В октябре 2004 г. Саха (Якутия) провел региональное единовременное выборочное обследование по оценке благосостояния и бедности населения РС(Я). Эта работа была продолжением проведенных в 2003 г. обследований с целью исследования различных вопросов социальной направленности: национальное обследование благосостояния домашних хозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), тестирование перечня признаков бедности и обследование благосостояния и стиля жизни населения.
Целью проведения единовременного выборочного обследования было получение информации, которая бы дополняла данные, имеющиеся в действующих формах статнаблюдений по обследованию бюджетов домашних хозяйств и по проблемам занятости.
Для проведения данного обследования совместно со специалистами Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) была разработана анкета регионального статистического наблюдения «Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия)». По результатам обследования, были получены данные об уровне денежных доходов, ниже (выше) которого семью можно было бы отнести к категории «бедных» («богатых»), об оценке домохозяйствами своего материального положения в настоящее время и пять лет назад, о значении мотивации труда для работающих граждан, об изменении уровня жизни населения республики в целом за два-три года и др.
По данной анкете было опрошено 510 бедных (богатых) домохозяйств, участвующих также в выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств, из них в городской местности проживают 300 домохозяйств, или 58,8%, в сельской местности - 210 домохозяйств, или 41,2%. Вопросы задавались главе домохозяйства. Наибольшая доля опрошенных глав домохозяйств относится к возрастной группе 40-49 лет (33,5%). В ходе обследования были опрошены 220 мужчин и 290 женщин.[13]
|
Для оценки уровня материального положения домохозяйств используется показатель «денежные доходы». Среднедушевой денежный доход, по данным обследования бюджетов домашних хозяйств за III квартал 2004 г., составил 3840,9 рубля в среднем на одного члена домохозяйства в месяц. Денежные доходы домохозяйств городской местности превышали доходы сельских домохозяйств в 1,7 раза 4847,5 рубля и 2770,2 рубля в среднем на одного члена домохозяйства в месяц соответственно). При этом самые высокие денежные доходы в городской местности были отмечены в домохозяйствах, возраст глав которых составил 50-59 лет, в сельской местности - 60 лет и старше (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение размеров среднемесячных денежных доходов в зависимости от возраста главы домохозяйства (в среднем на одного члена обследованного домохозяйства; рублей в месяц)
По материалам обследования бюджетов домашних хозяйств, разрыв между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных в сельской и городской местности значительно различается: на селе он составил в 2004 г. 11,7 раза, в городе -18,4 раза. Среднедушевой денежный доход в 10%-ной группе с наименьшими доходами остается крайне низким: в сельской местности в 2004 г. показатель составил 881 рубль в месяц на одного члена домохозяйства, в городской -1369 рублей.
К числу показателей, характеризующих бедность, относятся численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и его доля в процентах от общей численности населения. По мировым стандартам, доля этой категории населения не должна превышать 10%.[14]
|
По взвешенным данным обследования бюджетов домашних хозяйств и баланса денежных доходов и расходов населения в динамике с 1998 по 2004 г. наиболее высокие показатели бедности в республике приходятся на 1999 г., когда численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 330,2 тыс. человек, что явилось результатом августовского финансово-экономического кризиса 1998 г. Численность и доля бедного населения в этот период имели тенденцию к снижению (см. рис. 2).
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в III квартале 2004 г. доля бедных составила 67,4% от числа всех обследуемых членов домохозяйств, причем в сельской местности доля бедных выше, чем в городской местности (81,5 и 54,2% соответственно) (см. рис. 3).[15]
Рис. 3. Численность населения с доходами выше и ниже величины прожиточного минимума в городской и сельской местности в Ш квартале 2004 г. (в % от общей численности населения)
В структуре бедного населения наибольшую долю составляют работающие (39,7% от всех бедных), дети до 14 лет (30,3%) и временно неработающие (21,2%). В городской местности выше, чем в сельской местности, доля бедных, относящихся к категории «работающие», а в сельской местности - выше доля бедных, относящихся к категориям «временно неработающие» и «дети до 14 лет» (см. рис. 4).
Наибольшее число респондентов отметили, что для обеспечения нормального уровня жизни их семье необходимо получать доход в размере от 5000 до 10000 рублей в расчете на одного члена домохозяйства в месяц (34,5% от общего числа опрошенных). При этом большинство опрошенных считают, что семью можно считать богатой, если среднемесячный доход в расчете на одного человека составляет от 20000 до 50000 рублей (46,7%), а бедной - семью с доходом менее 4000 рублей (73,3%).[16]
|
Величина критерия бедности в сельской местности существенно ниже по сравнению с городской местностью: главы городских домохозяйств указывают чаще всего 2000,1-4000 рублей в расчете на одного человека в месяц (36% опрошенных), в то время как в сельской местности до 2000 рублей (48,1%). Почти все домохозяйства с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в III квартале 2004 г.) считают, что при среднедушевом доходе 5000 и менее рублей домохозяйство будет относиться к категории «бедных» (98,6% от общего числа домохозяйств, относящихся к бедным).
Заработная плата для всех категорий населения является одним из основных источников средств существования. По данным обследования, подавляющее большинство глав обследованных домохозяйств (82,0%) имеют работу, приносящую доход, причем доля работающих женщин превышает долю работающих мужчин (83,8 и 79,5% от общего числа женщин и мужчин). Из числа малоимущих домохозяйств наибольшую долю (75,9%) составляют домохозяйства, где глава имеет основное место работы, в 16,6% домохозяйств главами являются неработающие пенсионеры, в 7,5% - безработные.
Дополнительную работу (включая и нерегулярную), приносящую доход, имеют главы 40 домохозяйств (9,6% от общего числа занятых респондентов), причем доля женщин этой категории выше, чем доля мужчин, имеющих дополнительную работу (10,7 и 8,0% от общего числа занятых женщин и мужчин соответственно). Наибольшие доли респондентов, имеющих дополнительный заработок, соответствуют возрастным категориям 30-39 и 40-49 лет (40,0 и 32,5% от числа респондентов, имеющих дополнительную работу). Размер дополнительного заработка колеблется от 500 до 15000 рублей. Средний размер дополнительного заработка составляет 3112,5 рубля в месяц на одно домохозяйство.
Из видов дополнительного заработка респонденты чаще всего отмечали продажу продукции личного подсобного хозяйства, ремесла, рыбалки, охоты (30% из числа лиц, имеющих дополнительную работу), а также совмещение должностей на другом предприятии (27,5%) и по основному месту работы (17,5%).[17]
Большинство опрошенных ответили, что они удовлетворены своей работой (56,0% от общего числа глав домохозяйств, имеющих работу) и что основной причиной удовлетворенности является размер денежного дохода. На рис. 6 видно, что чем выше размер дохода, тем выше удовлетворенность работой.
В городской местности главы обследованных домохозяйств чаще, чем в сельской местности, отмечали неудовлетворенность работой: в среднем 74,1% опрошенных в той или иной степени недовольны работой и 9,6% отметили, что имеющаяся работа их совершенно не устраивает (в сельской местности эти же показатели составили 86,8 и 4,8% соответственно).
Хотя денежный доход малоимущих домохозяйств небольшой, их главы на вопрос анкеты «Довольны ли Вы в целом своей работой?» в большинстве случаев ответили, что довольны своей работой в разной степени (79,0%). Анализ ответов респондентов на вопрос охарактеризовать материальное положение семьи показал, что одна десятая часть респондентов не испытывает нужды в деньгах: ни в чем себе не отказывает, по мере необходимости покупает товары длительного пользования и часто покупает высококачественные продукты питания. Около половины респондентов ответили, что покупают только необходимые продукты питания и одежду, а более крупные покупки приходится откладывать на будущее. Треть домохозяйств считает, что денег хватает только на покупку продуктов питания, из них 69,0% имели среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума. У десятой части респондентов не хватает средств даже на приобретение продуктов питания и им приходится брать деньги в долг, из них 81,6% составляют малоимущие.
Субъективная оценка благосостояния главами домохозяйств не находится в прямой зависимости от размера денежных доходов. Так, в городской местности, где денежные доходы выше, глава только одного домохозяйства отметил, что их доходов вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать (0,3% из числа городских домохозяйств), в то время как в сельской местности таких домохозяйств четыре (1,9% из числа сельских домохозяйств). В то же время доля домохозяйств, оценивших свое материальное положение как крайнюю нужду («денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится брать в долг»), в сельской местности превышает долю подобных домохозяйств в городской местности на 8 процентных пунктов (п. п.) (14,3 и 6,3% соответственно).
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрена проблема уровня и качества жизни населения, проанализирован уровень благосостояния населения республики Саха (Якутия), а также предложены меры по преодолению бедности.
К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.
Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.
Оценка бедности на основе сочетания денежных доходов и обеспеченности жилищем позволяет выявить три структурные группы бедных, одну из которых в настоящее время к бедным не относят. Расширяется перечень проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.
На новом этапе борьбы с бедностью надо уточнить официальные показатели ее измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности российской бедности, а методики их определения - быть прозрачными и не изменяться в процессе осуществления поставленной задачи. Вторая группа вопросов связана с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.
Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.
К решению стоящих перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышении уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.
Список литературы
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 422 с.
2. Антюшина Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2005, № 11, с. 87-91.
3. Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика. - 2005.- № 5. - с. 32-46.
4. Гутник В. Перспективы повышения уровня жизни в регионах РФ //Общество и экономика. - 2004.- № 2. - с. 92-94.
5. Лившиц В. Условия роста качества жизни населения // Вопросы статистики. – 2004. - №11. – C. 14-19.
6. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 37-49.
7. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики - 2004. - № 8. - с. 66 – 71.
8. Платонова И.Н. Проблема дифференциации доходов населения// Общество и экономика. - 2004. - № 2. - с. 68 – 72
9. Семенов К.А. Социальная статистика. Курс лекций.- М.: Гардарики, 2002. – 336 с.
10. Стрыкин В.С. Социально-экономическая статистика. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 394с.
11. Торговкина Т.А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 77-80.
12. Тарков А.Ф. Основы современной экономики - СПб.: ПИТЕР,2003.-425с.
13. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
14. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
15. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.
[1] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 37.
[2] Антюшина Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2005, № 11, с. 87.
[3] Антюшина Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2005, № 11, с. 88.
[4] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 38.
[5] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 40.
[6] Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке// РЭЖ.- 2005. -№ 6. – с. 41.
[7] Гутник В. Перспективы повышения уровня жизни в регионах РФ //Общество и экономика. - 2004.- № 2. - с. 93.
[8] Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики - 2004. - № 8. - с. 67.
[9] Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики - 2004. - № 8. - с. 68.
[10] Гутник В. Перспективы повышения уровня жизни в регионах РФ //Общество и экономика. - 2004.- № 2. - с.94.
[11] Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России// Вопросы статистики - 2004. - № 8. - с. 70.
[12] Гутник В. Перспективы повышения уровня жизни в регионах РФ //Общество и экономика. - 2004.- № 2. - с.94.
[13] Торговкина Т. А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 77.
[14] Торговкина Т.А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 78.
[15] Торговкина Т.А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 78.
[16] Торговкина Т. А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 79.
[17] Торговкина Т. А., Батожергалова И.И. Оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) на основе единовременного выборочного обследования // Вопросы статистики. – 2005. - № 11. – C. 80.