Законодательные и нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в строительстве




 

Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве. К наиболее существенным из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный, даже при серийном строительстве, характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обуславливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости.

Бухгалтерский учет в строительстве представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются:

· имущества организаций – нематериальные активы, основные средства, материальные запасы, финансовые вложения, денежные средства;

· обязательства организаций – задолженность других организаций и физических лиц (дебиторская задолженность), а также задолженность перед другими организациями и физическими лицами (кредиторская задолженность);

· хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренними пользователями бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам и другим пользователям отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных результатов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет основан на четырехуровневой системе нормативного регулирования.


         
 
I УРОВЕНЬ Законодательный уровень: законы РФ и федеральные законы, кодексы РФ
 
   
 
 

 


На первом уровне находятся законодательные акты. К ним относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 «Об акционерных обществах». Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователями бухгалтерской отчетности.

На втором уровне находятся нормативные документыМинфина России по ведению бухгалтерского учета, в частности положения по бухгалтерскому учету, например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, документы других министерств. Такие документы обязательны к применению. Любое отклонение от установленных правил является нарушением.

На третьем уровне находятся документыразъяснительного характера. К ним относятся методические рекомендации министерств и ведомств по ведению отдельных участков бухгалтерского учета, письма Минфина России. Эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению, но если организация ведет учет на основании таких документов, то он будет правильным.

На четвертом уровне находятся организационно-распорядительные документы самой организации: различные приказы, распоряжения, инструкции. В частности к ним относится Учетная политика организации.

Документы более низкого уровня необходимы для разъяснения документов более высокого уровня или выбора одного из возможных вариантов, предложенных документами более высокого уровня, и не могут противоречить правилам, указанным в документах более высокого уровня.

Наряду с законодательными, нормативными документами и инструктивными материалами, регулирующими или устанавливающими общий порядок организации и ведения бухгалтерского учета, при организации бухгалтерского учета капитального строительства следует руководствоваться следующими документами и инструктивными материалами, отражающими его специфику:

1. Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

2. Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167;

3. Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведенным письмом Минфина РФ от 30.12.93 № 160;

4. Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденными Минстроем РФ 04.12.95 № БЕ-11-260/7, доведенные письмом Минфина РФ от 15.01.96 № 2 и письмом Госналогслужбы РФ от 16.04.96 № ВП-4-13/ЗЗн;

5. Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом РФ 24.09.93 № 185, в редакции от 23.08.94;

6. Инструктивным письмом Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора РФ (Главгосархстройнадзора России) от 28.04.94 № 18-14/63 «О правильном толковании терминов «новое строительство», «капитальный ремонт», «реконструкция», «расширение»;

Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94, введенной Госстроем России с 01.04.95 и другими документами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: