Тема 1. Теоретические основы управления персоналом
Время – 2 часа.
Цель работы: закрепить и усвоить теоретические навыки в обосновании целей управления персоналом. Ознакомиться с основными целями управления персоналом
Оснащение: методические рекомендации, рекомендуемая литература, тетрадь для практических работ
Основные теоретические положения
Целями управления персоналом предприятия являются:
· повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
· повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
· обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения следующих задач:
· обеспечение потребности предприятия в рабочей силе и необходимых объемах требуемой квалификации;
· достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
· полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
· обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
· закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
· обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
|
· согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
· повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Порядок выполнения работы:
- Изучить основные цели управления персоналом.
- Зарисовать схему «Цели управления персоналом»
- Сделать вывод о проделанной работе, ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие системы управления персоналом.
2. В чем состоят цели и задачи системы управления персоналом?
3. Раскройте состав подсистем и элементов, место и структуру управления персоналом в системе управления организацией.
Литература рекомендуемая для подготовки к выполнению практического занятия
1. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЭКЗАМЕН, 2016. – 352 с.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 688 с.
3. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2015.
Тема 2. Кадровая политика организации
Время – 2 часа.
Цель работы: Ознакомиться с общими требованиями предъявляемыми к кадровой политике
Основные теоретические положения
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
|
Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
|
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Порядок выполнения работы:
- Выполните задание
- Ответить на контрольные вопросы
Задание:
Изучите приведенный ниже перечень популярных мероприятий кадровой политики организации. Определите, к каким отрицательным результатам может привести их реализация и объясните почему. Предложите свои варианты мероприятий, направленных на оптимизацию кадрового потенциала организации.
Мероприятия кадровой политики:
1. Реализация программ добровольного увольнения персонала, в том числе ухода на пенсию пожилых работников.
2. Механическое сокращение или временное освобождение от работы определенной части работников во всех структурных подразделениях.
3. Свертывание программ по обучению персонала и повышению квалификации.
4. Чрезмерно резкое и обширное сокращение персонала.
5. Расстановка по рабочим местам вместо уволенных работников оставшихся в надежде на то, что они приобретут необходимые навыки практической деятельности.
6. Введение жесткой регламентации трудовых процессов и строгая отчетность перед вышестоящим руководством вместо широкого вовлечения работников в разработку конкретных мер по оптимизации структуры организации.
7. Поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск.
8. Создание системы материального стимулирования работников, не учитывающей их профессионального роста (карьеры) в организации.
Контрольные вопросы