Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения турнира школьников по оксфордским дебатам (далее – Турнир).
1.2. Турнир направлен на создание условий для развития метапредметных и личностных знаний и умений учащихся, связанных с эффективной коммуникацией в старшей школе.
Цели и задачи
2.1. Цели Турнира:
2.1.1 формирование дискуссионных навыков личностных и метапредметных результатов образования связанных с коммуникативными умениями,
2.1.2 развитие позитивных гражданских ценностей и критического мышления;
2.1.3 актуализация ученических проблем, гражданско-социальное воспитание школьников;
2.1.4 популяризация дискуссионных методов в школьной среде.
2.2. Задачи Турнира:
2.2.1. создать условия для формирования общественной инициативы, личностной активности школьников;
2.2.2. создать и апробировать модель организации чемпионата по дебатам как технологии развития у учащихся критического, аналитического мышления;
Судейская коллегия Турнира
4.1. Для проведения Турнира создается Судейская коллегия из числа педагогов МАОУ "СОШ №1".
4.2. Члены Судейской коллегии оценивают участников Турнира на основании критериевпредставленных в Приложении 3.
4.3. Оценки участников Турнира заносятся каждым членом Судейской коллегии в индивидуальный протокол.
Участники Турнира
5.1. Турнир проводится среди школьников 9-11 классов.
5.2. Состав команды – 4 игрока.
5.3. Регистрация команд проводится в день проведения стартового обучающего семинара.
5.4. Каждая команда, заявившаяся на участие в Турнире, может сопровождаться группой поддержки, имеющей право задавать вопросы из зала.
Стартовый семинар
6.1. Для участников команд проводится стартовый обучающий семинар, который состоится
6.3. Содержание стартового семинара предполагает:
6.3.1. знакомство с правилами, регламентом оксфордских дебатов;
6.4.2. обучение особенностям подготовки команды к дебатам;
Время проведения Турнира
Турнир состоится
Условия и порядок проведения
Турнир проводится в несколько этапов. Регламент и правила проведения игр на этапе квалификации и основного турнира прописаны в отдельном Приложении №2.
Подведение итогов
По окончанию выступлений и вопросов команд Судейская коллегия совещается и оглашает результаты дебатов.
Приложение №1
Построение кейса
Кейс – это система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. В состав кейса входят аргументы (высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения (вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения).
Аргументы – это истинные (с точки зрения команды) суждения, причем, истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть как можно более очевидны, но, с другой стороны, не тривиальны. Таких аргументов в защиту спорного тезиса не так много. Поэтому необходимо выбрать 1-2 наиболее значительных аргумента и тщательно их разработать (привести доказательство и поддержки). Аргумент, таким образом, в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций. Следовательно, структура кейса и весь ход игры претерпевает определенные изменения. Во-первых, необходимо помнить, что формат дебатов – это только схема, с которой можно (и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата – убедительности. Во-вторых, в дебатах должно присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентами.
Логические уровни аргументации
Тезис | то, вокруг чего обычно ведется спор; правильно сформулированный тезис – первый шаг к успеху дискуссии (если спорят «за жизнь» или по силе аргументов – формулировка значения не имеет). Если спор строится вокруг тезиса – важно определить ключевые понятия в самом начале обсуждения, или до него. |
Философия | это основание вашей позиции, ее фундамент: ценности, которые вы отстаиваете, либо желаемые цели. Споры по целям и ценностям, защищаемым участниками, обычно наиболее ожесточенны. Философия должна быть приемлема для тех, кого вы намерены убедить и, по возможности, позволять использовать сильные аргументы в поддержку вашей позиции. |
Аргументы | не должны составлять цепочку, или замкнутый круг. Если в основании вашей позиции лежит определенная философия – они не должны противоречить ей и, тем более, друг другу. |
Доказательства | объясняют, почему ваши аргументы действительно подтверждают верность вашей философии и позиции в споре. В идеале вам стоит иметь как минимум два доказательства для каждого аргумента. Аргумент, не имеющий под собой доказательств, является, как правило, уловкой. |
Поддержки | примеры, приводимые вами для подтверждения действительности ваших аргументов. Это может быть статистика, результаты научных исследований, сообщения в СМИ, ваш личный опыт, цитаты авторитетных авторов, экспертов. Уместность тех или иных поддержек зависит от типа спора – за истину, для победы и т.д. |
Очень важно заявить кейс доказательства в начале дебатов стороной утверждения. Заявленный кейс должен быть:
1. последовательным, т.е. иметь прямое отношение к общей заявленной теме дебатов; он должен отвечать на утверждение тезиса
2. справедливым, чтобы можно было вести дебаты за обе стороны. Команда утверждения должна представить кейс, с которым разумные люди могут не согласиться. Это означает, что следует избегать случаев специального знания или трюизмов;
3. достаточно ясным, чтобы обе команды четко знали, что им нужно доказывать. Совершенно необходимо, чтобы команда утверждения четко и ясно заявляла, в чем состоит их позиция и в чем должна состоять позиция оппонентов.
Вопросы в дебатах
Грамотно поставленные вопросы могут быть опаснейшим оружием в ваших руках, однако это – палка о двух концах, и пользоваться ей нужно с умом. Будит ли аудитория смеяться над вашим оппонентом, или снисходительно улыбаться вашей незадачливости – вот цена вопроса. Ну а чтобы достичь высот, необходимо для начала освоить некоторые основы.
Отреагировать на вопрос можно тремя способами:
Сами по себе вопросы могут быть условно разделены на следующие виды:
Вопросы на знание – на поверку довольно редкие в чистой форме вопросы, цель которых – уточнить какую-либо информацию.
Вопросы на подрыв – заведомо риторические вопросы, призванные показать слабость в позициях противника.
Комментарии – просто какая-то небольшая информация, опять таки призванная показать, что аргумент оппонента не так состоятелен, как он его пытается преподать.
Задавать вопросы необходимо. Это, во-первых, неплохая возможность подточить уверенность в себе у вашего оппонента, да еще и отвлечь его внимание. Ну и, конечно, задаваться они должны таким образом, чтобы залу сразу стало ясно, насколько неправ был выступающий, и насколько выгодней смотрится ваша позиция.
Приложение №2