Односоставное предложение. Назывное предложение. 8 класс.
Ход урока
Организационное начало урока.
- Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок русского языка. Сегодня необычно все: природа за окном, ваше и мое состояние: Утро. Снег. Туман. И это необыкновенная картина… Слайд 1
- Сегодня мы будем проводить исследование, вы будете знатоками.
- Откройте тетради, запишите число.
Двадцать второе декабря.
Классная работа.
Лингвистическая разминка.
- Читаете начало предложения и устно его заканчиваете.
• - Наука о языке - (…).
• - Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях, - (…).
• - Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу, - (…).
Изучение нового материала. Слайд 2
- Посмотрите на экран, вы видите предложения. Ваша задача – устно найти пятое лишнее и объяснить выбор.
Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, какое предложение будет лишним.
Слайд 3
Я умею читать книги. | Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь! |
- Как разделили? (на 2 группы)
- По какому принципу вы их поделили?
Принцип разделения – состав основы предложений.
Первое предложение двусоставное, остальные - односоставные предложения.
- Какие предложения в РЯ называются двусоставными? Чем выражены главные члены в этом предложении?
Я умею читать книги.
Подлежащее выражено местоимением,
сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)
|
- Что объединяет остальные предложения? (В остальных только подлежащее или сказуемое)
- Как называются такие предложения?
- Давайте, самостоятельно определим цели урока?
Чему будем учиться….
• - Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
На что посмотрим….
• - Посмотрим на односоставные предложения.
За чем понаблюдаем….
• - Понаблюдаем за односоставными предложениями в текстах.
И что попробуем….
• - Попробуем сами использовать односоставные предложения.
Учитель: Все односоставные предложения делятся на несколько видов: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное и безличное предложения. Сегодня мы рассмотрим только один вид односоставного предложения – НАЗЫВНОЕ. (На слайде схема). Слайд 4
Запись темы урока.
Односоставные предложения. Назывные предложения.
- Многие поэты использовали в своих стихотворениях такие предложения. Перед нами стихотворение русского поэта 19 века Афанасия Фета: Слайд 5
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
Учитель: О чем данное стихотворение? (Какова его тема?)
Ученики: В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира. Тишина, спокойствие, вечная красота русского пейзажа.
Учитель: Спишем два первых предложения:
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
|
Серебро и колыханье сонного ручья.
- Укажите грамматические основы предложений. Чем выражен главный член односоставного предложения?
Ученики: Шепот. Дыханье. Трели. Серебро. Колыханье. (Подлежащее выражено сущ. в И.п.)
Учитель: Такие предложения, в которых главный член выражен именем существительным, называются односоставными назывными.
- Случайно ли данный вид односоставных предложений имеет такое название? (Назывные предложения называют предметы, события, явления)
- В чем особенность грамматических основ односоставных предложений? (Она состоит из одного главного члена - подлежащего). Слайд 6
— Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.
- Напомните, что такое назывное предложение?
Вывод: (сами дети) Назывным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.
Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.
Учитель: Определите, распространенным или нераспространенным является назывное предложение?
Ученики: Назывные предложения могут быть распространенным и нераспространенным. Слайд 7