Правовое регулирование отдельных видов семейных отношений с участием иностранцев




Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранцев включает в себя правовое регулирование брака и развода, личных неимущественных и имущественных отношений супругов, личные неимущественные и имущественные отношения родителей и детей и других членов семьи, правовое регулирование усыновления (удочерения).

Как уже отмечалось, данному вопросу посвящен 7 раздел СК РФ.

До вступления в силу Семейного кодекса РФ браки в РСФСР независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, заключались по советскому законодательству. В настоящее время вопросы заключения и расторжения брака определяются с помощью коллизионных норм. Такие нормы предусмотрены как международными договорами, так и внутренним законодательством – Семейным кодексом РФ (ст. 156 – 160 СК РФ).

Заключение брака возможно на территории Российской федерации гражданином РФ с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и иностранными гражданами.

Форма и порядок заключения брака на территории России определяется по российскому законодательству (п. 1 ст. 156 СК РФ). Это значит, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния. Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, на основе обычаев, не порождают правовых последствий.

Условия заключения брака согласно п. 2 ст. 156 СК РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо в момент заключения брака, с соблюдением требований ст.14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (наличие другого нерасторгнутого брака, недееспособность, наличие близкого родства, отношения по усыновлению). В ходе применения коллизионной нормы, отсылающей в отношении условий вступления в брак к законам страны гражданства супруга, могут возникать трудности при наличии у этого супруга нескольких гражданств. В таком случае если одно из гражданств - российское, применению подлежит законодательство РФ. При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является российским, подлежащее применению законодательство определяется по выбору обладателя иностранных гражданств. Что касается лиц без гражданства, то, поскольку такие лица наиболее тесно связаны с государством, где они постоянно проживают, условия заключения их браков в России закон (п. 4 ст. 156 СК РФ) подчиняет законодательству государства, в котором они имеют постоянное место жительства.

Иностранные граждане, проживающие на территории РФ, могут заключать браки в своих консульских органах. Такие браки признаются в России действительными при соблюдении одновременно двух условий: 1) если имеется взаимность (т.е. если в государстве, которое назначило посла или консула, зарегистрировавшего брак, признаются действительными браки, заключенные в российских дипломатических представительствах или консульских учреждениях) и 2) если супруги в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула.

Заключение брака гражданами РФ возможно и за пределами Российской Федерации. Это возможно как в дипломатическом или консульском учреждении (при этом применяются нормы Российского законодательства и в отношении формы, и в отношении условий заключения брака), так и в компетентных органах других государств. Заключенные в органах иностранных государств браки признаются в России действительными при условии соблюдения законодательства государства места заключения брака (ст. 158 СК РФ). Имеется в виду соблюдение предписаний о форме и условиях вступления в брак, содержащихся в законодательстве, указанном коллизионной нормой этого государства. Но требуется соблюдение и еще одного условия - должны отсутствовать предусмотренные ст. 14 СК РФ

Браки иностранных граждан, лиц без гражданства, заключенные за пределами территории РФ, также признаются в российской Федерации согласно п.2 ст.158 СК РФ при условии соблюдения законодательства государства, на территории которого они заключены.

На территории России браки с иностранными гражданами расторгаются на общих основаниях: согласно п. 1 ст. 160 СК РФ расторжение браков между гражданами России и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков между иностранными гражданами производится в соответствии с российским законодательством. Место заключения брака и место жительства супругов с точки зрения российской коллизионной нормы решающего значения не имеют. Но в соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишиневской конвенцией 2002 г. при расторжении брака на территории РФ супругами – гражданами стран СНГ применению подлежит законодательство страны их гражданства.

За пределами РФ российские граждане, проживающие за границей, могут расторгать браки в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, если речь идет о браке, расторжение которого по российскому законодательству возможно в органах записи актов гражданского состояния. Также расторжение брака возможно, в-третьих, в компетентных органах иностранных государств. Их решения признаются в России действительными и в том случае, когда речь идет о супругах - российских гражданах, и тогда, когда один из супругов имеет российское, а другой - иностранное гражданство, и тогда, когда оба супруга - иностранные граждане.

Заключение брака во всех государствах порождает, а расторжение брака – прекращает правоотношения между супругами.

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, согласно ст. 161 СК РФ, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. А при его отсутствии - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. если супруги не имеют и не имели совместного места жительства, то правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации.

Установление и оспаривание отцовства, материнства определяются по законодательству государства, гражданином которого является ребенок по своему рождению (п.1 ст.162 СК РФ). На территории России порядок установления и оспаривания отцовства и материнства в соответствии с п.2 ст.162 СК РФ осуществляется по российскому законодательству.

Права и обязанности родителей и детей по общему правилу определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. (ст.163 СК РФ). Если родители и дети не имеют совместного места жительства, права и обязанности сторон определяются по законодательству государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Несколько иные правила выбора применимого права установлены ст.164 СК РФ в отношении алиментных обязательств других членов семьи и алиментных обязательств совершеннолетних детей. По общему правилу эти правоотношения, так же как и родительские, регулируются законодательством государства, на территории которого стороны имеют совместное место жительства. Однако при отсутствии такового алиментные обязательства данного вида определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

В Семейном кодексе РФ отсутствуют правила выбора применимого права относительно опеки и попечительства. Такие коллизионные нормы содержатся в двусторонних и много сторонних международных соглашениях, что означает допустимость присутствия в указанных отношениях иностранного элемента. В соответствии с Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам обязанность принять опекунство (попечительство) устанавливается законодательством государства, гражданином которого является лицо, назначаемое опекуном (попечителем). Установление или отмена опеки и попечительства производятся по законодательству государства, гражданином которого является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство. Правоотношения между опекуном (попечителем) и подопечным регулируется законодательством страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).

При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;

2) усыновление - при одинаковом гражданстве сторон - производится на территории другого государства.

В Российской Федерации усыновление российских детей иностранными гражданами ранее было сравнительно редким явлением и осуществлялось на общих основаниях, т.е. с применением российского (советского) права. Однако с ростом числа усыновляемых иностранцами детей появилась необходимость корректировки законодательства, касающегося как порядка усыновления, так и коллизионных вопросов. [5]

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Но также должны быть соблюдены нормы российского законодательства: ст.124-126, ст.127 (кроме абз.8 п.1), ст.128, ст.129, ст.139 (кроме абз.5), ст.131 – 133 Семейного кодекса РФ,

Что касается международных договоров, то общие принципы усыновления нашли отражение в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конкретно вопросам усыновления посвящена наиболее значимая в настоящее время Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон (п. 2 ст. 165 СК РФ) формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в России не допускается. Посреднической деятельностью, однако, не является деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Есть еще один аспект усыновления с участием иностранцев - это признание в России вынесенных за границей решений. Возможны случаи, когда дети - российские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. Российское законодательство (п. 4 ст. 165 СК РФ) допускает признание произведенного за границей (органом государства, гражданином которого является усыновитель) усыновления ребенка - российского гражданина, проживающего за пределами России, если от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации, получено предварительное разрешение на усыновление.

Говоря о применении к усыновлению иностранного права, нельзя не заметить, что российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства. Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы.[6] Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.[7]

Для усыновления российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и. если в соответствии законодательством государства и (или) международным договором РФ, согласие самого ребенка на усыновление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: