллы или за бешеные прибыли русской и иностранной буржуазии, наживающейся на крови наших солдат? Кому нужны Дарданеллы – рабочим или буржуазии? Кому принадлежит земля – крестьянам, которые ее поливают своим потом и кровью, или помещикам, которые высасывают из крестьян последние соки? Кому принадлежат фабрики и заводы? Кому принадлежат банки и все богатства страны – русским рабочим или буржуазии русской и иностранной?»
1) РСДРП(б) 2) «Союз 17 октября»
3) Конституционно-демократическая партия 4) «Союз Русского Народа»
17. Прочтите отрывок из телеграммы генерала М.В. Алексеева на имя Николая II и укажите, когда происходили описанные события.
«Временный комитет Государственной Думы, образовавшийся для восстановления порядка в столице, принужден был взять в свои руки власть ввиду того, что, под давлением войска и народа, старая власть никаких мер для успокоения населения не предпринимала и совершенно устранена. В настоящее время власть будет передана Временным комитетом Государственной Думы Временному правительству, образованному под председательством князя Георгия Евгеньевича Львова».
1) октябрь 1916 г. 2) март 1917 г. 3) октябрь 1917 г. 4) март 1918 г.
18. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях 1917 г. и укажите фамилию политического деятеля, о котором идет речь.
«17 августа [он] дал принципиальное согласие на осуществление ряда мер по наведению порядка в стране, предложенных Верховным главнокомандующим Л.Г. Корниловым. Однако практические действия Корнилова были квалифицированы [им] как военный мятеж. На следующий день [он] послал в Ставку телеграмму об отстранении Корнилова от должности. После отказа подчиниться, [он] объявил Корнилова 30 августа изменником Родины. После распада коалиционного правительства [он] превратился на время в единоличного диктатора, создав 1 сентября "Директорию" или "Совет пяти". В тот же день была провозглашена Российская республика».
1) Л.Д. Троцкий 2) П.Н. Милюков 3) А.Ф. Керенский 4) В.И. Ленин
19. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью весной – осенью 1917 г.
ФАМИЛИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) В.И. Ленин | 1) военный министр Временного правительства |
Б) П.Н. Милюков | 2) Верховный главнокомандующий |
В) Л.Г. Корнилов | 3) министр иностранных дел Временного правительства |
Г) А.И. Гучков | 4) Председатель Временного правительства |
5) лидер партии большевиков |
А | Б | В | Г |
20. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей XIX – начала XX вв. и их деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А. К.П. Победоносцев | 1) обер-прокурор Синода |
Б. С.Ю. Витте | 2) организатор проведения реформы управления государственными крестьянами в 1837–1841 гг. |
В. Д.А. Милютин | 3) автор военной реформы 1860-х – 1870-х гг. |
Г. Г.Е. Львов | 4) организатор строительства Транссибирской железнодорожной магистрали в 1890-х гг. |
5) глава Временного правительства в марте – июле 1917 г. |
А | Б | В | Г |
21. Какие три органа власти были созданы в 1917 г.?
1) Всероссийский съезд Советов 2) Верховная распорядительная комиссия
3) Государственная Дума 4) Верховный Совет
5) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК)
6) Совет Народных Комиссаров (СНК)
22. Какие три из перечисленных событий произошли в феврале – октябре 1917 г.?
1) создание Государственной Думы
2) отречение Николая II
3) Кронштадтский мятеж
4) назначение П.А. Столыпина Председателем Совета Министров
5) создание Временного правительства
6) провозглашение В.И. Лениным «Апрельских тезисов»
Часть 2
Из воспоминаний члена ЦК кадетской партии А. Тырковой-Вильямс.
«С образованием... правительства к нам хлынули тысячи людей, надеясь принять участие в перестройке жизни России. Умеренность кадетов казалась надежной, чем демократические крайности тех, кто был левее их. Но по-прежнему шли более образованные, просвещенные люди...
Не толпа, любопытная и пассивная, создала революцию, ее раскачали вожаки разных толков... За... революцию несут ответственность верхи: интеллигенция, профессора, адвокаты, писатели, даже генералы.
Все они твердили, что дальше так жить нельзя. Но не поняли необходимости образовать сильное правительство, способное вести войну и управлять страной, отдавать приказы, заставлять себя слушаться. С этой обязанностью русская интеллигенция не справилась... От всего сердца преданные России, кадеты не сумели превратиться из оппозиции в правительство. Почему?
Мы были слишком щепетильны, рассудочны. Отпугивала необходимость заставлять, приказывать. Только убеждать, уговаривать...
Милюков считался лидером партии. И вот он стал министром в правительстве, где большинство состояло из кадет. Казалось, он хочет власти. Но когда революция поставила его лицом к лицу с возможностью ее взять и осуществить хотя бы часть задач, которые развивал в своих статьях и речах, потребность рассуждать перевесила потребность действовать».
20. Укажите название правительства, о создании которого пишет автор воспоминаний. С каким событием связано его создание? К какому году оно относится?
21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин, по которым правительство первоначально получило поддержку от определенной части населения, в первую очередь интеллигенции.
22. Что, по мнению автора, определило последующую неудачу данного правительства? Приведите не менее трех положений.
2. Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу… В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. …Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России…
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
…То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них – убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых
районах крестьяне… стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли… После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
20. О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
21. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин описанного в тексте события.
22. Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.
3. Прочтите телеграмму, адресованную генералу М.В. Алексееву.
«26 февраля…
Волнения, начавшиеся в Петрограде, принимают стихийный характер и угрожающие размеры. Основы их – недостаток печёного хлеба и слабый подвоз муки, внушающий панику, но, главным образом, полное недоверие к власти, неспособной вывести страну из
тяжёлого положения. На этой почве, несомненно, разовьются события, сдержать которые
можно временно, ценою пролития крови мирных граждан, но которых при повторении сдержать будет невозможно. Движение может переброситься на железные дороги, и жизнь страны замрёт в самую тяжёлую минуту. Заводы, работающие на оборону, в Петрограде останавливаются за недостатком топлива и сырого материала, рабочие остаются без дела, и голодная безработная толпа вступает на путь анархии стихийной и неудержимой.
Железнодорожное сообщение по всей России в полном расстройстве. На юге из 63 доменных печей работают только 28 ввиду отсутствия подвоза топлива и необходимого материала. На Урале из 92 доменных печей остановилось 44, и производство чугуна, уменьшаясь изо дня в день, грозит крупным сокращением производства снарядов. Население, опасаясь неумелых распоряжений властей, не везёт зерновых продуктов на рынок, останавливая этим мельницы, и угроза недостатка муки встаёт во весь рост перед армией и населением. Правительственная власть находится в полном параличе и совершенно бессильна восстановить нарушенный порядок. России грозит унижение и позор, ибо война при таких условиях не может быть победоносно окончена. Считаю необходимым и единственным выходом из создавшегося положения безотлагательное призвание лица, которому может верить вся страна и которому будет поручено составить правительство, пользующееся доверием всего населения. За таким правительством пойдёт вся Россия, воодушевившись вновь верою в себя и в своих руководителей. В этот небывалый по ужасающим последствиям и страшный час иного выхода на светлый путь нет, и я ходатайствую перед Вашим высокопревосходительством поддержать это моё глубокое убеждение перед Его Величеством, дабы предотвратить возможную катастрофу. Медлить больше нельзя, промедление смерти подобно. В Ваших руках, Ваше высокопревосходительство, судьба славы и победы России. Не может быть таковой, если не будет принято безотлагательно указанное мною решение. Помогите Вашим представительством спасти Россию от катастрофы. Молю Вас о том от всей души. Председатель Государственной думы…»
20. Назовите автора телеграммы. Укажите название войны, о которой упоминает автор телеграммы. Назовите императора, правившего в России в период, когда произошли события, описанные в телеграмме.
21. В чём состоят, по мнению автора телеграммы, причины беспорядков в столице государства? Укажите две причины. С какой просьбой обращается автор телеграммы к адресату?
22. Укажите название мирного договора, по которому Россия вышла из войны, упомянутой в телеграмме. Назовите руководителя России в период подписания этого договора. Назовите одну причину, по которой новое российское правительство вынуждено было его подписать.