Звено «Понятие информационного процесса»




Приступая к изучению данного блока содержательной линии «Информация и информационные процессы», ученики уже имеют представление о содержании понятия «информация». Учитель предварительно опрашивает учеников для активирования этого понятия, а затем делает вводное объяснение.

Из объяснения учителя. Из определения информации вытекает важное свойство ее динамичности. Дело в том, что информация существует крайне непродолжительное время - ровно столько, сколько продолжается взаимодействие данных и методов во время ее создания, потребления или преобразования. Как только это взаимодействие завершается, мы опять имеем данные, но уже представленные в другой форме.

Затем ученики вновь обращаются к электронному учебнику. Изучение данного блока начинается с выведения схемы, представленной на рис. 1.2. Она построена на использовании средств наглядности и ассоциативного мышления.

 

Рис. 1.2. Принципиальная схема информационного процесса


Текст электронного учебника. Здесь представлена принципиальная схема информационного процесса, протекающего в телевидении.

Сначала видеокамера (2) фиксирует световой поток (1), поступающий от объекта съемки. Световые сигналы - носители данных. Видеокамера - аппаратный метод создания видеоинформации. При их взаимодействии образуются новые данные, представленные зарядами на светочувствительном элементе камеры. Эти зарядысчитываются, преобразуются в электромагнитные сигналы (3) и направляются в передающее устройство (4).

Передающее устройство регистрирует поступившие сигналы, преобразует и усиливает их, после чего создает новые сигналы, направляющиеся к антенне (5). На антенне эти сигналы регистрируются в виде разности потенциалов электрической составляющей и вектора напряженности магнитной составляющей электромагнитной волны. Изменения электромагнитного поля вблизи антенны распространяются в пространстве в виде радиоволн (6), которые регистрируются приемными антеннами (7). Дальнейшее преобразование происходит через телевизионный приемник (8), который имеет электронно-лучевую трубку, плазменный дисплей или иное устройство отображения. Регистрация сигналов на экране сопровождается свечением. В этот момент образуется новый сигнал - световой (9), который регистрируется сетчаткой нашего глаза (10). В результате взаимодействия этого сигнала с естественными методами, предоставляемыми головным мозгом (11), мы получаем информацию, которая запоминается в нашей памяти (12) в виде новых данных.

На всех этапах информационного процесса идет непрерывная регистрация сигналов различной физической природы и их взаимодействие с самыми разнообразными методами. В телецентре в эту схему могут включить компьютер, который позволит накладывать на изображение видеоэффекты (например, вращать картинку в кадре).

Выводы по звену:

Информационный процесс - это всегда цикл образования информации из данных и немедленного ее сохранения в виде новых данных. Информация существует крайне непродолжительное время, но сам информационный процесс длится столько, сколько существуют носители данных, представляющие информацию. Исследуя сегодня египетские иероглифы, ученые продолжают информационный. процесс, начатый несколько тысяч лет назад.

Примером использования наглядности при изучении информационных технологий может быть изучение сети Интернет (здесь схема сопровождается соответствующими комментариями).

«Путь, проложенный Internet, предопределит многие элементы будущей магистрали. Internet - прекрасная, жизненно важная разработка, один из компонентов конечной системы, но в ближайшие годы он существенно изменится. Современному Internet недостает безопасности и системы учета. Технологии, которые воплотят идею всеобщей информационной магистрали, должны еще развиться до должного уровня. Это будет единая высоко-пропускная сеть - соединение компьютерных и других коммуникаций.


На рис. 3 представлена схема строения сети Internet. В ее основе заложен хребет - суперкомпьютеры, соединенные между собой высокоскоростными узлами связи. В дальнейшем по постоянной линии связи информация передается провайдерам - поставщикам Internet обычным пользователям. Обычно пользователи получают доступ к сети Internet посредством телефонной линии. Однако уже сегодня многие провайдеры предлагают услуги RadioInternet - связь между пользователем и провайдером, информация в которой передается посредством спутниковых каналов связи. Это позволяет существенно увеличить скорость и надежность связи, однако на порядок увеличит стоимость услуги.

Internet поддерживает единый протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Протоколом называют набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений Internet, о способах обмена информацией между абонентами сети.

Различают 2 типа протоколов Internet:

базовые протоколы, отвечающие за физическую пересылку электронных сообщений любого типа между компьютерами Internet.

прикладные протоколы более высокого уровня, отвечающие за функционирование специализированных служб Internet.

Каждый компьютер, подключенный к Internet, имеет уникальный физический адрес (IP - адрес), составленный из четырех десятичных чисел, разделенных точками, например, 192.168.42.2. Такие адреса имеют как компьютеры обычных пользователей, так и суперкомпьютеры, входящие в хребет Internet. Однако запомнить эти физические адреса очень сложно, поэтому стали применять осмысленные буквенные обозначение, разделенные запятыми, например www.armavir.ru (буквенная запись физического IP-адреса)».


Заключение

В процессе решения основных задач работы было установлено следующее:

.Содержательная линия - это дидактическая группа в обучении, построенная по принципу содержательного тематического единства. В отличие от учебной дисциплины, построенной по принципу предметно-дисциплинарного единства, содержательная линия широко использует межпредметные и междисциплинарные связи. В частности, основой содержательной линии «Информация и информационные технологии» является всё, что касается информации и способов её получения, передачи, хранения и обработки.

.В преподавании содержательных линий различают следующие виды наглядности: предметная, условно-графическая, использование технических средств. В преподавании информатики таким техническим средством выступает сам компьютер, а средствами наглядности - обучающие программы. Они могут быть реализованы, например, в виде электронных учебников или с использованием мультимедийных средств. В обучении информатике внутренняя и внешняя формы наглядности обязательно должны использоваться и совмещаться. Это обусловлено развитием воображения в процессе обучения.

.Результаты работы показывают, что в обучении содержательной линии «Информация и информационные технологии» могут быть использованы любые методы, в том числе методы наглядности, предполагающие использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

Развитие результатов исследования возможно в использовании мультимедийных средств как одного из способов получения наглядности; одновременно это позволит усилить межпредметные связи информатики с другими областями знаний, реализуемых в виде изучаемых дисциплин.


Список использованной литературы

1. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. - М.: Высшая школа, 2003. - 431 с.

2. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

. Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 - 288 с.

. Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. - 416 с.

. Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.

. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 624 с.

. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.

. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 - 154 с.

. Фигурнов В. Э.: IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: «Инфра - М», 1998 - 432 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: