Методы обучения содержательной линии «Информация и информационные технологии» и место среди них наглядных методов




 

Содержательная линия - это дидактическая группа в обучении, построенная по принципу содержательного тематического единства. В отличие от учебной дисциплины, построенной по принципу предметно-дисциплинарного единства, содержательная линия широко использует межпредметные и междисциплинарные связи. В частности, содержательная линия «Информация и информационные технологии» использует знания из области информатики (составляющей основу линии), математики (например, системы счисления), физики и техники (например, принципы работы ЭВМ) и др.

Понятие «информация » можно определить как: знания или сведения о ком-либо или о чем-либо; сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать. Информатика - наука об информации или: наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации.

Информация - от латинского information - сведения, разъяснения, изложение. В быту под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. В теории информации под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. По определению К.Шеннона, информация - это снятая неопределенность.

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Информационные технологии - современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе новых информационных технологий, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Содержательная линия «Информация и информационные технологии» включает в себя следующие блоки и звенья (последние указаны в скобках):

.Человек в информационном и материальном мире (объекты и явления материального мира; энергетический обмен; человек в материальном мире; информационный обмен; сигналы, регистрация сигналов; понятие данных).

.Воспроизведение и обработка данных (методы воспроизведения и обработки данных: естественные, аппаратные, программные).

.Понятие информации (развитие представления об информации; современное представление об информации; определение информации; понятие контекстного метода).

.Информационный процесс (понятие информационного процесса; информационные процессы в обществе и в вычислительной технике).

.Свойства информации (адекватность, достоверность, полнота, избыточность, объективность и субъективность, доступность, актуальность).

.Данные и их кодирование (носители данных, операции с данными; кодирование данных двоичным кодом: целых и действительных чисел, текстовых данных, графических данных, звуковой информации).

.Основные структуры данных (линейные, табличные, иерархические; упорядочение структур данных; адресные данные).

.Общее представление о файлах и файловых структурах

В частности, при изучении первого звена линии - «Человек в информационном и материальном мире» - могут быть приведены примеры или предложены задания на поиск примеров, результатом которых оказывается, что информация - повседневное явление во всех сферах жизни и деятельности людей. Вот одно из таких заданий.

Приведите примеры информации:

в неживой природе (например, в геологии или археологии);

в биологических системах (например, из жизни животных и растений);

в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения);

в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей).

Можно также привести пример на отсутствие информации и его последствия. Вспомним, что героям Жюля Верна пришлось совершить кругосветное путешествие по 37-й параллели, так как была утрачена информация о второй координате - долготе.

Изучение содержательной линии «Информация и информационные технологии» может содействовать решению следующих задач: формированию и применению информационно-коммуникативной компетентности учащихся в учебном процессе; формированию новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии; организации обучения на фоне развития игровой ситуации; формированию системы информационных ресурсов; систематизации учебного и дидактического материала по тематике и др.

Обучение содержательной линии «Информация и информационные технологии» может вестись с использованием любых методов обучения. Под обучением понимается педагогический процесс, связанный с усвоением учащимися знаний как разновидности информации.

Широкое распространение в дидактике нашла классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лервером и М.Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

) объяснительно-иллюстративный метод;

) репродуктивный метод;

) метод проблемного изложения;

) частично-поисковый (или эвристический) метод;

) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (методы 1 и 2), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (методы 4 и 5) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Наглядность используется при объяснительно-иллюстративном методе. Его иначе можно назвать информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Учащиеся используют все виды объектов информации - тексты, числовые данные, звуки, неподвижные и движущиеся изображения, гиперобъекты(то есть объекты с ассоциативными связями между элементами).

Освоение учащимися содержательной линии может идти в рамках классно-урочной системы в предмете - «Информатика и информационные технологии», в ходе их применения во всех предметах, проектной деятельности. Оно может идти концентрированно или распределено.

Основное затруднение, с которым сталкиваются учителя при организации на уроке коммуникативного взаимодействия, связано с недостатком времени для того, чтобы выслушать точку зрения каждого ученика. В результате в обсуждении участвуют только наиболее активные ученики, в то время как остальные (а их большинство) довольствуются ролью пассивных слушателей. Для преодоления возникшего затруднения появляется возможность оставить свой ответ на сайте, у педагога появляется средство организации коммуникативного взаимодействия, позволяющие быстро получать и обрабатывать информацию от каждого ученика.

Наиболее приемлемым средством наглядности в преподавании содержательной линии «Информация и информационные технологии» является использование педагогических программных средств (ППС), в частности, электронных учебников и электронных интерактивных курсов.

Введение спецкурса «Информатика» для 5-6 классов в базовый учебный план повысит заинтересованность детей в дальнейшем изучении предмета, даст возможность учащимся получить ранние компьютерные навыки и позволит использовать их в своей учебной деятельности каждому ребенку. Цель курса - формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, навыков рационального использования компьютера в учебной деятельности. По окончании курса учащиеся должны уметь использовать возможности компьютера в учебной деятельности: умение работать с устройствами компьютера, набор и редактирование рефератов, творческих работ и т.п.

При подготовке и проведении уроков используются материалы электронного интерактивного курса «Азы информатики», набор упражнений и лабораторных работ ПМК «Роботландия», развивающие компьютерные игры, методические разработки учителя.

Ученики знакомятся с электронным учебником «Азы информатики».

Электронный учебник содержит два «слоя» - основной и дополнительный. Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого. Дополнительный слой - на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги.

Основной слой имеет следующую структуру:

· Читальный зал (вход по щелчку на заглавной фразе). Раздел содержит фактический материал урока.

· Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.

· Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.

· Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.

· Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

Переход на дополнительный слой в каждом уроке книги выполняется мышиным щелчком по названию урока в его начале или щелчком по кнопке со знаком вопроса в его конце.

Электронный учебник состоит из глав-уроков. Каждый урок - это одна тема. Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет материал учебника.

Урок проходит обычно в следующей форме:

.Знакомство с материалом урока. Ученики знакомятся с новым материалом по текстам «Читального зала» и составляют краткий конспект из нового урока.

.Практикум. Изучив новый материал, ученики приступают к практической работе. Любой опыт или эксперимент содействует закреплению новых знаний, переводя их из абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того, компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.

.Зачетный класс. Выполнив практикум, ученики приступают к решению зачета. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат оценку 5 или 4. Если получены оценки 3 или 2, то зачетный класс решают заново.

.Обсуждение заданий зачета.

.Домашние задания; они разбиты на три группы.

Вариант 1. Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии.

Вариант 2. Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.

Вариант 3. Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее).

Пройдя все уровни урока, ученики не только узнают новую тему, но и закрепляют новые знания практикумом и решением зачетного класса.

Другой вариант наглядности с использованием информационных технологий - это технология мультимедиа - совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт - диска CD-ROM (compact disc read only memory) - CD-audio, CD-video, CD + G, CD - information, CD - phono, CD - TV, LV (Laser Vision). Мультимедиа - операционные среды, основанные на использовании технологии компакт - диска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Возможности систем мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации. Педагогические цели использования технологии мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: