Инструкция клиенту
"Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь".
Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника (пауза).
О чем Вы думаете (пауза), что Вы чувствуете?
Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда Вы хотите придти?
Что Вы возьмете с собой в дорогу?
С чем встретитесь на своем пути?
Чему Вам предстоит научиться?"
Общие принципы интерпретации результатов
Методика «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования разных категорий людей. Она состоит из двух частей:
• Изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка;
• Обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.
Таблица 1.
Соотношение показателей личности в тесте миокинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса и в рисуночных методиках
Параметры личности по Мире-и-Лопесу | Показатели теста миокинетической диагностики | Показатели рисуночных методик |
Гетероагрессия | Отклонение колебательных движений вперед | Расположение рисунка в верхней части листа |
Аутоагрессия | Отклонение колебательных движений назад | Расположение рисунка в нижней части листа |
Экстратенсия, открытость, внешнее напряжение | Отклонение колебательных движений наружу | Расположение рисунка в правой части листа (у правшей) |
Интратенсия, защита, внутренне напряжение | Отклонение колебательных движений внутрь | Расположение рисунка в левой части листа (у правшей) |
Эйфория, подъем сил, жизненный тонус | Отклонение колебательных движений вверх | Не проявляется |
Депрессия, упадок сил, низкий жизненный тонус | Отклонение колебательных движений вниз | Не проявляется |
Возбуждение | Увеличение амплитуды колебательных движений | Крупные размеры рисунка |
Торможение | Уменьшение амплитуды колебательных движений | Мелкие размеры рисунка |
Генотипические и конституционально обусловленные особенности | Особенности моторики подчиненной руки (левой у правшей) | Почти не проявляются |
Фенотипически и ситуационно обусловленные особенности, текущее состояние, социализированные реакции | Особенности моторики ведущий руки (правой у правшей) | Большинство показателей рисуночных методик связано преимущественно с социально обусловленными установками |
|
Таблица 2.
Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными индикаторами различных эмоциональных состояний
Содержание эмоционального состояния | Показатели рисуночных методик |
Печаль, депрессия, утрата интересов | 1. Маленькое количество деталей, небрежность, упрощенность и схематичность изображения 2. Зачеркивание и перерисовывание изображения |
Страх, тревога, беспокойство, неуверенность | 1. Маленький размер изображения 2. Размещение в левом верхнем или нижнем углу листа 3. Разграничение пространства листа 4. Большое количество заштрихованных деталей 5. Большое количество второстепенных деталей |
Гнев, агрессия, раздражение | 1. Крупный размер изображения, которое может даже не умещаться в границах листа 2. Сильный нажим линий 3. Большое количество острых углов |
Таблица.3.
|
Способы интерпретации отдельных деталей изображений
Характеристика детали изображения | Интерпретация отношения к ней |
Подробность, тщательность и аккуратность | Привлекательность, симпатия, интерес |
Небрежность и схематичность | Безразличие |
Карикатурность | Критичность |
Крупный размер | Значимость, зависимость, сила влияния |
Штриховка | Страх, тревога, беспокойство |
Сильный нажим | Напряжение, возбуждение, стресс |
Слабый нажим | Неуверенность |
Повторная прорисовка | Озабоченность |
Зачеркивание, стирание | Неудовлетворенность, отказ |
Отсутствие, пропуск | Вытеснение, подавление, игнорирование |
Изоляция, отграничение, отдаленность | Стремление к защите |
Повторяемость | Навязчивость, стереотипность |
Таблица 4.
Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики
Показатели | Значения показателей | Возможные причины, вероятность | Возможные замечания и вопросы |
1. Латентный период | Слишком короткий (мете 30 сек) | Отсутствие плана, импульсивность (0.6). | Вы довольно быстро начали рисовать. Что позволило Вам немедленно приступить к выполнению задания? Насколько быстрое начало помогло или помешало дальнейшей работе? |
Слишком длинный (более 5 мин) | Эмоциональный шок (0.8). Затруднения в планировании и реализации принятого плана (0.7). Непонимание смысла задания. | Вы довольно долго не начинали рисовать. О чем Вы думали, прежде чем приступили к выполнению задания? Какие чувства Вы испытывали в этот момент? Как Вы полагаете, что помогло бы Вам быстрее или легче начать работать? | |
2.Длительность выполнения задании | Значительная (более 20 минут) | Заинтересованность (0.8). | Вы рисовали довольно долго. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? |
Незначительная (менее 5 минут) | Повышенная утомляемость (0.7). Безразличие, равнодушие (0.6). | Вы д остаточно быстро закончили Ваш рисунок. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желанию к работе? | |
3. Паузы | Внутренние конфликты (0.7) | Вы остановились и задержались в этом месте. Что именно вызвало у Вас паузу? О чем Вы думали, что чувствовали в этот момент? | |
4. Возвраты | Значимые отношения, озабоченность (0.7) | Вы вернулись к повторному изображению этой части рисунка. Что именно Вам захотелось изменить? | |
5. Нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему | Начало рисования с наиболее простой или наиболее сложной части (0.6) | С чего Вы начали свой рисунок? Что Вы рисовали дальше и чем закончили? Почему Вы рисовали именно в таком порядке? | |
6. Спонтанные высказывания | Вопросы и уточнения. Самооправдание | Неуверенность в себе (0.5). | Когда Вы рисовали, бывало, что Вы задавали вопросы (уточняли, оправдывались). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживший? К каким последствиям это может приводить? |
Поиск помощи или оценки. Самокритика, извинения | Аутоагрессия (0.5). | В процессе рисования были моменты, когда Вы искали помощи (критиковали себя, извинялись). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? | |
Критика задания или внешних условий | Гегероагрессия (0.5). | Бывало, что в ходе рисования Вы критически высказывались о заданиях, которые вы выполняли (условиях, в которых Вы работаете). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? | |
7. Отказ от выполнения | Эмоциональный шок (0.9). | Вы отказались от выполнения задания. Что помешало Вам его сделать? О чем Вы думали, что чувствовали перед тем, как отказаться? Что могло бы случиться, если бы Вы это сделали? Что бы Вы нарисовали, если бы не отказались? Часто ли Вы отказываетесь от чего-либо в своей жизни? К каким последствиям это может приводить? | |
8. Поза: Наклон туловища | Сильный наклон вперед | Зажатостъ, скованность, неуверенность (0.5). Недостаточная выносливость мышц спины. Близорукость. | Когда Вы рисовали, Вы сильно наклонялись вперед. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Как эта поза может восприниматься окружающими? |
Наклон назад | Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Расслабленность. | Когда Вы рисовали. Вы откидывались назад. Как Вы думаете., почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Как эта поза может восприниматься окружающими? | |
9. Поворот туловища | В сторону ведущей руки | Стремление к защите (0.5). | |
В сторону, противоположную ведущей руке | Открытость (0.5). | ||
10. Расстояние руки от туловища | Значительно удаленное | Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Дальнозоркость. | |
Очень близкое | Зажатость, скованность, неуверенность (0.5). | ||
11. Прикрывание рисунка рукой | Скрытность, смущение (0.7). | ||
12. Вегетативные и моторные проявления | Потоотделение | Эмоциональное напряжение (0.7). Повышенная температура окружающей среды. Слишком теплая одежда. Повышенная температура тела. Физическая нагрузка. | |
Покраснение или побледнение кожи | Эмоциональное шпряжение (0.7). Вегетативно-сосудистые расстройства. | ||
Тремор, дрожание рук | Эмоциональное напряжение (0.7). Расстройства центральной нервной системы. | ||
Раскачивание туловищем, головой или конечностью | Эмоциональное напряжение (0.7). Мышечное напряжение вследствие длительной неподвижной позы. Утомление. Монотонна вследствие однообразия обстановки. Физиологические потребности. | ||
Покусывание им облизывание губ, грызете карандаша | Эмоциональное напряжение (0.7). Жажда. Голод |
Таблица 5.
|
Формальные показатели результатов методики
Показатели | Значение показателей | Возможные причины | Возможные замечания и вопросы |
1. Положение листа | Вертикальное, (портретное) | Предрасположенность к агрессивному реагированию (0.5) | |
Горизонтальное (пейзажное) | Предрасположенность к оборонительному поведению (0.5) | ||
Меняется | Пластичностъ, адаптивность (0.7) | В процессе рисования Вы изменяли положение листа. С чем это связано? Как часто Вы меняете свое поведение в различных ситуациях? Что позволяет Вам менять свои поступки, представления, отношения? Чем полезно для Вас умение изменяться? В каких случаях Вы можете позволить себе изменить своим привычкам, правилам, принципам, убеждениям? Когда Вы не изменяете себе? К чему это приводит? | |
2. Положение рисунка на листе | Сверху | Дистанция, негативное отношение о окружению, сопротивление, "отталкивание" (0.6) | Ваш рисунок расположен в верхней (нижней, Левой, правой) часта листа с краю. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? |
Внизу | Принятие окружения, подчинение (0.6) | Тоже | |
Слева | Замкнутость, стремление к защите - у правшей (0.5) | Тоже | |
Справа | Открытость, раскрепощенность - у правшей (0-5) | Тоже | |
3. Размеры рисунка | Очень крупный, не влезает в решки листа | Чрезмерное возбуждение, несдержанность, импульсивность, снижение самоконтроля (0.8). Отсутствие предварительною плана (0.7) | Ваш рисунок имеет очень крупные размеры и не влезает в рамки листа. Как Вы думаете, почему? С чем это связано? Каковы причины столь крупных размеров изображения? Что мешает Вам вписаться в имеющиеся рамки? Когда еще Вы выходите за пределы общепринятого? К чему это может приводить? Что это Вам дает? Чем это может быть полезно для Вас? В каких ситуациях это может помешать Вам? |
Крупный | Преобладание возбуждения над торможением, уверенность в себе, высокая самооценка (0.6) | ||
Мелкий | Преобладание торможения над возбуждением, тревожность, депрессия, низкая самооценка (0.6) | ||
Очень мелкий | Чрезмерная заторможенность (0.8) | Ваш рисунок имеет очень маленькие размеры. Как Вы думаете, что помешало Вам рисовать более крупно? С какими чувствами связана эта причина? В каких еще случаях в Вашей жизни возникают подобные чувства? К чему это приводит? Что это дает Вам? Чем это может помешать? Что может случиться, если Вы будете действовать более свободно? В каких случаях Вы можете отказаться от "тормозов"? Что может заставить Вас забыть об осторожности? | |
4. Общая форма рисунка | Замкнутость контура | Стремление к защите (0.5) | |
Вытянутость | Активность (0.5) | ||
Асимметричность | Активность, динамичность (0.6) | ||
Большое количество углов | Агрессивность, раздражение (0.7) | В Вашем рисунке встречается довольно много острых углов. Как Вы полагаете, о чем это может свидетельствовать? Что это выражает? Какие чувства Вы испытываете, изображая острые углы? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает? | |
5. Сила нажима, толщина линий | Значительная | Высокий мышечный тонус, напряжение, усилие | Вы рисовали с довольно сильным нажимом. О чем это может свидетельствовать? В каких ещё случаях Вы также испытываете напряжение? К каким последствиям оно может приводить? |
Незначительная | Расслабленность, спокойствие | ||
6. Постоянство нажима | Одинаковый | Стабильность, устойчивость | |
Неодинаковый | Неустойчивость | Ваш нажим в процессе рисования менялся, был то сильным, то слабым. С чем это связано, о чем это может говорить? | |
7. Пунктирный, прерывистый характер линий | Неуверенность | Вы рисовали короткими, прерывистыми, пунктирными линиями. С чем это связано? К чему это может приводить? | |
8. Повторная обводка линий | Значимость | Вы повторно обвели часть рисунка. Зачем Вы это сделали? Что Вам хотелось подчеркнуть? | |
9. Неточность соединения | Небрежность (0.7) Нарушение координации движений (0.6) | ||
10. Дрожание, тремор | Нарушение координации движений (0.6) | ||
11. Штриховка | Значительная плотность | Страхи, фобии (0.8) | |
Значительная площадь | Общая тревога, беспокойство, напряжение, озабоченность (0.7) | ||
Геометрический характер | Шизоидные черты характера (0.5) | ||
12. Тщательность, подробность и количество деталей | Большое количество второстепенных деталей | Вытеснение, стремление не замечать проблемы, не обращать внимания на цели, игнорировать существенные обстоятельства | Вы изобразили довольно большое количество деталей. Как Вам кажется, какой смысл они имеют? Насколько они важны для Вас? Что Вам хотелось показать, изображая их? От чего более существенного они могут отвлекать? |
Значительное количество деталей | Мотивированность, заинтересованность, значимость, привлекательность (0.8) | Ваш рисунок состоит из большого количества деталей. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? | |
Незначительное количество деталей, чрезмерная схематичность | Недостаток сип, нежелание прикладывать усилие, слабая заинтересованность (0.7) | В Вашем рисунке мало деталей, он очень схематичен. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе? | |
13. Особенности деталей | Повторяемость | Стереотипность (0.7) | В вашем рисунке эта деталь часто повторяется. Какой она имеет смысл для Вас? С чем в Вашей жизни она ассоциируется? |
Зачеркивание | Негативное отношение (0.7) | Вы зачеркнули эту деталь. Что она означает для Вас, чему она соответствует в Вашей жизни? Почему Вы ее зачеркнули? Чем Вы не удовлетворены? Что Вам хотелось бы изменить? | |
Подчеркивание | Значимость (0.7) | Вы подчеркнули эту деталь. С чем она связана в Вашей жизни? Зачем Вы ее подчеркнули? Почему она привлекает Ваше внимание? | |
Перерисовывание | Значимость (0.7). Отсутствие предварительного плана (0.6) | Вы заново перерисовали эту де- таль. Что она выражает в Вашей жизни? Чем Вы не удовлетворены? Что хотелось бы изменить? | |
Обрамление | Значимость (0.7). Стремление к защите (0.6) | Вы обвели эту деталь в рамку. Как Вы думаете, о чем это может свидетельствовать? Что побудило Вас это сделать? | |
Карикатурность | Негативное отношение (0.6) | Эта деталь кажется мне карикатурной. Насколько то, что Вы нарисовали, соответствует Вашему замыслу? Какое отношение Вы хотели выразить, изобразив эту деталь в смешном виде. | |
Наползание друг на друга | Отсутствие предварительного плана (0.6) | Эти детали пересекаются, наползают друг на друга. С чем это связано? | |
14. Разделители (линии, сгибы) | Стремление к защите (0.7) | На Вашем рисунке есть линии, которые отделяют одни части изображения от других. Какой смысл они несут? Что Вы хотели выразить с их помощью? С чем в Вашей жизни связаны эти линии? | |
15. Надписи, символы | Комментарии, затруднения в наглядно-образной и практической деятельности (0.5) | ||
16. Особые феномены | Замена рисунка текстом | Преобладание абстрактно-логических форм мышления над наглядно-образными (0,8) | Вы заменили рисунок текстом. Что помешало Вам выполнить изображение? Что бы Вы хотели нарисовать? |
Недифференцируемые изображения | Затруднения в практической деятельности | Насколько изображение соответствует вашему замыслу? Мне трудно понять, что изображено на данном рисунке. Что именно Вы собирались нарисовать? |
Таблица 6.
Содержательные показатели результатов методики
Показатели | Значения показателей | Возможные причины (вероятность) | Возможные замечания и вопросы |
1. Вид | Сверху (карта) | Акцентирование представлений о движении в горизонтальной плоскости. Затруднения в выборе одного пути из многих альтернатив (0.5) | Вы нарисовали свой путь сверху, как на карте. Что дает Вам вид сверху? Что Вы можете разглядеть лучше, а что скрыто от Вашего взгляда? |
Сбоку (фриз) | Акцентирование представлений о движении в вертикальной плоскости. Затруднения в представлении о наличии и разнообразии альтернативных путей (0.5) | Вы нарисовали свой путь сбоку, как на детском рисунке. Что дает Вам взгляд со стороны? Что Вы можете разглядеть лучше, а что скрыто от Вашего взгляда? | |
Сзади (перспектива) | Объемное, трехмерное представление о жизненном пути. | ||
2. Дорога | Отсутствие | Представление о жизненном пути не как о непрерывном процессе, а как о смене статических фаз, стадий (0.5) | На Вашем рисунке отсутствует изображение дорога. С чем это связано? Что это может означать? |
Отсутствие направления движения | Представления о статичности событий (0.5) | Мне трудно понять, в каком направлении движется путник. Куда он идет? | |
Отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему | Затруднения в представлении о временной перспективе событий (0.5) | Мне трудно определить, какова последовательность событий. Где здесь прошлое, настоящее и будущее? Почему они не следуют одно за другим? | |
Длина | Представление о продолжительности жизненного пути (0.5) | Вы изобразили довольно длинную (короткую) дорогу. Что это означает? Как долю идти по этой дороге? | |
Ширина | Представление о легкости жизненного пути (0.5) | Вы изобразили довольно широкую (узкую) дорогу. Что это означает? Насколько легко идти по этой дороге? | |
Прямая, без поворотов | Представление о постоянстве жизненного пути (0.6) | Изображенная Вами дорога прямая, без поворотов. О чем это свидетельствует? Почему направление пути было неизменным? Можно ли его изменить? Что для этого нужно сделать? | |
Извилистая | Представление об изменчивости жизненного пути, влиянии настроения или обстоятельств (0.7) | Изображенная Вами дорога извилистая и имеет много поворотов. О чем это свидетельствует? Почему направление пути менялось? Можно ли его выпрямить? Что для этого нужно сделать? | |
Перекрестки и развилки | Представления о выборе (0.7) | Вы изобразили перекресток дорог. Что он означает? Чему он соответствует? Какой путь Вы выберете? | |
Количество путей | Представления о количестве альтернатив (0.6) | ||
Повороты | Представления об изменении пути без возможности выбора (0.7) | Вы изобразили поворот дороги. Что он означает? Чему он соответствует? Что изменится в Вашей жизни после поворота? | |
Развороты назад | Представления о возврате к прошлому (0.6) | На Вашем рисунке изображен поворот дороги назад. Что он означает? Чему он соответствует? Что повторится в Вашей жизни? | |
Тупики | Представление о конце пути, безвыходности положения (0.6) | Вы изобразили дорогу, ведущую в тупик. Что он означает? Чему он соответствует? Что произойдет, когда Вы дойдете до конца тупика? | |
Крестообразная (пути вперед, влево и вправо) | Представления об альтернативности путей, исключении одного пути другим (0.5) | Крестообразная (пути вперед, влево и вправо) | |
Радиальная (несколько путей, ведущих из одной точки в разные стороны) | Представление о больших возможностях выбора и совмещения путей (0.5) | ||
Осевая (несколько путей, ведущих в разные стороны из разных точек) | Представление о периодически возникающих возможностях выбора (0.5) | ||
Беспорядочная (несколько путей, поворотов, перекрестков) | Представление о сложности выбора, затруднения в ориентации (0.6) | ||
Концентрическая (замкнутость пути, движение по кругу) | Представление о повторяемости пути (0.6) | ||
3. Основное направление движения | Назад (вниз) | Стремление вернуться в прошлое (0.5) | |
Влево | Стремление вернуться в прошлое - у правшей (0.6) _ _ _ | ||
4. Препятствия, барьеры, границы | Ямы, канавы, реки | Представления о затруднительных обстоятельствах, требующих "снижения, "спуска", связанных с риском "падения" (0.6) | Вы изобразили яму (канаву, реку), препятствующую дальнейшему продвижению. Можно ли ее преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов? Чему соответствует это препятствие в действительности? Можно ли его преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов? |
Стены, заборы | Представления о затруднительных обстоятельствах, требующих "подъема", "прыжка" (0.6) | Вы изобразили стенку (забор), препятствующий дальнейшему продвижению. Можно ли ее преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов? Чему соответствует это препятствие в действительности? Можно ли его преодолеть? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов? | |
Подъемы и спуски (горы, лестницы, ступени) | Представления о затруднительных обстоятельствах, требующих значительных усилий и времени (0.6) | Вы изобразили гору (лестницу, ступени), затрудняющую дальнейшее продвижение. Что необходимо, чтобы преодолеть ее быстрее и легче? | |
5. Окружающие предметы и техника | Строения | Представления об укрытиях (0.6) | Вы изобразили здание. Какой смысл имеет это здание? Что оно может Вам дать? Кто или что в нем находится? Хотите ли Вы туда попасть? Можете ли Вы попасть туда? Что Вам мешает? Как можно туда проникнуть? |
Мебель | Представления об удобствах и комфортных условиях (0.5) | Вы изобразили мебель. Что она выражает? | |
Двери, ворота | Представления о контролируемом кем-то входе или выходе (0.6) | Вы изобразили дверь (ворота). Что она означает? Что за ней находится? Она открывается свободно или заперта? Хотите ли Вы ее открыть? Можете ли Вы ее открыть? Что можно сделать, чтобы ее открыть? Чему это препятствие соответствует в жизни? | |
Мосты, туннели | Представления о путях преодоления препятствий (0.6) | Вы изобразили мост (туннель). Что он означает? | |
Транспорт | Представления о средствах ускорения и облегчения движения по жизненному пути (0.5). Средства труда (в буквальном смысле) или атрибуты статуса. | Вы изобразили автомобиль (поезд, корабль, самолет). Что он выражает? Что может ему соответствовать в жизни? | |
Другая техника | Представления о дополнительных средствах решения проблем (0.5). Атрибуты профессиональной технической деятельности или хобби. | Вы изобразили техническое средство. Чем оно может помочь Вам? | |
6. Ориентиры: дорожные знаки, указатели, таблички | Представления о правилах (0.6). Представления об источниках информации. | У Вас изображен дорожный знак (указатель, табличка). Что он говорит? Кто его поставил? Надо ли его слушаться? Можно ли его нарушить? К чему это может привести? Что еще может помочь сориентироваться в пути? | |
7. Произведения искусства | Атрибуты профессиональной художественной деятельности или хобби (0.6). Эстетическая направленность. | Почему Вам захотелось нарисовать это? Какие чувства Вы испытываете, когда встречаетесь с этим? Чем это может помочь Вам в пути? | |
8. Явления природы | Солнце | Факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели (0.6). | Вы нарисовали солнце. Чем оно может помочь или помешать в пути? Что или кто в вашей жизни соответствует солнцу? |
Облака | Факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели (0.6). Источник беспокойства, тревоги. | Вы нарисовали облака или тучи. Чем они могут помочь или помешать в пути? Что или кто в вашей жизни соответствует этим облакам? | |
Гроза | Источник страха (0.6) | Какие чувства Вы испытываете во время грозы? Что или кто в Вашей жизни соответствует грозе? | |
Осадки | Факторы, помогающие или препятствующие та пути к цели (0.6) | Вы нарисовали дождь (снег) Чем он может помочь или помешать в пуш? | |
9. Другие люди | Представления об окружающих людях, помогающих или мешающих в жизни (0.6). Атрибуты профессиональной социальной деятельности или хобби. Демонстрация социального статуса. | У Вас изображены люди. Кто эти люди? Что они делают? Что они хотят? Что они могут? Как они относятся к Вам? Как Вы относитесь к ним? Какие чувства они вызывают у Вас? Кто может помочь Вам в пути? Кто может помешать? | |
10. Изображение путника | Размер | Представление о собственной значительности, уважение к себе (0.7) | Вы сделали довольно больших размеров изображение путника. Что это означает? Насколько он сильный и способный? |
Количество деталей | Представление о собственной привлекательности, отношение к себе с симпатией, принятие себя (0.7) | Вы сделали подробное изображение путника. Что это означает? Насколько он красивый и симпатичный? | |
Передвижение | Активность (0.5) | ||
Обозначение | Недостаточная уверенность в себе (0.5) | ||
Одежда | Демонстрация принятия социальных норм (0.5) | ||
Предметы деятельности, средства труда, инструменты и т.п. | Представление о себе как о субъекте труда (0.6) | Путник держит в руках эти вещи. Что это означает? Насколько они нужны ему? Может ли он избавиться от них? Чем они могут быть полезны в пути? | |
Атрибуты статуса (пола, возраста, профессии, рода занятий и т.п.) | Представление о собственное принадлежности к определенной категории людей (0.6) | Кто этот путник? | |
Следы | Представление о результатах своей деятельности (0-5) | Путник оставляет за собой следы. Что они означают? | |
Отсутствие автора | Вытеснение представлений о себе, игнорирование своей личности, потребностей и возможностей, обесценивание себя (0.6) | Вы не нарисовали самого путника. С чем это связано? Что помешало Вам его нарисовать? Какие чувства вызывает у Вас этот путник? Что случилось бы, если бы Вы его нарисовали? Где и каким бы Вы его изобразили? | |
11. Содержание текста | Отсутствие упоминания о собственных целях, мотивах, чувствах ("Хочу") | Затруднения в определении целей (0.7) | В своем тексте Вы ничего не говорите о том, к чему Вы стремитесь. Тем не менее, ае могли бы Вы о них сказать? В чем конкретно они заключаются? |
\Отсутствие упоминания о средствах, способностях, возможностях ("Могу") | Затруднения в определении ресурсов (0.7) | В своем тексте Вы ничего не говорите о том, что Вы можете, умеете, способны. А как обстоят дела на самом деле? Что Вы в состоянии сделать? | |
Отсутствие указания на собственные действия ("Делаю") | Затруднения в реализации ресурсов (0.7) | В тексте Вы умалчиваете о том, что Вы конкретно делаете. Что именно Вы делаете? Чем Вы занимаетесь? | |
12. Символы | Вопросительные знаки | Сомнения, затруднения в принятии решений (0.7) | Вы нарисовали вопросительный знак. Что он выражает? На какой вопрос Вы хотели бы ответить? Что нужно для ответа на этот вопрос? |
Восклицательные знаки | Болезненные переживания или агрессия (0.6) | Вы нарисовали восклицательный знак. С каким чувством он у Вас связан? Какие обстоятельства привели к возникновению этак чувств? Что может быть последствием этих чувств? Какую пользу могут привести Вам эта чувства? | |
Стрелки | Представления о директивах, указаниях, правилах, нормах (0.6) | ||
Нумерация | Представления о последовательности или значимости событий (0.5) |
Кроме обсуждения с клиентом отдельных показателей рисуночной методики, в процессе беседы можно использовать также более общие вопросы, позволяющие выявить отношение клиента к себе, своим проблемам, возможностям.
1. Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает?
2. Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека?
3. В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует?
4. Если бы Вы рисовали жизненный пуп. через 10 лег, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового?
5. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними?
6. Какова цель этого пути? К чему Вы стремитесь? Чего хотите достичь? Как Вы узнаете, что Ваша цель достигнута?
7. Что Вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности?
8. Каков план Вашего маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки?
9. В чем Вы наиболее нуждаетесь в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие?