Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради. После выполнения заданий ответы сверяются: знак «+» должен быть поставлен на схемах 1, 6, 8, 10.
Затем надо обратить внимание учащихся, что смоделировать условие задачи можно с помощью отрезков. Такие схемы называют графическими моделями. После этого надо предложить учащимся назвать номера таких схем (7, 10, 12). Можно также предложить определить, какой компонент сложения можно найти с помощью каждой из этих схем (первое слагаемое, сумму, второе слагаемое соответственно).
Упражнение в группах «Графические модели простых задач»
Учитель на доске размещает графические модели (ПРИЛОЖЕНИЕ 58), учащиеся объединяются в три группы, каждая из которых получает набор из трех схем (ПРИЛОЖЕНИЕ 59).
Учащимся надо разместить каждую схему под соответствующей графической моделью. После проверки выполнения задания (ответы: 1 — а, г, и; 2 — в, е, з; 3 — б, д, ж) учитель обращает внимание учащихся, что одна и та же графическая модель «заменяет» три схемы, т. е. графические модели являются более универсальным средством моделирования, чем схемы.
Переменка 1
Проводится в виде дидактической игры на развитие памяти «Больше —меньше». Учитель называет «цепочку» из слов «больше» и «меньше» в произвольном порядке. Например: «Больше, больше, меньше, больше, меньше». Учащимся нужно запомнить порядок слов и записать ее с помощью знаков «>», «<» (используется приложение 14 в конце рабочей тетради). Для самопроверки учитель демонстрирует правильную запись (можно организовать самопроверку после выполнения всех игровых заданий). Затем учитель называет новую «цепочку» (число слов можно постепенно увеличивать) и т. д.
Упражнение в парах «Учимся читать графические модели задач на сравнение»
Учащиеся в парах выполняют задание 2 в рабочей тетради. После выполнения задания организуется взаимопроверка с использованием ответов в конце тетради. Дополнительно можно обсудить, почему к одной графической модели отнесены две схемы (модели Б и В — задачи на уменьшение и увеличение в прямой и косвенной форме; модель Г — задачи на сравнение (нахождение разности); а также, почему на схеме 3 и графической модели А отсутствовал знак вопроса (в этих задачах использовались слова «столько же», которые не предполагают вычислений).
Упражнение «Проверяем графические модели»
Учащиеся под руководством учителя, а затем самостоятельно выполняют задание 3 в рабочей тетради. После выполнения задания рекомендуется обсудить характер допущенных ошибок.
- Задача 1: перепутаны названия отрезков, надо поменять местами заголовки «Девочки» и «Мальчики»;
- Задача 2: перепутали известные и неизвестные данные, надо поменять местами число 5 и знак «?», а также изменить длины отрезков;
- Задача 3: вместо знака «?» записали ответ задачи, а известную разность обозначили знаком «?»
Правильные ответы:
Задача 1.
Мальчики | ![]() |
![]() | |
Девочки | 8 2 |
![]() ![]() |
Задача 2.
Девочки | ![]() |
![]() | |
Мальчики | 5? |
![]() ![]() |
Задача 3.
Мальчики | ![]() |
![]() | |
Девочки | ? 2 |
![]() ![]() |
Переменка 2
Рекомендуется проведение подвижной физкультминутки.