С основами специальной психологии 8 глава




6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2000.

7. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.

 

 

Тема 7. Дети с нарушениями зрения

 

Учебные вопросы.

1. Дети с глубокими нарушениями зрения. Незрячие (слепые) и слабовидя­щие дети.

2. Причины глубоких нарушений зрения у детей.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

4. Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Типы специальных учреждений для незрячих и слабо­видящих детей.

5. Индивидуальный подход к детям с нарушениями зрения в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений.

6. Профилактика нарушений зрения у детей.

 

1. Зрительное восприятие играет определяющую роль в формировании представлений о предметах и явлениях окружающей действи­тельности, в развитии познавательной деятельности ребенка. Такие признаки предмета, как цвет, величина, форма, протяженность в пространстве, мы определяем прежде всего при помощи зрения. Развитие ориентировки в пространстве также непосредственно связано с деятельностью зрительного анализатора. Зрительный контроль имеет большое значение для развития движения человека. При нарушениях деятельности зрительного анализатора у ребенка возникают гностические трудности в познании мира и ориентировке в нем, в осуществлении контактов с людьми, в разных видах деятельности.

Зрение играет огромную роль и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, развитие двигательной сферы), так как двигательные функции формируются под контролем зрения. Зрительно-пространственные представления имеют особое значение в процессе учебной деятельности ребенка. Процесс овладения буквами алфавита, цифровыми изображениями, ориентация в различных графических пособиях (географические карты, схемы, чертежи и др.) – все это требует определенного уровня развития пространственных зрительных представлений. Поэтому у детей с нарушением зрения возникают значительные трудности в процессе обучения.

Зрительный анализатор, с помощью которого осуществляется восприятие, анализ и синтез зрительных раздражений, состоит из периферического отдела (глаз), проводящих нервных путей и цент­рального отдела (подкорковые и стволовые центры, зрительные области коры – в затылочных долях больших полушарий головного мозга).

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, обучения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в своеобразии эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.

К лицам с нарушениями зрения относятся:

· Незрячие (слепые) с полным отсутствием зрения и лица с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу);

· слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;

· дети с косоглазием и амблиопией.

У детей встречаются различные по характеру и степени выра­женности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.

Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой пол­ностью отсутствуют зрительные ощущения, т.е. оба глаза лишены способности к светоощущению и цветоразличению, и неполную сле­поту. При неполной (т.н. практической) слепоте сохраняется остаточное зрение от светоощущения до остроты зрения от 0,01 до 0,05 на лучше видящий глаз при применении обычных средств коррекции (очки).

Слабовидение – стойкое, частичное, двустороннее снижение зрения.

К слабовидящим относятся дети, у которых острота зрения на лучше видящий глаз с коррекцией очками составляет от 0,05 до 0,4. Кроме того, к категории слабовидящих относят детей с несколько более высокой остротой зрения, но при наличии нару­шения других зрительных функций, например, сужения границ поля зрения.

2. Причины возникновения глубоких нарушений зрения у детей. Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения.

Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены генети­ческими факторами. К ним относятся, в частности, наследствен­ные формы врожденных катаракт (помутнение хрусталика глаза), наследственные формы атрофии зрительного нерва и др.). Врож­денная слепота может быть связана с внутриутробными пораже­ниями органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременной и других тяжелых заболеваниях матери, особенно в первые меся­цы беременности, когда вдет процесс формирования органа зре­ния у плода.

Приобретенные зрительные аномалии могут быть вызваны ос­ложнениями перенесенных ребенком тяжелых инфекционных заболе­ваний (менингит, менинго-энцефалит, грипп, дифтерия и др.), различными заболеваниями глаз, травматичес- кими повреждениями глаза, проводящих зрительных путей и зрительных центров, в том числе при тяжелых родовых травмах.

Наиболее частыми клиническими формами слепоты являются: атрофия зрительных нервов, глаукома (связанная с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза), ката­ракта, дистрофия сетчатки глаза, повреждения роговицы вследст­вие инфекций и травм; осложненная близорукость высокой сте­пени.

В связи с широким развитием в нашей стране системы лечеб­но-профилактических мероприятий (профилактика и эффективное лечение тяжелых детских заболеваний, борьба с детским трав­матизмом и др.) резко сократилось количество незрячих (слепых) детей.

Регулярно проводимые исследования учащихся специальных школ свидетельствуют о неуклонном сокращении числа слепых, особен­но тотально слепых детей, которые составляют в настоящее вре­мя 8-10% от числа учащихся школ для слепых детей (М.И. Земцова). Большинство детей имеет остаточное зрение.

Более значительную по численности группу, по сравнению со слепыми, составляют слабовидящие дети. К наиболее распростра­ненным клиническим формам при слабовидении у детей относятся аномалии рефракции (преломляющей способности глаза): высокая степень близорукости, высокая дальнозоркость и астигматизм. (Астигматизм – аномалия рефракции, при которой на сетчатке глаза не создается точечное фокусное изображение; обусловлен неравномерной кривизной роговицы или неправильной формой хрусталика.)

К другим клиническим формам слабовидения относятся: афакия (отсутствие хрусталика глаза в результате операции по поводу врожденной катаракты), а также заболевания нейро-зрительного аппарата – атрофия зрительных нервов и дистрофия сетчатки глаза. При заболеваниях нейро-зрительного аппарата, наряду с значительным нарушением остроты зрения, отмечается снижение и других зрительных функций (нарушение периферического зре­ния, цветового восприятия, зрительной работоспособности и др.). Дефекты зрения у детей подразделяются на прогрессирующие и стационарные. Примерами стационарных нарушений являются микрофтальм (врожденная аномалия, характеризующаяся уменьше­нием размеров глазного яблока),стойкое помутнение роговицы и др. При прогрессирующих дефектах зрения наблюдается посте­пенное ухудшение зрительных функций, связанное с течением патологического процесса. Это может наблюдаться при глаукоме, при незаконченной атрофии зрительного нерва, опухолях мозга и др. При нарушении гигиенических условий деятельности ребенка (недостаточное освещение, чрезмерные зрительные нагруз­ки, отсутствие необходимой коррекции и т.д.) может прогрессировать и зрительная недостаточность при аномалиях рефракции (при близорукости, дальнозоркости и др.).

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушения­ми зрения

Глубокое нарушение зрения как первичный дефект вызывает це­лый рядвторичных отклонений в психическом и познавательном, а также в физическом и общесоматическом развитии ребенка.

Отсутствие или резкое ограничение возможностей зрительного восприятия предметов и явлений действительности серьезно обед­няет чувственный опыт ребенка, затрудняет ориентировку в пространстве, препятствует развитию образного мышления. От­сутствие достаточного чувственного опыта приводит к тому, что у слепых детей имеющийся запас отвлеченных (словесных) знаний часто не наполнен конкретным предметным содержанием. Особен­ности познавательного развития во многом зависят от времени возникновения дефекта зрения. В отличие от слепорожденных де­тей и ослепших в самом раннем возрасте, дети, потерявшие зре­ние после определенного периода нормального развития, сохра­няют ранее сформированные зрительные представления. Такие «сле­ды» прежних зрительных представлений благодаря образной памяти играют важнейшую роль в воссоздании образов предметов и явле­ний по их словесному описанию. Зрительные представления могут сохраняться в памяти ослепших детей в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Утраченная функция зрительного анализатора компенсируется за счет активной деятельности сохранных анализаторов – слухо­вого, кожного, двигательного и др. В процессе развития у сле­пых детей складываются новые способы восприятия и анализа действительности, ориентировки в окружающем.

Наличие остаточного зрения имеет большое значение в развитии восприятия и ориентировки слепых детей в пространстве. Благода­ря наличию остаточного зрения, ослепшие дети воспринимают ряд световых и цветовых признаков предметов. Таким образом» наряду со слуховыми, тактильными, кинестетическими и другими видами восприятия они используют частично сохранные зрительные ощущения.

Своеобразие положения слепого ребенка среди окружающих, не­редко чрезмерная опека со стороны взрослых, осознание ребенком своего дефекта и связанных с ним неудач и затруднений в разных видах деятельности и общения могут приводить к появлению откло­нений в его личностном становлении и развитии (отсутствие самостоятельности, инактивность, проявления негативизма). Для успеш­ного компенсаторного развития этих детей необходимо формирование у них адекватных социальных мотивов, воспитание сознательности и активности в разных видах деятельности, настойчивости и самос­тоятельности, формирование навыков общения с окружаю­щими.

Особенности развития слабовидящих детей (в отличие от слепых) связаны, прежде всего, с тем, что они имеют возможность исполь­зовать в целях активного познания действительности и ориентиров­ки в пространстве имеющееся у них, хотя и нарушенное зрение. Однако резкое снижение зрения у этих детей обусловливает замед­ленность процесса зрительного восприятия, сниженную точность, сужение поля восприятия; зрительный дефект может затруднять формирование навыков пространственной ориентировки.

Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у детей с нормальным зрением, а в ряде случаев искажены.

Так, у слабовидящего ребенка с нарушением цветоощущения фор­мируются обедненные представления о предметах и явлениях (с точ­ки зрения богатства цветовых характеристик). При высокой степе­ни близорукости и дальнозоркости. без специально организованного процесса зрительного восприятия, дети могут не уловить некото­рых значимых, но неотчетливо выраженных признаков предмета.

У слабовидящих детей с врожденной колобомой сетчатки и сосу­дистой оболочки глаза (дефект ткани, располагающийся, как пра­вило, книзу от зрачка) формируются неадекватные искаженные представления о предметах, так как при этом заболевании предмет воспринимается только верхними отделами сетчатки глаза.

При зрительной работе слабовидящие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Одновременно зрительное утомление приводит к снижению умственной и физичес­кой работоспособности.

Тем не менее, у слабовидящих (в отличие от незрячих) зрительный анализатор является ведущим; эти дети пользуются зрением как основным средством восприятия. У слабовидящих осязание и слух не заме­щают зрительных функций, как это имеет место у слепых,

К особенностям слабовидящих детей (главным образом дошколь­ного возраста) относится то, что они не всегда достаточно осоз­нают свой дефект. Неудачи и трудности в играх, обучении, обще­нии с окружающими могут неправильно оцениваться ребенком, вызы­вая у него раздражительность, замкнутость, неуверенность, прояв­ления негативизма и другие отрицательные характерологии- ческие черты личности.

Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в резком ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.

Потеря зрения обусловливает своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут за собой сложные переживания и негативные реакции. Своеобразие характера и поведения слепых обусловливают в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных также протекает с отклонениями от нормы. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляются в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него зрительных представлений, которые можно воссоздать на основе словесных описаний. Если не развивать зрительную память, зрительные образы могут постепенно угасать, «стираться». В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психофизических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой своеобразное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, создающую слепому ребенку возможность овладеть различными видами деятельности. У слабовидящих имеется некоторая возможность использовать зрение при знакомстве с предметами, явлениями, при пространственной ориентировке и при движении. Однако зрительное восприятие их сохранно частично и не совсем полноценно. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен, неточен, поэтому зрительные представления имеют качественные своеобразия, цветовые ощущения нарушены, цветовые образы-представления обеднены. У слабовидящих при косоглазии нарушено бинокулярное зрение, т. е. способность видеть двумя глазами.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движе- ние, тепло, холод, боль, фактура материала и пр.) и помогает определить форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи, передаются в кору больших полушарий головного мозга. Так, незрячие и слабовидящие учатся «глядеть», «видеть» руками.

С помощью звуков – основного ориентира – незрячие и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. По звуку с большой точностью определяют источник и его местонахождение. В процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся специальные упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля. Успешность овладения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у сле­пых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития. Исследования показывают, что речевые нарушения у де­тей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. В большинстве случаев расстройства речи у детей с нарушениями зрения носят системный характер и затрагивают все ее основные компоненты (фонетико-фонематический, лексический и грамматический). Отмечаются: отсутствие необходимого словарного запаса, нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; характерны «вербализации» в связи с неполнотой предметных образов действительности, воз­никают трудности удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильных грамматических конструкций предложений.

У слепых и слабовидящих детей отмечаются выраженные измене­ния со стороны двигательной сферы – движения детей неуверенные и некоординированные; особенно страдает моторика мелкой муску­латуры рук. Как правило» эти дети мало двигаются и уже с дош­кольного возраста предпочитают больше сидеть. Вследствие этого среда отмечается значительный процент детей (около 30%) с дис­гармоничным физическим развитием (избыточная масса тела, низкие показатели окружности грудной клетки и др.).

Имеющееся у слабовидящего человека зрительное восприятие играет существенную роль в его развитии, учебе, социально-трудовой адаптации. В коррекции познавательного и личностного развития слабовидящих детей особое внимание обращается на формирование у них целенаправленности умственной деятельности, процессов зрительного восприятия, активности и сознательности, расширения и углубления круга их интересов. При этом учеба и последующая работа должны сопровождаться постоянными консультациями врача-офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

 

4. Типы специальных учреждений для незрячих (слепых) и слабовидящих детей

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей предусматривают в своей структуре одно или 2-х годичные дошкольные отделения и 12-тилетнее школьное обучение, дающее право на поступление в высшее учебное заведение.

В школах для слепых детей обучаются как абсолютно слепые, так и дети с остаточным зрением, имеющие нормальный интеллект. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности выделяются в специальные классы.

Слепые дети обучаются чтению и письму по системе Брайля. Незрячие с остаточным зрением в процессе усвоения учебной инфор­мации пользуются бисенсорным восприятием. (Это требует исполь­зования специальных средств наглядности, воспринимаемых как осязанием, так и остаточным зрением.) В учебных планах школ предусматриваются специальные коррекционные занятия, направленные на развитие пространственной и социально-бытовой ориенти­ровки, остаточного зрения, осязания, речи и двигательных функций. С учетом своеобразия познавательной деятельности незрячих детей применяются специальные приборы, в том числе приборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые, так­тильные, доступные для их восприятия.

В школах для слабовидящих дети получают общее среднее и по­литехническое образование в соответствии государственным образовательным Стандартом. Содержание обучения в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (за исключением изобразительной деятельности, черчения, а также содержания трудового обучения и физического воспита­ния). Сроки обучения удлиняются на один год. В учебный план включены индивидуальные и малогрупповые коррекционные занятия по развитию зрения, ритмике, развитию пространственной ориентировки, логопедические занятия.

Для слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, пре­дусматривается обучение в коррекционных классах для детей с ослабленным и нарушенным зрением, где к этим детям осуществляется дифференцированный подход в процес­се их обучения. Специфика обучения детей в этих классах вклю­чает: изменение темпа прохождения учебного материала; особый режим зрительных нагрузок; применение специальных форм и мето­дов обучения; использование специальных учебных и наглядных пособий, оптики и тифлотехники с целью расширения зрительных возможностей детей; создание соответствующих санитарно-гигие­нических условий обучения; организацию лечебно-восстановитель­ной работы и др.

В специальных школах и классах для слабовидящих детей соз­даются специальные условия, направленные на охрану зрения, об­легчение зрительного восприятия и предупреждение утомления. К ним относятся: использование назначенных офтальмологом средств коррекции – обычных и специальных (лупы, телескопичес­кие очки и др.), специальных учебников и учебных пособий, повышение освещенности рабочего места, рациональный режим зрительной работы.

При искусственном освещении лампы накаливания освещен­ность на рабочей поверхности должна достигать 500 Л, при люминесцентном - не менее 800 Л. Для освещения рабочего мес­та ребенка в домашних условиях рекомендуются настольные лам­пы с абажуром молочного стекла.

Стены учебных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цвета очень слабой ин­тенсивности.

Используются учебники с крупным шрифтом, тетради с четкой разлиновкой; благоприятные условия зрительной работы обеспе­чиваются отсутствием резких контрастов в учебно-наглядных пособиях, четкостью схем, карт, отсутствием в них мелких элементов и т.д. На занятиях широко используются телеустановки и звуко­записывающая аппаратура.

Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с уст­ными формами организации занятия. Для охраны зрения слабови­дящих детей необходимо устраивать перерывы в зрительной рабо­те (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10-15 минут занятия. В процессе выполнения учебных заданий учитывается замедленная деятельность слабовидящих детей и снижение уровня работоспособности по сравнению с нормально видящими детьми. Для учащихся начальных и подготовительных классов рекомендуется предусматривать один раз в неделю «об­легченный» день, сокращение числа уроков (до двух) и проведе­ние полуторо-двухчасовой прогулки или экскурсии на природу.

Усвоение учебного материала осуществляется в процессе классных занятий; домашние задания допускаются лишь в самом небольшом объеме.

Для слабовидящих детей используются парты особой конструк­ции, позволяющие обеспечить правильную посадку, расположение книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз, а также использование луп разного типа на подвижных шарнирах. Соблюде­ние гигиенических рекомендаций является непременным условием коррекционно-воспитательной работы специального детского уч­реждения и должно находиться под постоянным контролем со сто­роны медицинских работников и педагога.

Помимо рассмотренных категорий детей (слепые и слабовидя­щие), обучение которых требует создания специально организован­ных условий, есть дети с нарушениями зрения, которые могут находиться в дошкольных и школьных учреждениях массового типа.

Это, в основном, дети с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корри­гируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офталь­молога.

В отношении этих детей необходимо следить за четким выпол­нением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимости от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагру­зок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкультурных упражнений – назначение специальной группы по физкультуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, наглядные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нуж­но давать на занятии разные вида работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.

5. В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, правиль­ная посадка во время занятий, регулирование продолжительности и характера зрительной работы, соблюдение режима дня, предуп­реждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.

Работа с наглядными пособиями в детском саду должна удов­летворять гигиеническим требованиям. Рассматриваемые предметы (книга, картинки и др.) следует располагать по отношению к глазам ребенка не ближе 30 см. Желательно, чтобы картинка на­ходилась в наклонном положении под углом 45 градусов. Нагляд­ные пособия и иллюстративный материал должны быть четко выпол­нены и достаточных размеров. Не следует использовать картин­ки на цветной бумаге: рассматривание их может утомить зрение детей; лучший фон – белый или серый.

Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. При этом необходимо учесть, что небольшая степень дальнозор­кости нередко не замечается ребенком, так как она компенси­руется путем усиления преломляющей способности глаза. Однако при отсутствии коррекции (очки) постоянное напряжение аккомо­дации приводит к явлениям утешения глаз, появлению головной боли, тупой боли в области лба и около глаз, чувства давления в глазах. Буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти явления обусловлены перенапряжением ресничной (аккомодационной) мыш­цы глаза. При появлении указанных симптомов необходимо обсле­дование ребенка у врача-специалиста.

В ряде случаев нарушение зрения обусловлено наличием опу­холи мозга. Чаще всего это врожденные доброкачественные опухоли, расположенные в области мозжечка. В связи с медленным ростом они в течение длительного времени не дают явных прояв­лений, но в дальнейшем, в определенный период развития, у ре­бенка появляются симптомы снижения зрения, головные боли, утом­ляемость и др. В этом случае также необходимо тщательное, прежде всего офтальмологическое обследова- ние.

В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в предупреж­дении зрительных расстройств большая роль принадлежит педаго­гам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.

К общим профилактическим мероприятиям, направленным на ох­рану зрения, относится проведение широких мер по охране здо­ровья матери и ребенка, борьба с детским травматизмом, предуп­реждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. Дайте определение нарушений зрения, проходящих по сфере специальной педагогики и психологии. Назовите основные категории (группы) лиц с нарушениями зрения.

2. Определите причины и последствия нарушения зрения. По каким признакам дифференцируют детей с нарушениями зрения?

3. Каковы особенности психофизического и познавательного развития слепых и слабовидящих детей? Что общего между ними?

4. Какие способы компенсации нарушенного зрения Вам известны?

5. Исходя из общих закономерностей процесса компенсации дефекта, объясните, почему слепые и слабовидящие могут достичь значительных успехов в своем развитии? Приведите примеры.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Дети с отклонениями в развитии /Под общ. ред. Н.Д. Шматко. – М., 2003.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – Изд. 2-е. – М., 2001.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1987.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2000.

5. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И. Земцова и др. – М., 1978.

6. Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих. – Л., 1980.

7. Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. – М., 1987.

 

Тема 8. Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые).

Проблемы обучения и воспитания

Учебные вопросы.

1. Понятия «нарушения интеллекта» («умственная отсталость»), «олигофрения».

2. Причины и специфика интеллектуальных нарушений при олигофрении.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов. Степени интеллектуального недоразвития при олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность).

4. Основные формы олигофрении по клинической классификации М.С. Певзнер.

5. Другие категории умственно отсталых детей. Деменция, нарушения интеллекта, обусловленные психоневрологическими заболеваниями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: