Апология призвания к служению у Павла




Существовала ли для Павла проблема отстаивания легитимности своего служения?

Да, это совершенно очевидно, иначе мы не встретили бы в посланиях, в частности признанных аутентичными, апологии его призвания. Он неоднократно защищает свое право быть служителем Слова в качестве апостола.

Происходит это потому, что характер служения Павла был преимущественно миссионерский. Павел отстаивает свое апостольство именно как призвание Богом. Но само существование такой апологии подразумевает ее адресата – Церковь, которая, принимая Павла, как служителя неизбежно сообщает ему и часть своего апостольства.

Однако, хотя для Павла апология служения глубоко дихотомична, но церковь для него не средство призвания к служению8, а цель:

Рим 10:14-15 и 10:17

«Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?»

«Итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божия».

Характерной для пастырской теологии Павла чертой является теснейшая связь призвания к спасению и к служению. Для Павла призвание к спасению и призвание к служению соединяются воедино в самом акте призвания. Даже если они разделены по времени на некоторый период.

Исключительный опыт обращения, пережитый Павлом, означает для Апостола призвание к вере как вызывание к бытию во Христе.

Для Павла-апостола теология призывания к бытию во Христе происходит через теологию смерти и воскресения со Христом.

Призвание к бытию во Христе9 через смерть и воскресение так важно для Павла, поскольку его обращение не могло проистекать из его дел. Его вера не могла быть также результатом аффекта или впечатления, произведенного на него общиной или мученичеством апостола Стефана либо другим событием, носившим эмоциональную окраску, поскольку весь его предыдущий опыт противоречил самой вероятности принять Мессию в образе сына плотника, и, тем более увидеть в его образе Сына Бога.

Его жизнь до события Христа была скорее примером проклятия, смертоносного духовного ослепления и отвержения, поскольку он «шел против рожна».

Призыв к служению и избрание к благовестию прямо проистекают в Павловой апологии призвания из призвания к спасению, как мы видим в послании к Галатам.

Гал 1:1 «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем…»

Гал 1:11 «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа»

Гал 1:15-17 «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам…»

Павел фактически отвергает какую-либо долю человеческого участия в акте своего призвания к служению. Он полностью обосновывает свое призвание к служению на действии благодати и предизбрании. Этим он полностью отвергает какие-либо основания его апостольства, которые могли бы выглядеть в глазах общин Галатии вполне приемлемыми и «законными». Такая апология призвания уже не может нуждаться в екклесиологическом обосновании, поиске екклесиастического апостольства: «…я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам…» То, что совершилось в предизбрании Божием, не требует удостоверения церкви, а само по себе служит доказательством.

Вот как об этом пишет М.Лютер:

«В противовес хвастовству лжеапостолов, Павел решительно и с великою утверждает [демонстрирует и углубляет] свою апостольскую власть, представляет свое призвание и защищает свое служение. Хотя нигде в других местах он так не поступает, он отказывается уступить кому-либо, даже самим Апостолам, а уж тем более кому-то из их учеников. В противовес их фарисейской надменности и наглости, он ссылается на события, имевшие место в Антиохии, где он выдержал противостояние с самим Петром. Вдобавок, он не обращает никакого внимания на то, что может оскорбить кого-то, но говорит открыто и ясно, что осмелился укорять самого Петра, главу Апостолов, который видел Христа и близко знал Его. "Я Апостол, - [как бы] говорит он, - и мне нет никакого дела до того, кем являются остальные. Действительно, я не боюсь [не избегаю того, чтобы] упрекнуть даже самого главного среди других Апостолов".

Наконец в этих двух первых главах он не делает почти ничего, кроме утверждения и выставления на всеобщее обозрение своего призвания, своего служения и своего Евангелия. Он утверждает, что оно [Благовестие] не от людей, что он принял его не от людей, но через откровение от Иисуса Христа, и что если он, или [даже] Ангел с небес принесет какое-то иное благовестие, чем то, что он проповедует, то да будет он предан анафеме.

Но чего Павел хочет добиться таким "хвастовством"? Я отвечу: это учение ставит своею целью то, чтобы каждый служитель Слова Божия был уверен в своем призвании. Как в глазах Бога, так и в глазах человека он должен смело провозглашать [славить] то, что он проповедует Евангелие как призванный и посланный.»10

Справедливости ради, нам следует не только признать правоту Павла, но и понимать призвание церковью для служения как отражение и выражение воли Бога, которая должна сначала проявиться в призываемом человеке, например в виде духовного дарования.

Об этом же говорит Иоанн Креститель во свидетельство истинности служения Иисуса (Ин3:27) «…не может человек ничего взять на себя, если не будет дано ему с неба», утверждая тем самым богопризванность основным критерием всякого истинного служения. В свете всего опыта противостояния Павла лжеслужителям, мы могли бы сказать: «еще как может!», но опыт ранней церкви, отразивший паулинистскую богословскую традицию говорит о том, что такая деятельность не увенчивается, поскольку является незаконной.

В свете сказанного вдохновляюще звучит наставление М.Лютера: "Мы должны внимательно следить за тем, чтобы не было порочного умысла, чтобы никто не выставлял сам себя в качестве проповедника, желая обрести средства к существованию или добиться почестей. Ибо это опасно, и ничего хорошего из этого не выйдет. Если ты образован, сведущ в Слове Божием и полагаешь, что будешь представлять его другим верно и с пользою, то запасись терпением. Когда Бог того пожелает, Ему не составит труда увидеть тебя. Друг мой, не кичись своими способностями и не выставляй их напоказ. Бог не забыл тебя. Если тебе надлежит проповедовать Его Слово, Он обязательно призовет тебя к этому в свое время. И не пытайся навязывать Ему ни времени, ни места".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: