6. Специальные учреждения для умственно отсталых детей. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
1. Под нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) понимают
глубокое недоразвитие познавательной (интеллектуальной) деятельности, возникающее на основе тяжелого органического поражения головного мозга.
Существуют различные формы умственной отсталости. Наиболее распространенными среди них являются такие формы нарушений интеллекта, как «олигофрения» и «деменция».
Олигофрения (от греч. oligos –малый, fren – ум) – это особая форма психического недоразвития, которая возникает в результате поражения головного мозга во внутриутробном периоде развития, во время родов или на самом раннем этапе постнатального развития ребенка.
Термин «олигофрения» для обозначения всей группы врожденного и приобретенного в раннем периоде грубого нарушения интеллектуального предложил немецкий психиатр Э. Крепелин.
Фактор времени поражения – один из основных для определения олигофрении, так как возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психические функция ребенка ухе достигли определенного уровня развития, дает иную структуру дефекта, отличающуюся от олигофрении.
Вторая особенность олигофрении, отличающая ее от других форм умственной отсталости, состоит в том, что при олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий, резидуальный) характер. Поэтому при анализе развития ребенка-олигофрена учитывают, что болезненные процессы в головном мозге закончились, и ребенок способен к поступательному психическому развитию.
Это развитие подчиняется общим закономерностям психического развития ребенка, но оно чрезвычайно затруднено, так как, в связи с нарушением центральной нервной системы, развитие это происходит на патологически (болезненно) измененной биологической основе.
Олигофрения объединяет целую группу патологических состояний, различных по причинам возникновения, механизму развития и клиническим проявлениям, единым для них является наличие общего психического недоразвития, в структуре которого центральное место занимает недоразвитие познавательных способностей (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева).
При олигофрении кора больших полушарий мозга поражается диффузно, т.е. анатомические изменения относятся не к отдельным участкам, а распространяются на всю (или большую часть) коры больших полушарий головного мозга. В ряде случаев такое диффузное поражение коры сочетается с отдельными очаговыми поражениями в коре и подкорке (очаги воспаления, кровоизлияния) Это обусловливает разнообразие клинических проявлений олигофрении.
2. При всем разнообразии проявлений, общим для всех форм олигофрении является общее психическое недоразвитие, включая недоразвитие познавательной способности и личности в целом. Центральное место в структуре психического недоразвития при олигофрении принадлежит недостаточности высших форм познавательной деятельности, прежде всего абстрактного словесно-логического мышления. Указанная особенность психического дефекта при олигофрении более отчетливо проявляется к концу дошкольного – началу школьного возраста.
Проявление олигофрении в раннем детском и дошкольном возрасте выражается в отставании в сроках психофизического развития детей, в запаздывании сроков появления эмоциональных реакций на окружающее (на первом году жизни), отставании в развитии речи. Характерны также: длительное отсутствие формирования навыков самообслуживания, подражательный, манипулятивный характер игры (у детей дошкольного возраста), слабо выраженный познавательный интерес к окружающему, отсутствие или недифференцированный характер «высших» эмоций (чувство признательности, привязанности, сочувствия и др.).
К школьному возрасту на первый план выступают конкретно-ситуативный характер мышления, слабость или невозможность обобщений, неспособность или резко ограниченная возможность выделения существенных признаков предметов и явлений. Физиологической основой этих недостатков является резко выраженное нарушение подвижности нервных процессов.
Отмечаются и другие многообразные нарушения познавательной деятельности (недостаточность восприятия, нарушение активного внимания, замедленность и непрочность запоминания, низкий уровень логической памяти и др.). Для детей-олигофренов характерны: слабость инициативы и побуждений, недостаточность целенаправленной умственной и практической деятельности, снижение любознательности, критичности и самокритичности, недоразвитие «интеллектуальных» эмоций (например, эстетического характера).
Все указанное обусловливает нарушение способности к пони манию и усвоению различной по характеру информации.Особые трудности возникают у детей-олигофренов в тех случаях, когда нужно установить связи между объектами и явлениями или сделать самостоятельные выводы.
При глубокой умственной отсталости усвоение любых отвлеченных знаний и школьное обучение может быть вообще невозможным.
Состояние речи при олигофрении характеризуется бедностью словарного запаса, обилием речевых штампов, аграмматизмами и выраженными в разной степени дефектами произношения.
При некоторых (т.н. осложненных) формах олигофрении, при сочетании диффузного поражения мозга с наличием очагов поражения в подкорке, общее интеллектуальное недоразвитие осложняется психопатическими проявлениями в поведении: грубость, неумение контролировать свое поведение и др.
При диффузном поражении коры с преимущественным повреждением лобных долей больших полушарий мозга наблюдается резкое снижение критичности и самокритичности, а также грубые нарушения двигательной сферы.
3. Причины олигофрении. В настоящее время выделяют ряд причинных факторов, обусловливающих возникновение олигофрении.
Большое значение придается патологической наследственности. По данным М.Г. Ляминой (1976), не менее 75% всех случаев олигофрении так или иначе связано с генетическими факторами.
К генетически обусловленным формам олигофрении относятся, например, болезнь Дауна, олигофрении в результате наследственного нарушения обмена веществ (фенилкетонурия и др.).
К внешним (негенетическим) факторам олигофрении, действующим во внутриутробном периоде развития, относятся: хронические заболевания матери и тяжелые токсикозы беременности, вызывающие внутриутробную гипоксию плода (кислородное голодание); инфекционные болезни (коревая краснуха, грипп, инфекционный гепатит, сифилис, токсоплазмоз), различные интоксикации, вызываемые алкоголем, химическими веществами, наркотиками и др.; иммунологический конфликт (несовместимость) между организмом матери и плода по резус-фактору и группам крови АВО. В последнем случае возникает гемолитическая болезнь новорожденного, при которой поражение головного мозга наступает вследствие накопления в крови ребенка токсических продуктов распада красных клеток крови (эритроцитов).
Причинами возникновения олигофрении могут быть тяжелая асфиксия и черепно-мозговая травма новорожденного, приводящие к нарушениям мозгового кровообращения у ребенка.
Среди постнатальных (после рождения) факторов следует выделить нейроинфекции (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), черепно-мозговые травмы в раннем возрасте, тяжелые интоксикации в первые два года жизни ребенка (например, при токсической дизентерии и др.). Может иметь место также и сочетание наследственных и внешних патологических факторов.
При тяжелых формах олигофренического слабоумия образование условных рефлексов резко затруднено или невозможно. При легких степенях слабоумия новые условные связи характеризуются непрочностью. Отмечается слабость всех видов торможения, инертность нервных процессов, недоразвитие функций I сигнальной системы.
Признаки недоразвития отмечаются и в моторной активности (запаздывание в развитии статических и динамических функций, недостаточная целенаправленность и координированность движений, недостаточная сформированность тонкой ручной моторики, мимики и др.).
При олигофрениях, связанных с нарушениями внутриутробного развития, отмечаются, как правило, разнообразные соматические нарушения: деформации и изменения размеров черепа, аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, челюстей, укорочение фаланг пальцев и др. Нередко наблюдается отставание в физическом развитии, недоразвитие половых органов и др.
4. Выделяют три степени выраженности интеллектуальной недостаточности при олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность.
Наиболее тяжелая степень – идиотия (от греч. idios – собственный, существующий для себя, иначе, – существующий без общения с окружающими). Идиотам недоступно осмысление окружающего; их речь развивается крайне ограниченно (до произнесения отдельных, сильно искаженных слов); выражены нарушения моторики – многие дети не умеют самостоятельно стоять и ходить. Крайне трудно сформировать у них даже самые элементарные навыки самообслуживания и опрятности. Поведение этих детей в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью (сидят или лежат в кроватях), в других - склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловища, движения руками и др.). У некоторых детей наблюдаются периодические проявления агрессивности (могут внезапно ударить или укусить кого-либо из окружающих, наносить себе удары и т.п.). Лица с идиотией нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Имбецильность (от лат. im – без, bacillum – пaлка, т.е. не может обойтись без поддержки, без посторонней помощи) – это тоже глубокая степень интеллектуального и общего недоразвития, хотя дефекты развития выражены в менее резкой форме. Имбецилы отличаются выраженной конкретностью мышления, неспособностью к образованию отвлеченных понятий, грубым речевым недоразвитием. Словарный запас у этих детей невелик и состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов; отмечается выраженный аграмматизм, нарушения звукопроизношения; речь в целом неясная, смазанная. Характерна общая моторная недостаточность.
У детей-имбецилов имеются определенные возможности к усвоению элемен- тарных навыков практической и умственной деятельности, поэтому они способны к усвоению некоторых несложных видов физического труда и даже элементов грамоты. Однако наличие грубых дефектов развития психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, речевого развития, в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы (инертность, негативизм) и моторики, делает невозможным их обучение по программе вспомогательной школы для умственно отсталых детей.
Дебильность (от лат. debilis – слабость, хилость) – относительно легкая степень умственной отсталости (по сравнению с двумя выше описанными группами). Их интеллект более сохранен. Поэтому в процессе развития они дают большее продвижение по сравнению с имбецилами. Дети-дебилы способны обучаться в специальной школе (школы 8-го вида).
Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятельности. Особенно страдает способность к анализу, логическому обобщению, абстрагированию, т.е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Ослабление указанных способностей, вызванное перенесенным поражением мозга, не дает детям-дебилам возможности освоить программу массовой школы. В силу выраженного недоразвития высших психических процессов у этих детей ограничены возможности в сознательном усвоении понятий, обобщенных правил, закономерностей, в переносе полученных знаний в новые ситуации.
В связи с нарушениями памяти (особенно процесса логического запоминания) значительно снижается объем учебного материала, который могут усвоить дети-дебилы.
Замедленность темпа восприятия и осмысления информации приводит к тому, что этим детям требуется гораздо больше времени для усвоения знаний, по сравне- нию с их нормально развивающимися сверстниками.
В связи с недоразвитием аналитико-синтетической функции коры больших полушарий мозга, нарушениями фонематического слуха – они испытывают значительные трудности в установлении и понимании связей между звуком и буквой, в слиянии букв в слоги и слова, в развитии навыков беглого чтения.
Поскольку усвоение даже элементарного математического материала требует абстрагирования, дети-дебилы с большим трудом овладевают счетом (без опоры на конкретные предметы), простыми счетными операциями. Трудности в установлении связи между фактами действительности приводят к серьезным затруднениям в решении арифметических задач.
Недостаточное развитие способности к установлению временных, пространственных, причинно-следственных отношений между объектами и явлениями затрудняет усвоение географического, исторического материала и др.
На учебной деятельности и поведении детей отрицательно отражаются недос- татки их личностного развития – снижение познавательных интересов, самокритичности, настойчивости, самостоятельности.
Специальное изучение умственной работоспособности учащихся, страдающих олигофренией (И.Ф.Шило, 1979 и др.), показало, что уровень их работоспособности значительно снижен при сочетании умственной отсталости с астеническими явлениями. Особенно низкий уровень работоспособности отмечается у детей с олигофренией, осложненной синдромом психомоторной расторможенности.
Динамика олигофрении носит непрогредиентный (так называемый эволютивный) характер, связанный с возрастным созреванием центральной нервной системы (ЦНС), а также с процессами восстановления и компенсации. Выражением положительной динамики является постепенное (более медленное, чем у здоровых детей) повышение уровня умственных способностей, усиление подвижности психических процессов, улучшение фразовой речи, появление более правильной самооценки и критического отношения к окружающему, уменьшение моторной недостаточности, пополнение запаса знаний, приобретение бытовых сведений, несложных трудовых и профессиональных умений и навыков. Следует, однако, отметить, что такая динамика свойственна в основном детям с неосложненной олигофренией в степени дебильности.
6. В отечественной олигофренопедагогике используются несколько классифи- каций олигофрении. Наиболее распространенной считается медицинская классифи- кация, предложенная М.С. Певзнер, согласно которой различают пять форм олигофрении.
Неосложненная форма характеризуется уравновешенностью нервных процес- сов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями функций анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности при условиях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
При олигофрении с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в частых изменениях поведения и снижении работоспособности.
У детей с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры головного мозга сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Помимо интеллектуального дефекта отмечаются локальные нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным дефектам.
При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают характер ситуации, в которой находятся.
5. Другие категории умственно отсталых детей.
Основной контингент учащихся специальных школ для умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией в степени дебильности. Но кроме них здесь обучаются и другие категории умственно отсталых детей.
Так, умственная отсталость может быть вызвана органическим поражением головного мозга, которое возникло на более поздних этапах развития (в отличие от поражений головного мозга при олигофрении). У таких детей поражению головного мозга, вызвавшему умственную отсталость, предшествовал определенный период нормального развития. Познавательные способности этих детей, как правило, несколько выше, чем у детей с олигофренией. С другой стороны у детей этой группы интеллектуальный дефект отягощается некоторыми специфическими нарушениями (нарушения эмоционально-волевой сферы, психопатические расстройства). Деменция (от лат. dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция достаточно часто имеет прогредиентный характер, при ней наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. Диагноз «деменция» констатируют после трех лет, т. е. после завершения первого этапа онтогенетического развития.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических повреждений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Так, у детей, перенесших травму головного мозга, отмечается резкое снижение умственной работоспособности, вследствие повышенной утомляемости. Даже при сравнительно небольших учебных нагрузках у детей-травматиков может наступить заметное ухудшение интеллектуальной деятельности при выполнении заданий – в связи с характерной для них отвлекаемостью, снижением функций запоминания, заторможенностью мышления. Этих детей характеризует низкая выносливость при умственной работе. Характерны также повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, быстрая истощаемость.
Более поздняя умственная отсталость может быть также следствием перенесенного энцефалита (воспаление вещества мозга). У таких детей, помимо интеллектуальной недостаточности отмечается либо чрезмерная расторможен- ность, неустойчивое внимание, сниженная критичность мышления, либо – напротив, резко выраженная медлительность, скованность, проявляющаяся и в моторике, и в речи детей.
У указанной категории детей (перенесших травмы и заболевания головного мозга на более поздних этапах развитии, чем при олигофрении), болезненный процесс (так же как при олигофрении) закончился; их умственная отсталость не прогрес- сирует, а наоборот, под влиянием коррекционно-педагогического воздействия уровень их психического развития повышается.
От рассмотренных категорий умственно отсталых детей отличаются дети, у которых интеллектуальная неполноценность связана с текущими заболеваниями центральной нервной системы (прогредиентные формы).
Это – дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, сифилисом головного мозга, ревматическим поражением ЦНС.
Каждое из этих заболеваний вызывает своеобразные, специфические нарушения психического развития, и чем тяжелее протекает заболевание, тем большее отрицательное воздействие оно оказывает на познавательную деятельность, психику и личность ребенка.
При эпилепсии характерны чрезмерная замедленность, инертность познавательной деятельности; при шизофрении – глубокие изменения в эмоционально-волевой сфере, личностных качествах – снижение интереса к окружающему, потребности к общению, «замкнутость в себе», в мире своих иллюзий. Для детей, относящихся к данной категории умственно отсталых, может быть характерны явления деградации (от лат. degradо – спускаюсь), т.е. прогрессирующее снижение психической деятельности.
Каков же прогноз в отношении развития умственно отсталых детей? Необра- тимый, выраженный интеллектуальный дефект, вызванный тяжелым органическим поражением головного мозга, полностью не может быть компенсирован, что не позволяет говорить о возможности развития полноценной, подлинно творческой личности. В то же время отечественная дефектология в оценке перспектив развития умственно отсталых детей и их социально-личностной реабилитации стоит на позициях реального оптимизма. Под влиянием коррекционной (учебно-воспитательной и лечебной) работы учащиеся специальных школ овладевают трудовыми профессиями, нужными для общества, у них формируются умственные способности и личностные качества, способствующие их успешной социально-трудовой адаптации.
6. Основным типом учреждения для умственно отсталых детей школьного возраста является специальная школа (школа-интернат) 8-го вида. В настоящее время организованы также школы-интернаты для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, В структуре этих учреждений предусмотрен подготовительный класс для ранее не обучавшихся детей.
Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание умственно отсталых детей в степени дебильности, готовит их к трудовой деятельности, проводит лечебную работу. За 9-тилетний срок обучения учащимся дается общеобра- зовательная подготовка, имеющая практическое значение, осуществляется первона- чальный этап профессиональной подготовки подростков.
Специальной задачей школы 8-го вида является прежде всего коррекция недостатков познавательной деятельности и общего психофизического развития школьников. В различных видах учебно-трудовой деятельности корригируются и развиваются все стороны психики ребенка: внимание, наблюдательность, память, мышление и др. Исправление грубых речевых нарушений и нарушений моторики осуществляется на специальных коррекционных занятиях: логопедических, ритмики, ДОК.
В обучении и воспитании осуществляется принцип индивидуального подхода к учащимся с учетом положительных сторон личности и возможностей к обучению каждого умственно отсталого ребенка. Большое значение в специальной школе 8-го вида придается подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни. Она начинает осуществляется уже в младших классах – в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – во время экскурсий и на предметных уроках, в старших классах – реализуется в общей системе учебно-воспитательной работы и на специальных занятиях. В целях усиления коррекционной роли обучения в учебный план вспомогательной школы введены следующие предметы: «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Социально-бытовая ориентировка» и др.
Трудовое обучение имеет профессиональную направленность. Наряду с «технологическими» профессиями (картонажно-политурное дело, столярное, слесарное, швейное дело и др.), широкое распространение получают профили подготовки к работе в сфере обслуживания (профессия курьера, помощника администратора общественных учреждений), по сельскохозяйственным видам труда.
К перспективным направлениям дальнейшей дифференциации обучения учащихся специальных школ относятся:
· комплектование школ или классов по уровню интеллектуальной сохранности или подготовленности детей к обучению;
· создание педагогической типизации групп учащихся внутри класса и другие.
Контрольные вопросы и задания.
1. Раскройте содержание понятий: «интеллектуальные нарушения», «умственная отсталость».
2. Назовите и охарактеризуйте основные формы умственной отсталости (нарушений интеллекта). Дайте определение понятий «олигофрения», «деменция», «слабоумие, обусловленное психоневрологическими заболеваниями».
3. Укажите основные причины интеллектуальных нарушений.
4. В чем состоит специфика интеллектуальных нарушений при олигофрении?
5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы олигофрении по классификации М.С. Певзнер.
6. Назовите основные варианты интеллектуальных нарушений по степени их тяжести. Дайте краткую характеристику интеллектуальным нарушениям различной степени тяжести (идиотия, имбецильность, дебильность).
7. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей-олигофренов.
8. Назовите и охарактеризуйте другие категории умственно отсталых детей.
9. Перечислите специальные (коррекционные) учреждения для лиц с нарушениями интеллекта.
10. Укажите специфические особенности коррекционного обучения и коррек- ционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями интеллекта.
Рекомендуемая литература:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1994. с.81-101.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988. Гл. I, II.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2001.
6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1990.
7. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. – Иркутск, 1992.
8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (Олигофрено- педагогика.) / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
10. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). – М., 1996.
11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1988.
12. Шипицина Л.М., Иванов Е.С. Социально-трудовая реабилитация и
адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб., 1996.
Тема 9. Организация и содержание коррекционной педагогической
работы с детьми, имеющими задержку психического развития
Часть I. Дети с задержкой психического развития
Учебные вопросы.
1. Определение задержки психического развития (ЗПР) как вида нарушения
2. развития.
3. Основные формы (варианты) ЗПР.
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
1. Целенаправленное систематическое дошкольное воспитание и обучение имеет важнейшее значение для развития психики ребенка и последующего успешного обучения в школе. Полноценное усвоение детьми школьной программы во многом обусловлено уровнем их интеллектуального развития.
Не случайно поэтому самое пристальное внимание психологов, педагогов, дефектологов, врачей направлено на углубленное изучение детей, которые заметно отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии как в дошкольном возрасте, так и на последующем этапе школьного обучения.
Дифференцированное углубленное изучение детей с различными отклонениями в развитии позволило выделить категорию детей, особенности психического развития которых не позволяют им без специально созданных условий усваивать образовательные программы детского сада и массовой школы, но, в то же время, существенно отличают их от умственно отсталых детей. К этой категории относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР).
В отечественной дефектологии ЗПР рассматривается как отставание в развитии психической деятельности ребенка, вызванное минимальным органическим повреждением мозга (или нарушением деятельности ЦНС другого генеза). Под термином «задержка психического развития» подразумеваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Задержка темпа развития при ЗПР (в отличие от нарушений интеллекта) имеет обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризую- щаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, М. Н. Фишман и др.).
Существующая в настоящее время классификация типов задержки психического развития, разработанная в ИКП РАО, основана на дальнейшей дифференциации двух основных групп детей с ЗПР, предложенных в классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой. Используя в качестве исходного критерия преимущественное недоразвитие эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности, Т. А. Власова и К.С. Лебединская выделили четыре основных клинических типа задержки психического развития:
· ЗПР конституционального происхождения;
· ЗПР соматогенного происхождения;
· ЗПР психогенного генеза;
· ЗПР церебрально-органического генеза.