С основами специальной психологии 1 глава




Коррекционная педагогика

 

Курс лекций по учебной дисциплине

 

Москва 2011

 

Автор:

Глухов В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 80 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием.

 

 

Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций)/ Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов. ‒ М.: В.Ю. Секачев: Изд-во Сфера, 2011. ‒ 278 с.

 

 

В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Данная дисциплина изучается студентами факультетов (отделений) «Педагогики и психологии» педагогических и гуманитарных вузов. Основная цель изучения данной дисциплины в вузе ‒ сформировать у студентов систему теоретических знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и подготовить к работе с детьми данной категории в общеобразовательных (массовых и специальных) учреждениях. Основной задачей лекционного курса является обеспечение необходимой теоретичес- кой подготовки студентов по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии, касающимся целей и задач психологической коррекции и коррекционного обучения, закономерностей аномального (отклоняющегося) развития, психолого-педагогического изучения и диагностики основных видов нарушений развития у детей и подростков, своеобразия психического и познавательного развития детей с ограниченными возможностями, их обучения и воспитания. Таким образом, данный учебный курс направлен на практическое осуществление одного из важнейших аспектов профессионального образования педагога-психолога ‒ проведение психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития.

 

Глухов В.П. Коррекционная педагогика с

основами специальной психологии, 2011 ©

Секачев В.Ю., 2011 ©

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………4

Тема 1. Предмет и задачи коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии……………………………………………………………………………………..6

Тема 2. Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и практики специальной педагогики и психологии……………………………………………………….23

Тема 3. Основные закономерности аномального (нарушенного) развития……….34

Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии……………………………………………………………………..49

Тема 5. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии……………………………………………………………………………………….64

Тема 6. Дети с нарушениями слуха…………………………………………………….71

Тема 7. Дети с нарушениями зрения……………………………………………………82

Тема 8. Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Проблемы обучения и воспитания…………………………………………………………………………………….93

Тема 9. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития…………………………………………….104

Часть I. Дети с задержкой психического развития……………………………………104

Часть II. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР………………………………………………………............................111

Тема 10. Лица с нарушениями речи. Организация логопедической помощи детям и подросткам…………………………………………………………………………………….120

Тема 11. Комплексный подход к преодолению заикания у детей……………………..134

Тема 12. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми,

страдающими нарушениями двигательной сферы…………………………………………158

Тема 13. Организация психолого-педагогической помощи детям и

подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы………………………………..175

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

подростков……………………………………………………………………………………..175

Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами…………………………………187

Часть III. Основные формы и методы психологической коррекции эмоционально- волевых расстройств………………………………………………………………………..192

Тема 14: Дети с комплексными (сложными и множественными)

нарушениями развития………………………………………………………………………..206

Тема 15. Служба практической (специальной) психологии в системе

образовательных учреждений………………………………………………………………..221

Тема 16. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития……………………………………………………………………..243

Часть I. Основы организации коррекционного обучения и воспитания……………243

Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями……258

Краткий словарь специальных терминов ……………………………………………269

_________________________________________________________________________

 

Введение

 

Программа учебного курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» предназначена для обучения студентов педагогических вузов и факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования, изучение данного курса входит в общую систему профессиональной подготовки педагогов-психологов и педагогов предметного обучения общегуманитарной направленности (исторический факультет). Профессиональная подготовка на основе изучения данной дисциплины предусматривает овладение основами теоретических и практических знаний по одному из важнейших проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья / развития»). Достаточно большой кон- тингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего назначения (дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы). Некоторая часть этих детей воспитывается и обучает- ся в учебных группах и классах общего типа. При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся прежде всего дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии.

Следует отметить, что по сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов - психологов к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи в специальных образовательных учреждениях и коррекционных классах и группах (в образовательных учреждениях общего типа).

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами-психологами системы общего образования ‒ основ психологических и дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов-психологов образовательных учреждений (ДОУ и школы) – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Специализация в сфере коррекционной педагогики, коррекционного обучения и воспитания детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, предусматривает более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов-психологов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях.

Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа и в специальной школе; знакомство студентов с содержанием и основными методами специально-психологического и психолого-педагогического обследования детей, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют главные цели изучения курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

Лекционный материал учебного курса включает два основных раздела.

В первом разделе дается определение предмета и задач и коррекционной педагогики и специальной психологии, их места в системе других научных дисциплин и областей общественной практики. Рассматриваются следующие вопросы: понятие о дизонтогенезе, закономерности процесса аномального («отклоняющегося») развития, классификация нарушений развития, основные виды нарушений психического и физического развития, психолого-педагогическая диагностика и ее основные задачи, структура и содержание специального психологического и психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии и др. Специальное внимание уделяется вопросам организации работы Службы практической психологии в системе образовательных и коррекционных учреждений; организации работы консультационно-диагностических учреждений.

Во втором разделе рассмотриваются вопросы организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития (предмет, задачи, философские и нравственно-этические концепции специальной (коррекционной) педагогики; основные методы и формы организации обучения и воспитания детей с нарушениями развития, система социальных институтов для оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям, организация психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях образовательных учреждений общего назначения, основные задачи и функции психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк (консилиума) при образовательных учреждениях и др.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предус- мотренных государственным стандартом высшего педагогического (гуманитарного) образования: анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний, социальная, педагогическая и возрастная психология, психологическая диагностика, клиническая психология, психолого-педагогическая коррекция и другие.

 

Лекционный курс

Тема 1: Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии

 

Учебные вопросы.

1. Дефектология как наука об изучении, обучении и воспи­тании лиц с ограниченными возможностями развития.

2. Основные задачи специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии.

3. Понятие о детях с отклонениями в развитии. Основные категории детей с ОВР.

4. Причины аномального развития. Принципы комплексного подхода к изучению детей с ограниченными возможностями.

5. Особенности организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

6. Связь дефектологии с другими научными дисциплинами.

 

Специальная (коррекционная) педагогика (СП) и специальная психология (СПх) – это основные составные части, области, отрасли дефектологии.

Среди населения встречаются люди, а среди детского населе­ния – группы детей с теми или иными отклонениями от нормы в физическом и психическом развитии (с нарушениями зрения, расстройствами слуха, недоразвитием умственной деятельности, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Воспитание и обучение таких детей отличается большим своеобразием и тре­бует специально организованных условий. Потребность в органи­зации таких специальных условий для обучения и воспитания при­вела в ходе общественно-исторического развития к возникновению особой отрасли знаний и сферы общественной практики – дефектологии.

Дефектология (от лат. Defectus –недостаток и греч. logos – слово, учение) – это наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.

Предметом изучения дефектологии являются лица (дети и взрослые), имеющие отклонения в психофизическом и речевом развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление причин возникновения того или иного дефекта (нарушения) развития, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Объектом исследования дефектологии (СП и СПх) и, одновременно, – объектом оказания всесторонней социальной помощи с их стороны являются лица с различными нарушениями (дефектами) психического и физического развития.

Различные отклонения в психическом и физическом развитии ребенка существенно отражаются на развитии его познавательной деятельности и становлении личности в целом. Обеспечить опти­мальные условия воспитания и обучения таких детей в целях как можно лучшей подготовки их к активной общественно полезной жизни в условиях нормального социального окружения – сложная и ответственная социальная – психологическая и педагогическая проблема.

Одним из основных направлений развития совре­менной дефектологии является единство педагогичес­кого процесса (воспитание, образование, обучение). Вос­питание представляет собой воздействие одного чело­века на другого в целях становления личности. Обра­зование основывается на человеческом опыте, науч­ных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который при­зван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

Научный интерес к изучению особенностей аномального (нарушенного) разви­тия детей возник еще в конце 18 века. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того вре­мени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Нинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В этот же период отмече­но появление первых попыток организованного общественного обучения и воспитания аномальных детей.

Так, первое учреждение школьного типа для глухонемых было соз­дано в 1779 г. в Париже; в 1806 г. такое же учреждение было создано в России (в г. Павловск). Первое учебное заведение для слепых было создано в 1784 г. французским педагогом И. Брайлемв Париже; в России учреждение такого типа было открыто в С.-Петербурге, в 1932 г. Первая попытка воспитания и обучения умственно отсталого ребенка была предпринята французским врачом Йитаром (1775 – 1838). Школьное обучение глубоко отсталых детей впервые организовано во Франции в середине 19 века (с 1841 г.), в России – в начале 20 века, в Москве (1908).

С середины 19 века пристальное внимание педагогов и вра­чей-психиатров начали привлекать психологические особенности умственно отсталых детей и подростков. Появились исследования, посвященные описанию и изучению нарушений речи у детей и взрослых. Нарушения речи у детей с сохранным слухом изучались тогда врачами-невропатологами.

В начале XX века появились дифференцированные исследования особенностей психического развития аномальных детей различных категорий. Ряд педагогов и врачей целиком посвятил свою дея­тельность обучению и воспитанию детей с различными дефектами развития в первых, тогда еще малочисленных специальных уч­реждениях, они носили, в основном, частноблаготворительный характер. B России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И. B. и E. X. Маляревские, E. K. Гра­чева и др. После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали откры­ваться специальные учреждения для данной категории детей. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей c отклоне­ниями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Исключительно важную роль для разработки теории и практи­ки дефектологии сыграл состоявшийся в 1924 г. II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних, на котором с докладом выступил выдающийся отечественный психолог и дефектолог Л.С. Выготский, который по праву считается одним из основоположников коррекционной педагогики. В докладе о научных основах нарушений развития он предложил новый подход к анализу структуры дефек­та, его коррекции и компенсации, определил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов коммунистического воспитания детей.

Ярким выражением заботы государства об аномальных детях явилась организация подготовки учителей для специальных школ, для чего в 20-е годы были созданы дефектологические факульте­ты в МГПИим. В.И.Ленина и ЛГПИ им. А.И.Герцена. В 1929 году был создан головной научный центр по разработке проблем де­фектологии - Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) - ныне НИИ Коррекционной педагогики РАО. Создание центра дефектологической науки способствовало проведению комплексного» всесто­роннего изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференциации сети специальных учреждений и дифференцирован­ного коррекционного обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития.

При активном участии этого Института в начале 30-х годов на детей с откло- нениями в развитии был распространен Закон об обязательном всеобуче.

Т.о. дефектология как специфическая, самостоятельная от­расль научного знания оформилась уже в XX столетии. Огромная роль в этом принадлежит отечественным ученым - психологам, педагогам, медикам. Особо следует отметить имена выдающихся исследователей – И. А. Сикорского, Ф.A.Pay, Г.Я. Трошина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли T. A. Власова, Д. И. Азбукин, B. M. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие отечественные yчeные.

Наша страна является первым в мире государством, начавшим целенаправленно готовить педагогические кадры для специальных школ в вузах. За последние десятилетия значительно расширилась сеть дефектологических факультетов в педвузах и университетах нашей страны. Существенное развитие за последнее десятилетие получила система пропаганды и распространения дефектологичес­ких знаний и среди педагогов-недефектологов, в том числе, пе­дагогов начальных классов общеобразовательных школ и специа­листов в области дошкольного воспитания.

 

1.2 Основные задачи специальной педагогики и коррекционной психологии.

Дефектология обеспечивает научные основы работы специаль­ных образовательных учреждений (школ, дошкольных учреждений, детских домов и

др.), которые являются необходимым звеном всей системы государственного образования. Эти специальные учрежде­ния выполняют задачу всеобщего обязательного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физи­ческого развития.

Система обучения аномальных детей, решая задачи, общие с массовой школой и дошкольными учреждениями общего типа (все­стороннее развитие, гуманистическое воспитание личности, обу­чение, трудовая подготовка, профориентация, эстетическое вос­питание и др., одновременно реализует и специальные, собственно дефектологические задачи, направленные на коррекцию и компенсацию нарушенных функций и на создание наиболее благо­приятных условий для успешного овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) знаниями и навыками трудовой деятельности.

Последовательно разрабатывая вопросы специальной дидактики (теории обучения детей с ограниченными возможностями), отечественная дефектология ставит и решает следующие основные задачи:

- осуществляет глубокое и разностороннее (психолого-педагоги­ческое и клинико-физиологическое) изучение особеннос­тей и закономерностей физического и психического развития детей с ОВЗ разных категорий;

- определяет структуру дефекта при различных нарушениях развития и компенсаторные возможности ребенка, потенциальные возможнос­ти развития различных сторон личности;

- разрабатывает психолого-педагогическую классификацию нарушений развития и основных категорий (групп) детей с ОВЗ; решает задачи организации их дифференцированного обучения и воспитания;

- обосновывает принципы создания и развития системы специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития;

- устанавливает закономерности и особенности учебно-воспита­тельного процесса в специальных учреждениях; определяет цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы их обучения, воспитания и трудовой подготовки;

- разрабатывает специальные технические средства, помогающие лицам с нарушениями развития в их познавательной деятельности и установлении контактов с окружающими;

- определяет эффективные пути и средства профилактики нару­шений в развитии, предупреждения детской дефективности;

- изучает особенности и пути улучшения жизни и деятельности лиц с нарушениями развития в социальном окружении (в семье, в учебных и трудовых коллективах);

- разрабатывает принципы построения системы подготовки лиц с ограниченными возможностями к практической и профессиональной деятельности;

- решает задачи социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями, интеграции их в современное общество.

Решая перечисленные задачи, дефектология опи­рается на принципиальное положение о возможности достижения заметных положительных результатов в познавательном и лич­ностном развитии детей и подростков с ОВЗ. Естественно-научной осно­вой для оптимистического подхода к оценке перспектив психи­ческого развития этих детей служат взгляды выдающихся оте­чественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова и их последова­телей, а именно положение о чрезвычайной пластичности центральной нервной системы, ее податливости любым положительным влияниям, при которых протекает жизнедеятельность (чело­веческого организма).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных дефектологов и мно­голетняя практика работы специальных учреждений подтверждают обоснованность такого оптимистического подхода к развитию детей с различными формами нарушений.

1.3 Лица (дети) с ограниченными возможностями развития (ОВР). Основные категории детей с ОВР.

К лицам с ограниченными возможностями (развития)* относятся люди, у которых в силу того или иного физического или пси­хического дефекта нарушен нормальный ход общего развития.

Наличие дефекта приводит к аномальному развитию лишь при определенных условиях. Например, ребенок, не слышащий на одно ухо, не обнаруживает никаких отклонений в развитии, так как в целом слуховая функция позволяет ему полноценно восприни­мать звуковые сигналы и овладевать нормальной речью. Такой ребенок может также, как и другие дети, общаться с окружаю­щими, полностью овладевать учебным материалом в условиях мас­сового общеобразовательного учреждения, имеющийся у него недостаток не вызывает серьез­ных нарушений в общем и познавательном развитии. В этом случае ребенка не относят к категории аномальных детей.

У лиц с ограниченными возможностями общий ход онтогенетического развития нарушен по всем или по большинству параметров. Помимо нарушения общего психического и познавательного развития, как правило, нарушается процесс интеллектуального развития, весь ход формирования личности и эмоционально-волевой сферы, наряду с нарушением физического развития, формирования двигательной сферы, нарушен также процесс конституционального* и соматического** развития.

Понятие «ограниченные возможности в развитии» предполагает наличие стойких и выраженных (тяжелых) отклонений в развитии (вызванных патогенными болезнетворными влияниями) и ведущих к необходимости создания специальных условий для обучения и воспитания таких детей.

Понятие «выраженные» нарушения, помимо традиционного определения (нарушения средне-тяжелой и тяжелой степени тяжести), имеют в дефектологической практике и другое толкование: нарушения в развитии, не требующие для своей идентификации и классификации проведения специального психолого-педагогического и клинического обследования, что в свою очередь определяется характером и степенью выраженности симптоматики (проявлений) отмечаемых нарушений.

К «стойким нарушениям» относятся такие отклонения в развитии, которые не преодолеваются ни в ходе спонтанного развития, ни в результате применения мер обычного психолого-педагогического воздействия (т.е. при использовании технологий общей педагогики и психологии). Соответственно, для эффективного преодоления стойких нарушений развития обязательно требуется применение арсенала средств и технологий специальной педагогики и специальной (коррекционной) психологии.

Наличие у лиц с ОВР стойких и выраженных нарушений в развитии определяет необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания данной категории детей и подростков. Такие условия в начале 90-х гг. прошлого столетия получили в практической дефектологии название специальные образовательные условия. Содержание понятия «специальные образовательные условия» (СОУ) будет нами охарактеризовано далее, здесь же отметим, что важнейшими компонентами СОУ являются обучение и воспитание по специальным образовательным программам, и использование специальных (коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических) технологий.

Поэтому при употреблений термина «дети с ОВР», прежде всего, предпо­лагается категория детей, которые должны направляться в спе­циальные (коррекционные) образовательные учреждения – образовательные учреждения, где в настоящее время специальные образовательные условия могут быть реализованы в полном объеме.

Отклонения от нормального развития в ряде случаев могут быть вызваны исключительно влияниями внешней среды, не свя­занными с нарушениями центральной нервной системы или пери­ферических отделов анализаторов, Например, неблагоприятные условия семейного воспитания могут привести к тому, что ребе­нок к моменту поступления в школу будет отставать от свестников и испытывать затруднения в усвоении учебной программы. Однако такого ребенка нельзя относить к категории детей с ОВР, так как в данном случае нет никаких дефектов в организации материальной основы психики ребенка.

В основе же аномального развития лежат органические или функциональные нарушения центральной нервной системы (включая центральный и проводниковый отделы ведущих анализаторов - слухового, зрительного, общедвигательного) или периферические нарушения определенного анализатора.

По этиопатогенетическому фактору все нарушения развития, проходящие «по сфере» дефектологии, подразделяются на органические и функциональные. К первым из относятся нарушения развития при которых наличествуют структурные нарушения (нарушения строения) того или иного поврежденного органа (системы органов) человеческого организма. Ко второй группе нарушений относятся такие недостатки развития, при которых выраженных нарушений структуры не отмечается.

В дефектологии выделяют следующие основные группы лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями развития:

- дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функ­ции (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: