Если в природе и обществе всё, в конечном счёте, совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само – способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Её сфера – мир чувств, переживаний, знания, мысли, мир ценностей, духовных установок и ориентаций, морали, науки и философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении в тех или иных своих сторонах. Так, в народном сознании фиксируется наблюдающееся единство противоположностей типа «нет худа без добра », «воля заведёт в неволю », «счастье с несчастьем двор об двор живут » и др. Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории.
Безусловно, следует особо подчеркнуть, что диалектическая традиция является весьма древней и весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм диалектики. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов античности, идеалистическую диалектику немецких классиков и материалистическую диалектику К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина.
Первой исторической формой диалектики была стихийная диалектикадревних греков. В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон, Анаксагор и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия.
|
В античной философии диалектика носила стихийно-интуитивный характер: она была результатом простого созерцания мира древними греками, некоторых стихийных диалектических догадок. Так, осмысление природы движения имело место уже в элейской школе (Парменид, Зенон и др.) Эта школа философов внесла значительный вклад в развитие диалектики. Стихийно-диалектические идеи разделяли атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Сократ видел в диалектике способ сочетания противоположных мнений и поиска истины. Платон и Аристотель стремились отыскать источники развития мира. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита из Эфеса. Он первым дал образцы диалектического подхода к миру, и сформулировал важнейшие идеи диалектического мировоззрения. Гераклит считал, что природа представляет собой единое целое («огонь», «мировой пожар», «Космос»). Образ огня мыслителем использовался как символ вечной динамики и неукротимости могучего мира. Всё сущее в этом мире изменчиво, всё течёт и нет ничего застывшего. Всё состоит из противоположных начал, всё взаимодействует. Борьба противоположностей является источником развития всего сущего и главным законом мира. Она – отец всего и царь над всем. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее, Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Мир, по Гераклиту, есть сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.
Диалектический подход можно проследить и в философии средних веков. Так, Пьер Абеляр использовал диалектику в качестве способа достижения истины путём обсуждения различных суждений. В целом в схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах. Аврелий Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, сотворённого Богом.
|
Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими мыслителями, как Дж. Бруно, Н. Коперником, Р. Декартом, Б. Спинозой, Н. Кузанским. Так, Н.Кузанский рассматривал мир как единство конечного и бесконечного, как огромный космический универсум. Универсум есть единое во многом, пронизанное беспрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики является Бог как возможность и причина всего сущего. Однако в силу господства механики и математики в то время всё ещё преобладала механическая картина мира как проявление метафизического мышления. Позже, в ХVIII в. во французском Просвещении была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж. Кондорсе, В.Ф. Вольтер). Так диалектическая традиция стала постепенно укреплять свои позиции в науке и в философии.
Идеалистическая диалектика в немецкой классической философии занимает особое место в истории философской мысли. В её рамках И. Гердер обосновал идею развития мировой культуры, смены её форм и состо я ний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, при этом он вскрыл антиномии (неразрешимые противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчёркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней градации (иерархии ).
|
Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическая диалектика в философской системе Гегеля. Он исходил из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая воплощает себя в различных формах бытия – в природе, обществе и т.д. В.С. Соловьёв писал в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своём движении «змея абсолютной диалектики». Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и движущей силы развития. Противоречие он характеризовал как «корень всякого движения» и всякой «жизненности », любого развития.
Гегель понимал под диалектикой метод познания, который учитывает противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений, вещей и процессов, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия, он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию.
Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф.Энгельса, впервые в истории сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм») Немецкий мыслитель убедительно показал, что окончательные, завершенные результаты познания и практики невозможны. Гегель сформулировал и в последовательной систематической форме изложил в «Науке логики» основные (три закона) и неосновные законы (категории) диалектики. Прежде всего, Гегелю удалось придать диалектике системный характер и выявить общие законы развития: оно носит спиралевидный характер, им движут диалектические противоречия, а его феноменальным обнаружением всегда будут изменения качественных параметров вещей и процессов, которые возникают через скачки, прерывы постепенности в развитии.
Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Они освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили её основное рациональное зерно – идею развития. Они превратили диалектику в инструмент философского исследования мира. Ф. Энгельс любил подчёркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, что она является «пробным камнем » для диалектики. В марксизме идея развития была применена к изучению исторических явлений, самой общественной жизни людей, прежде всего – социально-классовых отношений, истории частной собственности, государства и институтов общества. Диалектика как теория и метод в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи. Основоположники марксизма подчёркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по существу своему критична и революционна. Они отмечали, для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. По определению В.И. Ленина диалектика – это «живая душа» марксизма.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что диалектика как теория развития и метод мышления является значительным пластом истории философской мысли. Её основная идея – идея развития всего сущего – явилась отражением в философии прогрессивного, т.е. восходящего развития человечества.