Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу в начале обследования ему необходимо дать интересное задание, которое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например, собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне важно, чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». Послеэтого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок впроцессе исследования не устал, а также для поддержания интереса кпроцедуре обследования, следует чередовать задания вербального и невербального характера, невербальные же задания – с различными приемами исследования (игровыми и графическими).
Важное условие обследования – приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть.
Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе, отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она может присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задания, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем обследование должно проводиться в несколько «приемов».
|
После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило, непродолжительная). Ее цель – уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие – нет, что было трудно, что – легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.).
3. Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анализировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетическое и физическое развитие.
Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальноеразвитиевключает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).
|
Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей:
- дети должнызнать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- соблюдать элементарные правила личной гигиены;
- уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям;
- знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;
- соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
- знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;
- уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;
- оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;
- соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий;
|
- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;
- соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных;
- уметь ухаживать за комнатными растениями;
- уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.
В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера.
Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература).
Лепка и аппликация:
Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, ножницы, кисточки);название некоторых видов бумаги;основные свойства пластилина;природные материалы, используемые для поделок.
Дети должны уметь: организовывать рабочее место и приводить его в порядок;пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предметные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.
Рисование.
Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.
Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности.
Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:
- средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка;
- устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость заболеваниям);
- качественным параметрам засыпания и сна;
- аппетиту;
- физической и умственной работоспособности;
- физической активности;
- динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей);
- уровню развития моторики и психомоторики и др.
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
· самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на замятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;
· овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;
· уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образцом.
· Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ребенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.
Контрольные вопросы
1. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.
2. В чем состоит специфика содержания (программы) и методов психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии.
3. Каковы основные методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.
4. Раскройте содержание понятия «педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями».
Рекомендуемая литература
Основная
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.
4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
5. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.
7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. – М., 1979.
8. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.
9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
Дополнительная литература
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005.
2. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.
5. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – М., 1998. - № 2.
6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Тема № 5. Методы психолого-педагогического изучения детей
с отклонениями в развитии
Учебные вопросы
1. Методы специального психологического исследования.
2. Метод наблюдения и его использование в практике психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
3. Экспериментальное исследование ( обучающий эксперимент).
4. Экспериментально-психологические методики.
5. Содержание психологического заключения по материалам специального психологического обследования.
1. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследования, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными - использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.
Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования.
К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
2. Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности развития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка.
По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.
При проведении психолого-педагогического обследования основной цельюнаблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.
Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной статистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализованным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного качественного и количественного анализа полученных данных.
3. Экспериментальное исследование (обучающий эксперимент)
Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента.
Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.
Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался.
В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.
Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания:
· перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака сходства (различия) предметов;
· перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее 2-х признаков;
· перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правильных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);
· перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок;
· перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из признаков фигур второго набора.
Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:
- Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии.
- Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20.
- Способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.
При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать на базе различных методик психолого-педагогического исследования: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.
4. Экспериментально-психологические методики
Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при проведении психолого-педагогического изучения детей. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, под--лежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.
Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.
Решение задач, стоящих перед педагогом-психологом при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения последующей коррекционной работы с ребенком.
Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.
Особую популярность среди экспериментально-психологическихметодик получили такие, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю. Левченко (2003, 2004). К ним относится:
– простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
– выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»;
– вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие;
– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
– подсказ, совет действовать тем или иным способом;
– демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;
– обучение тому, как надо выполнять задание.
Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:
– сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными отно-сительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению;
– экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;
– каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
Основные экспериментально - психологические методики описаны С. Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
5. Методические рекомендации к составлению психологического заключения
Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.
Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй – характеризует деятельность ребенка, в третьей – описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз – это вывод о результатах проведенного исследования.
Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.
В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).
Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.
Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату проведения обследования.