Законодательство Украины относительно рекламы




 


1. Закон Украины "О рекламе"

 

Закон "О рекламе" (в 1996 г.) регулирует правовые отношения, которые возникают в процессе создания и распространения рекламы в Украине. Действие данного закона не распространяется на правоотношения, связанные с информацией о социальных событиях, деятельности политических партий, религиозных и общественных организаций, предназначенной для их поддержки.

Если международными обязательствами Украины установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о рекламе, применяются правила за международными обязательствами.

Закон определяет такие понятия в сфере рекламной деятельности:

• реклама — специальная информация о лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и в любой способ с целью прямого или опосредствованного получения выгоды;

• лицо — любое физическое или юридическое лицо;

• продукция — товары, работа, услуги, ценные бумаги;

• рекламодатель — лицо, которое является заказчиком рекламы для ее производства и (или) распространения;

• производитель рекламы — лицо, которое полностью или частично осуществляет производство рекламы;

• распространитель рекламы — лицо, которое осуществляет распространение рекламы любыми средствами;

• потребитель рекламы — любое лицо или группа лиц, на которых направлена реклама;

• рекламные средства — средства, которые используются для доведения рекламы до потребителя в любой форме и в любой способ;

• спонсор — лицо, которое с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки материально поддерживает любую деятельность без получения выгоды.

Основными принципами деятельности в сфере рекламы является соблюдение всеми субъектами рекламной деятельности законности, точности, достоверности рекламы, использования государственной и других языков согласно законодательству Украины, использования форм и средств, которые не наносят потребителю морального, физического или психического вреда. Реклама должна быть четко отделена от другой информации так, чтобы ее (независимо от форм или средств распространения) можно было идентифицировать как рекламу. Реклама на телевидении и радио должна быть четко отделена от других программ с помощью аудіо- и відеозасобів или комментариев ведучих. Любой информационный, авторский или редакционный материал, который целеустремленно обращает внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции или на ее производителя для формирования интереса к продукции и содействию ее реализации, а также содержит выходные данные (реквизиты) лица, которое производит и распространяет отмеченную продукцию, считается рекламой и подлежит всем рекламным правилам.

Законом запрещена недобросовестная реклама, то есть рекламу, которая содержит неточные или недостоверные данные, двусмысленности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований, предусмотренных законодательством Украины, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей, нанести вред отдельным личностям или государству. Не считается недобросовестной реклама, что использует психологические средства и специальные эффекты с целью привлечь внимание, вызывать доброжелательный смех или другие позитивные эмоции.

Законом запрещено:

1. Распространять сведения о продукции, производство или реализация которой запрещенные законодательством Украины.

2. Прибегать к дискриминационным утверждениям за признаками происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания, характера занятий, местожительства и других обстоятельств.

Запрещается также сравнивать и дискредитировать продукцию других фирм (лиц) (вообще сравнительная реклама в Украине запрещена, а вот в США это разрешено).

3. Подавать сведения или призывать к действиям, которые противоречат действующему законодательству, наносят или могут нанести вред окружающей среде, здоровью или жизни людей, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности.

4. Использовать средства и технологии, которые непосредственно влияют на подсознание потребителя.

5. Прибегать к утверждениям, обидчивым для лиц, которые не пользуются продукцией, которая рекламируется.

6. Использовать или имитировать изображение Государственного герба, Государственного флага и звучания Государственного гимна Украины, изображения государственных символов других государств и международных организаций, а также официальные названия государственных органов Украины, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

7. Рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации, или продукцию, производство или реализация которой нуждаются в специальном разрешении (лицензии), при отсутствии таких.

8. Вмещать изображение любого физического лица или использовать ее имя без ее согласия.

9. Имитировать (копировать или наследовать) художественное решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, которые используются в рекламе другой продукции, если другое не предусмотрено законодательством Украины об авторском праве и смежных правах.

10. Использовать бесплатные номера телефонов милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб для рекламы.

11. Ведущие, дикторы и другие участники радиопередачи теле за пределами рекламного времени не имеют право специально демонстрировать товары или продукцию или характеризовать их потребительские качества как прямо, так и опосредствовано (с помощью одежды, оформление телестудии, изображения и тому подобное). Телерадиопрацивникам запрещается маскировать рекламу под информацию, в частности называть реквизиты производителя продукции или услуг (адрес, контактный телефон, счет), сообщать коммерческие признаки товара или услуг.

12. Размещать внешнюю рекламу методом окрашивания, наклеивания на поверхностях элементов уличного оборудования, зданий и сооружений, если другое не предусмотрено соглашением с их владельцами; на пешеходных дорожках, аллеях с уничтожением зеленых насаждений; размещать внешнюю рекламу в помещениях органов власти, дошкольных заведений образования, средних общеобразовательных школ и специальных общеобразовательных заведений (это правило не распространяется на социальную рекламную информацию); в (на) зданиях и сооружениях, которые имеют историко-культурную ценность.

13. Распространять рекламу через радиотрансляционных или другие звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общественного пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, портах, аэропортах (за исключением социальной рекламной информации).

14. Приостанавливать для показа рекламы демонстрацию художественных и документальных фильмов в кинотеатрах, видеосалонах и других заведениях, где осуществляется публичный показ кіно-, відео-, слайдовых фильмов.

15. Реклама не должна содержать описаний или изображений несовершеннолетних в опасных ситуациях или при обстоятельствах, что в случае их имитации могут нанести вред несовершеннолетнему или другим лицам, а также информации, которая способствует легкомысленному отношению несовершеннолетних к опасным для здоровья и жизни ситуаций.

16. Запрещается реклама с использованием изображений несовершеннолетних, которые потребляют или используют продукцию, предназначенную только для взрослых или запрещенную для приобретения (потребление) несовершеннолетними, а также реклама, ориентированная на легковерие или отсутствие опыта в несовершеннолетних, реклама с использованием изображений настоящего или игрушечного оружия, звуковой имитацией стрельбы и тому подобное.

Закон Украины "О рекламе" в третьем разделе рассматривает особенности рекламирования некоторых видов продукции, в частности лекарственных средств, табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, рекламирование услуг, связанных с привлечением средств населения, ценных бумаг, а также порядок рекламирования снижения цен на продукцию (распродажа), рекламирование тех видов предпринимательской деятельности, которые нуждаются в специальном разрешении.

Да, реклама лекарственных средств для детей и несовершеннолетних осуществляется только с разрешения Министерства здравоохранения Украины; запрещается реклама лечебных сеансов, других аналогичных мероприятий с использованием гипноза и других методов психического и биоэнергетического влияния без разрешения того же министерства; запрещается вмещать в рекламе сведения, которые могут производить впечатление, что при использовании рекламируемых лекарств медицинская консультация со специалистами не является обязательной, а лечебный эффект абсолютно гарантированно; запрещается также рекламировать лекарства под видом продуктов питания, косметических или других широко используемых продуктов.

Реклама табачных изделий должна информировать о содержании вредных для здоровья веществ и их количестве и в любых случаях реклама табачных изделий и алкогольных напитков должна обязательно сопровождаться предупреждениям о вреде тютюнокуріння и употребление алкоголя. Кроме того, согласно действующему законодательству реклама табачных изделий и алкогольных напитков:

1) запрещается на телевидении и на радио;

2) запрещается на упаковках любой продукции и в печатных изданиях, которые предназначены для лиц, которым не исполнилось 18 лет, а также в рассчитанных на названные лица частях других печатных изданий;

3) запрещается на первых и последних страницах газет, на обложках журналов и других периодических изданий;

4) не может изображать лица, популярные среди молодежи до 18 годов;

5) запрещается привлечение к такой рекламе фотомоделей, которым не исполнилось 25 лет;

6) не может содержать изображения процесса курения или другого потребления табачных изделий и алкогольных напитков;

7) не может содержать прямых или опосредствованных утверждений, что курение или употребление алкоголя является важным фактором достижения жизненного успеха;

8) не может поощрять к избыточному употреблению алкогольные напитки или курение или негативно расценивать факт отказа от употребления табачных изделий и алкогольных напитков;

9) не может изображать медицинских работников или людей, которые имеют вид таких;

10) запрещается любое бесплатное распространение образцов табачных изделий и алкогольных напитков; спонсирование любых мероприятий, предназначенных для лиц до 18 годов, если при этом используется название или изображение табачных изделий или алкогольных напитков; распространение или продажа товаров (футболок, головных уборов, продуктов питания и тому подобное) с использованием названия и товарного знака табачных изделий и алкогольных напитков лицам, которые не достигли 18-летнего возраста. По закону "О рекламе" порядок рекламирования боевого оружия, вооружений и военной техники, а также оружию, которое в соответствии с законодательством Украины может находиться в собственности физических лиц, устанавливается Кабинетом Министров Украины, а реклама оружия осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых заведений (предприятий), которые реализуют оружие или на соответствующих выставках (мероприятиях).

В рекламе услуг, связанных с привлечением средств населения, продажей ценных бумаг, запрещается сообщать размеры ожидаемых дивидендов, а также информацию о будущих прибылях, кроме фактически выплаченных не меньше, чем за один год.

Реклама о снижении цен на продукцию (распродажа) должна содержать сведения о месте, дать начала и окончания распродажи, а также процентное соотношение скидки к предыдущей цене товара.

Кроме того, законом обусловлены такие нормы и правила рекламирование в Украине:

• рекламодатель обязан по требованию производителя или распространителя рекламы дать документальные подтверждения достоверности информации;

• рекламирование услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и тому подобное) и продажей ценных бумаг или рекламированием лиц, которые осуществляют такую деятельность, возможно лишь при наличии у таких лиц соответствующей лицензии или другого разрешения; такая реклама обязательно должна подавать наименование органа, который выдал лицензию или специальное разрешение, и ее (его) номер (кроме случаев, когда рекламируются только логотип фирмы или название юридического лица);

• лица, которые осуществляют на безоплатной основе деятельность из производства и распространения социальной рекламной информации, в том числе и за счет собственных средств, пользуются льготами, предусмотренными законодательством для благотворительной деятельности; распространители реклама, деятельность которой полностью или частично финансируется из государственного бюджета, обязана размещать социальную рекламную информацию государственных органов бесплатно в объеме не менее 5 % эфирного времени (печатной площади), предоставленного для рекламы;

• время рекламному вещание не может превышать 9 минут на каждый час вещание для телерадиоорганизаций любой формы собственности (не распространяется на специализированные рекламные каналы вещание);

• запрещается перерывать с целью размещение рекламы трансляции сессий Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, трансляцию официальных государственных мероприятий и церемоний, выступления Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины

Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, народных депутатов, членов правительства Украины. Трансляция концертно-зрелищных и спортивных программ длительностью свыше 45 минут может быть приостановлена для рекламы только один раз по каждому полному 45-минутному промежутку времени. Не могут быть переривані также кіно- и телефильмы. Реклама размешивается или перед их началом, или по завершении. Телепередачи длительностью свыше 10 минут не могут совмещаться с рекламной информацией без согласования с владельцем авторского права на конкретную передачу. Запрещается реклама в передачах, рассчитанных на детскую (до 14 годов) аудиторию;

• реклама с помощью телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса получателя запрещается, кроме одноразовой рассылки рекламы объемом не больше одной печатной страницы по одному адресу в часовом интервале с 21 часа до 7 часа по местному времени;

• реклама услуги, которая предоставляется с использованием местной, междугородной или международной телефонной связи, при распространении ее в рекламных средствах должен содержать точную информацию о платном или бесплатном характере услуги, ее содержании, вековых и других ограничениях, установленных действующим законодательством и производителем услуги относительно круга ее потребителей, стоимость одной минуты пользования услугой в соответствующем регионе.

Эта информация должна быть напечатана шрифтом, размер (кегль) которого не меньше половины кегля шрифта, что им набран номер телефона, который используется для предоставления рекламной услуги;

• реклама табачных изделий и алкогольных напитков не может размещаться ближе, чем за 200 метров от территории детских дошкольных заведений, средних общеобразовательных школ и других заведений образования, в которых учатся деть в возрасте до 18 годов;

• рекламодатели табачных изделий и алкогольных напитков обязаны направить на производство социальной рекламной информации относительно вреда курения и употребления алкоголя не менее пяти процентов средств, потраченных на распространение ими в пределах Украины рекламы табачных изделий или алкогольных напитков;

• реклама тех видов предпринимательской деятельности, которые согласно законодательству Украины нуждаются в специальном разрешении, повинна содержать ссылку на номер лицензии и наименования органа, что ее выдал.

Ответственность за нарушение Закона Украины "О рекламе" наступает, когда:

• распространяется реклама, запрещенная действующим законодательством;

• нарушен порядок изготовления и распространения рекламы;

• недодержаны требования законодательства относительно содержания и достоверности рекламы.

Закон Украины "О рекламе" предусматривает штрафование субъектов предпринимательской деятельности:

• при распространении рекламы на продукцию, производство или реализация которой запрещенные законодательством Украины, — в размере пятикратной стоимости распространения такой рекламы;

• при распространении рекламы, запрещенной действующим законодательством, — в размере четырехкратной стоимости распространения такой рекламы;

• при нарушении порядка изготовления и распространения рекламы — в размере четырехкратной стоимости распространения такой рекламы;

• при несоблюдении требований законодательства относительно содержания и достоверности рекламы — в размере пятикратной стоимости распространения такой рекламы;

• публичное опровержение недобросовестной рекламы осуществляется добровольно или по решению суда за счет винного лица. Опровержение осуществляется через то же рекламное средство с использованием того же пространства, времени, места и в том же порядке, в котором осуществлялась недобросовестная реклама.


2. Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции"

 

Частично рекламирование регулируется также Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", принятым Верховной Радой Украины 7 июня в 1996 г.

Раздел 2 данного Закона "Неправомерное использование деловой репутации хозяйственного субъекта (предпринимателя)" содержит статьи, которые касаются рекламы, в частности ст. 4 "Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки", в. 5 "Неправомерное использование товара другого производителя", ст. 6 "Копирования внешнего вида изделия", ст. 7 "Сравнительная реклама".

Да, ст. 4 Закона определяет, что неправомерным является использование без разрешения уполномоченной на то лица чужого имени, фирменного наименования или товарных знаков, а также заимствования оформления упаковки товаров, названий литературных, художественных произведений или периодических изданий, названий мест происхождения товаров, если это может привести к путанице относительно деятельности другого субъекта ведения (предпринимателя) хозяйства, которое имеет приоритет на их использование. Однако использование в фирменном наименовании собственного имени физического лица не считается неправомерным, когда к собственному имени добавляется любой объясняющий элемент, который предотвращает такую путаницу.

Статья 5 определяет понятие неправомерного использования товара другого производителя, то есть введение в хозяйственное обращение под собственной маркой (названием) товара другого производителя с изменением или снятием марки (названия) этого производителя без разрешения уполномоченной на то лица.

В ст. 6 рассматривается понятие о копировании внешнего вида изделия, то есть о воссоздании внешнего вида изделия другого субъекта ведения (предпринимателя) хозяйства и введения его в хозяйственное обращение без однозначного указания на производителя оригинала и производителя копии. Но не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование предопределенно сугубо функциональным применением изделия. Действие этой статьи не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат специальной охране.

Статья 7 объясняет определение сравнительной рекламы, то есть такой, которая содержит сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого субъекта ведения хозяйства (предпринимателя).

Такая реклама вообще запрещается, но не признается неправомерным сравнение, если приведены сведения о товарах, работы, услуги подтверждены фактическими данными, являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей.

Раздел 6 закона определяет правовые принципы защиты от недобросовестной конкуренции:

• дела о недобросовестной конкуренции рассматриваются Анти-монопольним комитетом Украины и его территориальными отделениями (ст. 27);

• лица, права которых нарушены действиями, квалифицированными данным законом как недобросовестная конкуренция, могут в течение шести месяцев

со дня, когда они узнали или могли узнать о нарушении, обратиться к Антимонопольному комитету Украины, его территориальных отделений с заявлением о защите своих прав (ст. 28).

Рассмотрев дело, Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения выдают распоряжение о:

а) запрещение лицу, в действиях которого видятся признаки нарушения (ответчику), совершать определенные действия;

б) наложение ареста на имущество или средства, которые принадлежат ответчику.

Распоряжение можно обжаловать в суде или арбитражном суде в пятнадцатьдневной срок из дня получения ответчиком его копии.

В случае признания судорог (арбитражным судом) отсутствия в действиях ответчика фактов правонарушения он имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему неправомерным решением Антимонопольного комитета (его отделений) в порядке, определенном гражданским законодательством Украины (ст. 29).


3. Закон Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг"

 

Закон введен в строй 1 июля в 1994 г. согласно Постановлению Верховной Рады Украины № 3771-12. Он регулирует отношения, которые возникают в связи с приобретением и осуществлением собственности на основной элемент брендингу — торговую марку, знаки для товаров и услуг.

Согласно ст. 5 Закона правовая охрана предоставляется торговому знаку, который не противореччит общественным интересам, принципам гуманности и морали и на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны.

Объектом знака могут быть словесные, изображающие, объемные и другие обозначения и их комбинации, выполненные в любом цвете или сочетании цветов.

Право на знак удостоверяется соответствующим свидетельством.

Срок действия свидетельства составляет 10 лет от даты представления заявки к Государственному комитету Украины по вопросам интеллектуальной собственности (Госпатент Украины). Госпатент Украины продолжает действие свидетельства за ходатайством владельца, поданным в течение последнего года действия свидетельства, каждый раз на 10 лет.

Приоритет на получение свидетельства имеет заявитель (юридическое или физическое лицо), заявка которого имеет более раннюю дату представления.

Согласно ст. 6 Закона не могут получить правовую охрану знаки для товаров или услуг, которые изображают или воспроизводят:

• государственные символы и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные и пробирные клейма, печати награды на другие государственные отличия;

• знаки, которые являются обманчивыми или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, которое производит товар или предоставляет услугу; является общеупотребительными символами и сроками;

• знаки, которые являются тождественными или похожими настолько, что их можно спутать со знаками, которые были уже зарегистрированы или заявлены на регистрацию в Украине на имя другого лица для однородных товаров и услуг;

• промышленные образцы, права на которых принадлежат в Украине другим лицам; названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права; фамилии, имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных в Украине лиц без их согласия.

Согласно ст. 16 свидетельство предоставляет его владельцу исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению. Использованием знака признается применение его на товарах, на упаковке товаров, в рекламе, на вывесках, во время демонстрации экспонатов на выставках, в проспектах, буклетах, на бланках и другой документации, связанной с введением отмеченных товаров или услуг в хозяйственную деятельность.

Владелец свидетельства может передать на основании договора право собственности на знак любому лицу, которое становится правопреемником владельца свидетельства.

На основании лицензионного договора владелец свидетельства имеет право предоставить разрешение на использование знака (например, при составлении соглашения о франчайзинге).

Иностранные граждане имеют уровни с гражданами Украины права, предусмотренные Законом в соответствии с международными договорами Украины или на основе принципа взаимности.

Закон определяет порядок получения свидетельства, права и обязанности владельца свидетельства, порядок прекращения действия свидетельства и признания его недействительным.

Статья 20 Закона определяет, что любое посягательство на права владельца свидетельства, предусмотрен в. 16, считается нарушением прав владельца свидетельства, которое предусматривает ответственность согласно действующему законодательству Украины. Владелец свидетельства имеет право требовать устранения из товара знака или обозначения, похожего с ним настолько, что их можно спутать, или уничтожения изготовленных изображений знака. В ст. 21 "Право повторной регистрации" отмечается, что никто другой, кроме прежнего владельца свидетельства, не имеет право на повторную регистрацию знака в течение трех лет после прекращения действия свидетельства согласно ст. 18 Закона.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: