МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
ВЫСШЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ УКРАИНЫ
“УКРАИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ”
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ №2
«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании кафедры
педиатрии № 2
заведующая кафедрой
проф. Крючко Т.А._____________
“ ___” сентября 2012 года
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
для организации самостоятельной работы студентов
во время подготовки к практическому занятию
Учебная дисциплина | ПЕДИАТРИЯ |
Модуль № | |
Содержательный модуль № | |
Тема занятия | Функциональные и органические заболевания гепатобиллиарной системы и желчевыводящих путей у детей. |
Курс | |
Факультет | медицинский |
Полтава – 2012
1. Актуальность темы:
Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта занимают одно из ведущих мест в структуре патологии органов пищеварения. Среди хронических заболеваний органов пищеварения, распространенность которых в последние годы неуклонно растет во всем мире, существенное место занимает патология билиарной системы, в основе ее чаще всего лежат функциональные дисфункции желчного пузыря (дискинезии) и сфинктерного аппарата желчевыводящих путей (дистонии).
Хронические гепатиты (ХГ) - одна из самых важных проблем здравоохранения в 21 веке. В настоящее время доказано, в большинстве случаев хронический гепатит может рассматриваться как хроническая вирусная инфекция или её последствия. Патогенетические подходы к лечению сменила этиотропная терапия противовирусная терапия. Во многом эта ситуация напоминает смену патогенетических подходов при терапии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, проведением эрадикации хеликобактерной инфекции. Таким образом ХГ в настоящее время относятся в сфере деятельности детских гастроэнтерологов и инфекционистов.
Так, на нашей планете только вирусным гепатитом В переболело 2 млрд. человек, а число смертей связанных с эти заболеванием достигает 1 млн. в год. В Украине количество больных ХГ превышает 200 тыс.человек.Особенно остро стоит этот вопрос в педиатрической практике, так как является одним из факторов детской инвалидности. Схемы лечения взрослых больных ХГ часто не апробированы или «плохо работают» в детском возрасте.
2. Учебные цели:
1. Дать определение этиологическим и патогенетическим факторам, способствующим развитию функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста.
2. Классифицировать и анализировать типичную клиническую картину указанных заболеваний.
3. Составить план обследования и анализ данных лабораторных и инструментальных обследований при типичном течении функциональных и органических заболеваний желчных путей и печени у детей.
4. Обосновать предварительный диагноз при функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста.
5 Демонстрировать владение принципами лечения, реабилитации и профилактики функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста.
6. Оценить прогноз для жизни и выздоровления при функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста.
7. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами субординации в детской гастроэнтерологии..
3. Междисциплинарная интеграция:
Дисциплины | Знать | Уметь |
И. Предыдущие дисциплины. 1. Нормальная и патологическая анатомия | Особенности анатомическое строения желудочно-кишечного тракта у детей | Интерпретировать исследование биотитов при различных патологических состояниях ЖКТ у детей. |
2. Гистология | Особенности морфологической структуры желудочно-кишечного тракта. | Интерпретировать исследование биотитов при различных патологических состояниях ЖКТ у детей. |
3. Биохимия. | Особенности обмена веществ и его нарушения при заболеваниях ЖКТ у детей. | Дать клиническую оценку изменениям биохимических показателей крови при з функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста.. |
4.Нормальная и патологическая физиология | Особенности функционирования печени, желчевыводящих путей в норме и при патологии. | |
5. Микробиология | Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, которые являются возбудителями вирусных гепатитов, знать методы и принципы серологической диагностики вирусных гепатитов. | Толковать серологические маркеры инфицирования |
6. Пропедевтика детских болезней. | Анатомо-физиологические особенности ЖКТ у детей, методику пальпации и перкуссии печени, семиотику заболеваний гепатобилиарной системы. | Собрать и оценить данные анамнеза, провести и оценить объективное обследование, лабораторные и инструментальные исследования. |
8.Фармакология и клиническая фармакология | Фармакокинетику и фармакодинамику препаратов, которые назначаются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. | Назначить адекватное лечение при заболеваниях ЖКТ у детей с учетом возраста больного, выписать рецепты. |
ІІ. Внутри-предметная интеграция | Методы диагностики, клинические признаки, дифференциальные отличия функциональных и органических заболеваний с болезнями, которые имеют похожие клинические проявления. | Дать клиническую оценку и провести дифференциальную диагностику функциональных и органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей у детей старшего возраста и заболеваний, которые имеют похожие клинические проявления. |
4.1.Перечень основных понятий, определений, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Симптомы | Определение |
Боли, локализованные в подложечной области по срединной линии Дискомфорт Раннее насыщение Переполнение Вздутие в верхней части живота Тошнота | Боли субъективно воспринимаются как неприятные ощущения; некоторые пациенты могут чувствовать как бы «повреждение тканей». При расспросе пациентов необходимо отличать боли от чувства дискомфорта. Субъективно неприятное ощущение, которое не расценивается пациентом как боль, а описывается как какие-нибудь из симптомов, указанных ниже. Ощущение переполнения желудка, возникающее сразу после начала еды независимо от объема принятой пищи, в результате чего пациент не может съесть привычную порцию пищи. Неприятное ощущение постоянного наполнения желудка пищей, которое может быть связано или не связано с приемом пищи Чувство напряжения (распирания) в подложечной области, которое следует отличать от видимого вздутия живота. Ощущение дурноты и приближающейся рвоты |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Дисфункции желчного пузыря и сфинктера Одди у детей. Этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика.
4. Этиология, клиника, диагностика, леченгие и профилактика органических заболеваний билиарной системы у детей старшего возраста..
5. Хронический гепатит у детей. Определение, этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
6. Желчекаменная болезнь у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профілактика, прогноз.
4.3. Практические занятия, которые выполняются на занятии:
1. Решение тестов, задач..
2. Робота в отделении с больными с заболеваниями гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей.
3. На основании результатов работы с больными уметь:
• определить основной фактор, который способствовал развитию данных заболеваний у детей.;
• указать патогенетические механизмы развития заболевания;
• оценить результаты клинико-лабораторных и инструментальных методов обследования;
• назначить лечение данным больным;
• предложить мероприятия по профилактике органических заболеваний гепатобилиарной зоны и желчевыводящих путей.
4.3. Материалы для аудиторной самостоятельной работы:
Перечень учебных практических задач:
- провести курацию больного ребенка с функциональными и органическими заболеваниями гепатобилиарной системы и желчевыводящих путей, установить предварительный диагноз;
- составить план дополнительных методов обследования для ребенка с функциональными и органическими заболеваниями гепатобилиарной системы и желчевыводящих путей или со сходными по проявлениям заболеваниями для подтверждения или исключение диагноза;
- провести и оценить результаты дополнительных методов исследования;
- провести дифференциальную диагностику функциональными и органическими заболеваниями гепатобилиарной системы и желчевыводящих путей и с другими заболеваниями, которые имеют сходные проявления;
- составить план лечения ребенка с функциональными и органическими заболеваниями гепатобилиарной системы и желчевыводящих путей;
- решить ситуационные задачи по теме занятия.
Содержание темы.