Диалектика предстаёт как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления ». В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Материалистическая диалектика есть не только онтологическое, но и гносеологическое учение, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут.
В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и её противоположность. В качестве таковой выступала метафизика, или по определению Г. Гегеля «антидиалектика ».
Как способ философского мышления, метафизика возникла в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие неподвижно и неизменно, что оно подобно шару, покоящемуся в центре мира. Аристотель в своём творчестве понимал метафизику как учение о неких началах всего существующего. И в таком значении термин употреблялся до ХVIII в.
В средние века метафизическое мышление нашло своё выражение в догматичности христианства. Ведь в то время мир рассматривался с позиций принципа неизменности, как нечто раз навсегда данное, завершённое и незыблемое. В этом мире всё жестко упорядоченно и иерархично.
Расцвет метафизики пришёлся на ХVII-ХVIII вв. Это было обусловлено господством двух точных наук: математики и механики. Естествознание того времени рассматривало все вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их общих связей. Предметы воспринимались как вечно неизменные, не живые, а мёртвые. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек как мыслящая машина. Всё богатство и разнообразие форм движения материи сводилось в основном к механическим процессам. Метафизика этого времени не только «царствовала » в естествознании, но проникла в философию и пронизала её. Мир рассматривал по частям, а не как единое целое.
|
В ХIХ в. метафизике был нанесён очень сильный удар: были совершены крупные достижения в области естествознания (Эволюционная теория Ч.Дарвина), в исторических науках (И.Гердер) и философии (Г.Гегель). Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и мира, Материи и Духа. Это и есть та связь, которая придаёт миру стройность и гармоничность, т.е. Красоту. Метафизика была значительно потеснена в науке, но вместе с тем она сохранилась как недиалектический способ мышления.
Характерные признаки метафизики как концепции развития и как метода мышления состоят в основном в следующем:
1. С позиции метафизики объект изучался как простая сумма частей, их набор без учёта сложной взаимосвязи между этими частями.
2. Метафизика – это одномерное (одностороннее) восприятие объекта, преувеличение или приуменьшение в нём тех или иных сторон (например, преувеличение роли отдельной личности в истории). Само развитие воспринимается метафизиком как простое уменьшение или простое увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как движение по кругу, не выходящее за его пределы.
|
3.Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его «вовне», за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная «форма », у Платона – мир вечных идей, Гегель таковым считал таинственный «мировой разум », а Ньютон – некий «перводвигатель ». В христианском вероучении внешними источником всего сущего считается Бог как Творец.
4.Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанное друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как нигилизм, анархизм, волюнтаризм и т.п.
Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана, в частности, в конспектах В.И. Ленина «Философские тетради ». По убеждению её автора, диалектика жизненна, т.к. даёт ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития как саморазвития. Метафизика «нежизненна», «бледна», «суха» и «мертва», так как для неё источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому росту. Она вскрывает в нём противоречия и скачки, переход предмета в свою противоположность, возникновение нового и иные сложные процессы, сопровождающие развитие.
Метафизика имеет место в науке и политике, в повседневном познании людей. Назовём наиболее распространенные её проявления.
|
Так, догматизм подчёркивает момент устойчивости в развитии. Он представляет собой некритический и нетворческий («застывший ») тип мышления. Это мышление догмами, которые есть «нечто мёртвое, застывшее, закостенелое, якобы раз навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, марксистской идеологии и др.). Догматизм в науке, в политике и быту всегда есть противник новизны и реформ.
Напротив, релятивизм подчёркивает и абсолютизирует момент изменчивости в развитии. Ещё Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил заявлял, что в одну и ту же реку нельзя вступить даже и один раз. По его мнению, всякое высказывание правильно, у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий также исповедовали релятивизм, полагая, что якобы «ничего не существует», «ничего невозможно знать».
Софистика также есть проявление метафизического мышления, и она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика – это подмена и неоднозначность понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: «Кто лжёт, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя ничего сказать. Следовательно, никто не может лгать».
Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета, выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, если из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.
Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать её познавательные возможности. В своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется всё же не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. В быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф. Энгельса, рассудок обслуживает нужды человека в рамках «четырёх стен его дома». Метафизический тип сознания совершенно естественен для большинства людей. Неся в себе определённые «зёрна» истины, он вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, создаваемой теоретическим мышлением.
Итак, диалектика – это система теоретического знания о связях и развитии внешнего мира. Не сложно сделать вывод о том, что диалекти-ческое мышление не может быть прирождённым свойством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории философской мысли, оно может быть усвоено человеком лишь на основе весьма тщательного изучения. Разумеется, диалектика как способ описания мира далеко не всесильна. В своей действительности мир значительно богаче человеческих представлений о нём, и многие его процессы как бы не «вписываются» в классические схемы диалектики. Диалектику как теорию развития и способ философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать.
В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Они являют собой некие альтернативы диалектике. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Её приверженцы (С.Къеркегор, Ж.-П.Сартр и др.) в понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх, характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм ограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.
Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж.Маритен, Э.Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.
В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с её трагическими неразрешимыми и неустранимыми противоречиями (определяемыми высшими силами человеческого бытия), приверженцы так называемой «негативной диалектики » сосредотачивают своё внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе) возвели в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как «последовательное осознание неидентичности », как безоговорочное «анти », «контра », «нет» всему позитивному. Отрицание – на самом деле один из важнейших элементов диалектики – превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения. В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.