Учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради. Для проверки учащиеся называют правильные ответы:
Санаторий «Белая Русь» — 2 марта
База отдыха «Браславские озера» — 24 дня
Туристический комплекс «Лясковичи» — 9 августа
Подведение итогов занятия
Учитель высказывает пожелание учащимся: дружить со временем, не терять его попусту: «Делу — время, потехе — час». На память о занятии можно подарить учащимся карманные календарики.
![]() | ЗАНЯТИЕ 27 ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА: ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ЗАДАЧИ-ЗАГАДКИ, ЗАДАЧИ-ЛОВУШКИ |
Краткое содержание: занятие нацелено на дальнейшее развитие наблюдательности, внимательного отношения к условию задачи, на воспитание культуры интеллектуального досуга. Примечания: 1. Занятие проводится в форме игры КВМ — клуб веселых математиков. Для проведения занятия необходимо заранее создать две команды с примерно однородным составом игроков, придумать названия, выбрать капитанов, подготовить приветствия команд. 2. В состав жюри могут входить педагоги, родители учащихся, старшеклассники. 3. При подведении итогов каждого конкурса рекомендуется не только объявлять результаты, но и знакомить учащихся с правильными ответами. 4. В конце занятия рекомендуется организовать награждение участников грамотами и сладкими призами. |
Методические рекомендации
Приветствие команд
Во вступительном слове учитель сообщает о проведении занятия в форме игры «Клуб веселых математиков», представляет членов жюри и приглашает команды обменяться приветствиями, например:
— приветствие команды «Десятка»:
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
На «десятку» должны математику знать!
Пусть будет непростой борьба,
Нелегким состязание.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
— приветствие команды «Круг»:
В кругу друзей не сосчитать,
Чтобы решать и побеждать!
Но если будут неудачи,
То круг наш дружный не заплачет.
Как Колобок покатится вперед,
К победе обязательно придет!
Конкурс «Разминка»
Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради. После разгадывания ребусов учитель сообщает, что во время игры учащиеся будут решать задачи-шутки, задачи-загадки, задачи-ловушки.
Конкурс «Задачи-шутки»
Учитель читает условия задач, команды поочередно отвечают (количество и содержание задач — по выбору учителя). За каждую правильно решенную задачу начисляется 1 балл. При отсутствии ответа или при наличии ошибки право хода переходит к другой команде, которая в случае правильного ответа получает дополнительный балл.
При проведении конкурса могут быть использованы следующие задачи (в скобках приведены ответы).
w Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные будут съедены не натощак)
w Сколько орехов может войти в стакан? (ноль, орехи не ходят)
w Шли три чудака, нашли три пятака. За ними пятеро идут, сколько они найдет? (неизвестно, но скорее всего — ни сколько)
w Как можно налить 2 литра молока в литровую бутылку? (налить один литр, выпить, а потом налить второй литр)
w Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по 5 партий и 5 раз был победителем. Объясните ситуацию. (они играли не между собой, а с другими игроками)
w Учитель нарисовал на листе бумаги несколько кругов. Показал одному ученику и спросил: «Сколько здесь кругов?» — «5». Показал другому ученику тот же самый лист бумаги, тот ответил: «7 кругов». Объясните ситуацию. (с одной стороны листа было нарисовано 5 кругов, с другой — 7)
w У животного две правые лапы и две левые, две передние и две задние. Сколько всего лап? (четыре: каждую лапу считали дважды, например, как правую и как переднюю)
w Дети измеряли длину комнаты шагами. У Маши получилось 8 шагов. У Пети — 7 шагов, у Наташи — 10 шагов. Кто измерил правильно? (все, у каждого своя длина шага)
w Повар насыпал рис в два одинаковых стакана. Потом один стакан пересыпал в кастрюлю. Где риса больше — в стакане или в кастрюле? (в пустом стакане меньше, чем в кастрюле, в полном — столько же)
w В кувшине 10 кружек молока. Сколько мальчиков можно напоить этим количеством молока? (не известно, т.к. не указано, сколько молока выпьет каждый мальчик)
w В 12 часов ночи шел дождь. Может ли бы через несколько дней в это же время быть солнечная погода? (нет, ночью солнца не бывает)
w Как правильно сказать: «9 и 7 получится 15» или «9 плюс 7 равно 15»? (обе фразы неверные, т.к. 9 + 7 = 16)
Игра «Счетная машинка»
Каждый участник команды получает карточку с изображением одной из цифр или одного из знаков «+», «—» или «=» (комплекты карточек у обеих команд одинаковые).
Учитель дает задание на сложение или вычитание двухзначных чисел (в записи слагаемых, суммы или разности все цифры должны быть различными), например, 32 + 54 = 86). Игроки каждой команды, которые получили карточки «3», «2», «5», «4», «8», «6», «+», и «=» должны быстро построиться так, чтобы получилось соответствующее равенство.
Игру можно повторить несколько раз: 41 + 56, 65 – 12, 87 – 24, 14 + 25, 38 – 23, 72 + 14, 98 – 25 и т. д.
За правильное выполнения задания команда получает 1 балл; команда, которая была быстрее в случае правильного ответа, получает дополнительный балл за скорость.