Машинист автовышки и автогидроподъёмника




 

 

Бобруйск

 

Автовышки (рис.1) обеспечивают только вертикальный подъем людей в люльке, закрепленной на оголовке телескопической мачты, и предназначены для профилактического обслуживания и ремонта осветительных систем, контактных линий электротранспорта. Других исполнений автовышек нет, в связи с чем их классификация ограничивается одним исполнением с телескопической мачтой и люлькой. Индексация автовышек проста и не требует особых пояснений. Например, индекс ВТ-23 означает: вышка телескопическая с максимальной рабочей высотой 23 м.

 

 

Рис.1. Автовышка:

 

1- базовый автомобиль; 2- лебедка; 3- фара; 4- рабочая площадка; 5- отвес; 6- грузоподъемник; 7- лестница; 8- опорный кронштейн; 9- гидроцилиндр установки; 10- выносная опора; 11- поддерживающий кронштейн; 12- рама; 13- коробка отбора мощности

 

Автогидроподъемники (рис.2) с рабочим оборудованием в виде шарнирно сочлененных колен обеспечивают наклонное перемещение грузов и людей в рабочих площадках (люльках).

 

 

Рис.2. Автогидроподъемник:

 

1- рычаги; 2, 3- верхнее и нижнее колено; 4- пульт управления; 5- ось; 6- золотник; 7- рабочая площадка (люлька); 8- упор; 9- дополнительные опоры; 10- стойка; 11- базовый автомобиль

 

Автогидроподъемники классифицируют по исполнению конструкции, виду рабочего оборудования, типу привода рабочих движений.

 

По исполнению конструкции автогидроподъемники бывают коленчатые с рабочей площадкой и специальные дооборудованные для противопожарных операций, устройства линий электропередачи, технического обслуживания и ремонта мостов.

 

По виду рабочего оборудования различают одно-, двух- и трехколенные автогидроподъемники.

 

По типу привода автогидроподъемники разделяют на гидравлические и электрогидравлические.

 

Индексация автогидроподъемников принята из трех букв АГП и числа. Например, индекс АГП-22 обозначает автогидроподъемник с максимальной рабочей высотой 22 м. Иногда после числа стоят буква и через точку еще цифра или число, что указывает соответственно на проведенную модернизацию или порядковый номер, устанавливающий завод-изготовитель подъемника.

 

К основным параметрам автовышек и автогидроподъемников относятся: грузоподъемность, рабочая высота, вылет (для подъемников), время подъема люльки на максимальную высоту, скорость передвижения, мощность двигателя шасси, транспортные размеры, масса машины.

 

 

Грузоподъемность - наибольшая масса груза, которую можно поднять в рабочей площадке (люльке).

 

Рабочая высота Н в.п.- наибольшее расстояние от уровня стоянки машины до пола рабочей площадки (люльки), на которое может быть поднята рабочая площадка (люлька).

 

Вылет - расстояние от вертикальной оси поворота подъемника до середины рабочей площадки.

 

Время подъема рабочей площадки (люльки) - время, необходимое для подъема рабочей площадки (люльки) на рабочую высоту, определяемое для подъемников скоростью поворота колен, для вышек - выдвижения телескопа.

 

Скорость передвижения - скорость передвижения вышек и подъемников в транспортном положении, равная скорости передвижения базового грузового автомобиля.

 

Мощность, размеры, масса вышек и подъемников выражаются в показателях, допускаемых для базового грузового автомобиля.

Виды автоподъемников.

Коленчатые (локтевые) автогидроподъемники.

 

Самыми простыми и относительно недорогими автогидроподъемниками являются коленчатые или локтевые. Стрела коленчатого автогидроподъемника собрана из двух или трех связанных между собой осевыми шарнирами секций. Движение (складывание и раскладывание) колен относительно друг друга и относительно опорно - поворотного основания производится под действием гидроцилиндров. Независимо от пространственного положения колен люлька стабилизируется в горизонтальной плоскости. Наличие третьего колена делает автогидроподъемник более компактным в транспортном положении, а так же расширяет диапазон высот в котором можно "перешагнуть" препятствие например ограждение на крыше.

 

Наряду с вышеупомянутыми достоинствами коленчатая конструкция имеет некоторые эксплуатационные ограничения. Коленчатому автоподъемнику требуется значительное свободное место не только со стороны проведения работ, но и с противоположной стороны, коленчатая конструкция стрелы так же не позволяет работать на малых высотах подъема под «потолком» из проводов, контакных сетей, перетяжек и других конструкционных элементов. Это связано с тем, что на малых высотах подъема точка соединения первого и второго колена может находится значительно выше уровня люльки. Оптимальное место для использования коленчатых автогидроподъемников - свободные стройплощадки, заводские территории с высотными производственными объектами. На городских улицах и во дворах эти машины использовать может быть затруднительно.

Телескопические автогидроподъемники.

 

Телескопически автоподъемники более сложны по устройству и, как следствие, более дорогие. Они оснащены раздвижной двух или трехсекционной стрелой. Секции размещены одна в другой и имеют соответствующие ползуны для обеспечения возможности раздвижения стрелы. Раздвижение производится посредством длинных гидроцилиндров или тросово-цепным приводом (как в известном АП-17, АП-18). На наш взгляд, применение современных отечественных и импортных материалов и технологий связанных с использованием качественных хонингованных труб в качестве заготовок для гидроцилиндров делает гидроцилиндр более надежным и не требующим обслуживания по сравнению с тросово-цепным приводом.

 

Автоподъемники телескопической конструкции лишены недостатков локтевой конструкции стрелы связанных с обязательным наличием свободного места с обеих сторон автомобиля и невозможностью работы под «потолком». Определенным ограничением можно считать невозможность горизонтального движения люльки «через окно в комнату» при высоте «окна» превышающей высоту шасси автоподъемника, то есть практически во всем диапазоне высот.

 

Телескопические подъемники удобны для применения в городском коммунальном хозяйстве, на дорогах, во дворах, на объектах энергетики, электросвязи, в агентствах наружной рекламы и т.д. Как правило люлька телескопических автогидроподъемников оснащена электрическими изоляторами для обеспечения возможности работы на объектах без отключения электроэнергии.

Автогидроподъемники комбинированной конструкции (коленчато - телескопические).

 

Данную первичную классификацию (локтевые и телескопические автоподъемники) можно считать базовой. Существуют разновидности автоподъемников объединяющие свойства этих двух видов.

 

Комбинированные (коленчато- телескопические) имеют меньший геометрический размер складных секций, что позволяет уменьшить значимость ограничений по свободному пространству и «потолку». Выдвижная телескопическая секция позволяет осуществлять линейные движения люльки по горизонтали, а так же под положительным и отрицательным углом к горизонту

Рычажно - телескопические автоподъемники.

 

Рычажно-телескопические автогидроподъемники обладают всеми достоинствами комбинированных, а так же характеризуются облегченной конструкцией. К сожалению в России данный вид автоподъемников пока широко не распространен, видимо из-за кажущейся легкости и хрупкости конструкции. Данное суждение ошибочно в силу того, что применяемые в конструкции элементы выполнены из высококачественных импортных сталей и рассчитаны для всех, даже самых неожиданных векторов нагрузок.

Автовышки.

 

Отдельно следует отметить автовышки вертикального подъема. Они имеют ограниченное применение связанное с обслуживанием линий электропередач и имеют повышенную грузоподъемность люльки (до 600 кг). Как правило автовышки смонтированы на автошасси повышенной проходимости. Неожиданное применение автовышек - размещение на них антенно-фидерных систем для обеспечения радиосвязи и теле-радио трансляции на местности.

Рабочее оборудование автовышек

 

Рабочее оборудование автовышек состоит из телескопической мачты, рабочей площадки (люльки), механизмов подъема мачты и выдвижения телескопа, а также дополнительного оборудования на рабочей площадке. Телескопическая мачта состоит из наружной и нескольких внутренних телескопических (вставленных одна в другую) секций труб. На вышках с механическим приводом секции соединяются между собой канатно-блочной системой (рис. 155,а), которая образует механизм раздвижки, состоящий из основной и четырех выдвижных секций трубчатого сечения. При вращении барабана лебедки канат, наматываясь, поднимает секцию, которая при помощи каната и блока выдвигает секцию, через канат — секцию, а через канат — секцию с рабочей площадкой и грузом. Использование нескольких параллельно действующих канатно-блочных систем (рис. 155,6) или дополнительного блока (рис. 155,в) на нижней выдвижной секции предотвращает перекос секции и позволяет использовать канаты и блоки меньшего диаметра. Канат-но-блочные системы образуют механизм одностороннего действия, работающий на раздвижение телескопической мачты. В обратную сторону секции перемещаются под действием силы тяжести площадки, груза и секций. В комбинированном приводе механизма раздвижки мачты (рис. 155,г) первая секция 10 выдвигается двумя гидроцилиндрами. На вышках с гидравлическим приводом мачта выполнена в виде телескопического гидроцилиндра. Секции выдвигаются под давлением подаваемой в гидроцилиндр рабочей жидкости — масла. Для того чтобы рабочая площадка не могла вращаться, секции гидроцилиндра фиксируют друг относительно друга шпонками. Основная, наружная секция мачты крепится к опорному кронштейну снизу с помощью шарового пальца, а в верхней части — обоймой и двумя регулировочными винтами. Такое крепление позволяет при работе устанавливать мачту вертикально. Для того чтобы секции мачты не упали при обрыве каната, устанавливают замедлители или ловители. Замедлители выполняют, например, в виде компрессионных колец на нижних торцах секций, которые при движении сжимают находящийся в полости воздух, тем самым ограничивая скорость движения до безопасной.

 

 

Рис. 155. Схемы рабочего оборудования автовышек:

а, б, с – в механическим канатно-блочным приводом; г – с комбинированным приводом; 1—4 – канаты; 5 — рабочая площадка; 6 – груз; 7-11 – секции; 12 – гидроцилиндр; 13 – дополнительный блок.

 

Механические ловители при обрыве каната заклинивают падающую секцию, при этом путь свободного падения составляет 5 см. При транспортировании опорный кронштейн с мачтой поворачивается относительно рамы вышки, которая крепится к раме автомобиля с помощью лебедки и каната укладки, а на вышках с гидравлическим приводом – гидроцилиндром. Секции мачты с канатно-блочным механизмом раздвижки в транспортном положении запираются канатом во избежание случайного перемещения секций, например при резком торможении автомобиля, и всю мачту закрепляют на кронштейне. На вышках с механическим приводом мачту поворачивают в рабочее положение тем же канатом, которым выдвигают нижнюю секцию.

 

Рабочие площадки автовышек (рис. 156) крепят жестко к верхней секции телескопической мачты. По форме они, как правило, бывают круглые или чуть вытянутые (рис.156,д). Габаритные размеры и конструкции такие же, как у рабочих площадок подъемников. На площадку входят через люк в полу или боковой проем. Дополнительное оборудование автовышек предназначается для устройства и ремонта линий электропередачи контактной сети.

 

 

Рис. 156. Рабочие площадки: а-г — автогидроподъемников; д — автовышек.

 

В люльке устанавливают укосину с лебедкой, с помощью которой поднимают грузы массой до 1 т и натягивают провода, а также вильчатую подставку, которая воспринимает нагрузки от проводов.

Рабочее оборудование автовышек

 

Рабочее оборудование автовышек состоит из телескопической мачты, рабочей площадки (люльки), механизмов подъема мачты и выдвижения телескопа, а также дополнительного оборудования на рабочей площадке. Телескопическая мачта состоит из наружной и нескольких внутренних телескопических (вставленных одна в другую) секций труб. На вышках с механическим приводом секции соединяются между собой канатно-блочной системой (рис. 155,а), которая образует механизм раздвижки, состоящий из основной и четырех выдвижных секций трубчатого сечения. При вращении барабана лебедки канат, наматываясь, поднимает секцию, которая при помощи каната и блока выдвигает секцию, через канат — секцию, а через канат — секцию с рабочей площадкой и грузом. Использование нескольких параллельно действующих канатно-блочных систем (рис. 155,6) или дополнительного блока (рис. 155,в) на нижней выдвижной секции предотвращает перекос секции и позволяет использовать канаты и блоки меньшего диаметра. Канат-но-блочные системы образуют механизм одностороннего действия, работающий на раздвижение телескопической мачты. В обратную сторону секции перемещаются под действием силы тяжести площадки, груза и секций. В комбинированном приводе механизма раздвижки мачты (рис. 155,г) первая секция 10 выдвигается двумя гидроцилиндрами. На вышках с гидравлическим приводом мачта выполнена в виде телескопического гидроцилиндра. Секции выдвигаются под давлением подаваемой в гидроцилиндр рабочей жидкости — масла. Для того чтобы рабочая площадка не могла вращаться, секции гидроцилиндра фиксируют друг относительно друга шпонками. Основная, наружная секция мачты крепится к опорному кронштейну снизу с помощью шарового пальца, а в верхней части — обоймой и двумя регулировочными винтами. Такое крепление позволяет при работе устанавливать мачту вертикально. Для того чтобы секции мачты не упали при обрыве каната, устанавливают замедлители или ловители. Замедлители выполняют, например, в виде компрессионных колец на нижних торцах секций, которые при движении сжимают находящийся в полости воздух, тем самым ограничивая скорость движения до безопасной.

 

 

Рис. 155. Схемы рабочего оборудования автовышек:

а, б, с – в механическим канатно-блочным приводом; г – с комбинированным приводом; 1—4 – канаты; 5 — рабочая площадка; 6 – груз; 7-11 – секции; 12 – гидроцилиндр; 13 – дополнительный блок.

 

Механические ловители при обрыве каната заклинивают падающую секцию, при этом путь свободного падения составляет 5 см. При транспортировании опорный кронштейн с мачтой поворачивается относительно рамы вышки, которая крепится к раме автомобиля с помощью лебедки и каната укладки, а на вышках с гидравлическим приводом – гидроцилиндром. Секции мачты с канатно-блочным механизмом раздвижки в транспортном положении запираются канатом во избежание случайного перемещения секций, например при резком торможении автомобиля, и всю мачту закрепляют на кронштейне. На вышках с механическим приводом мачту поворачивают в рабочее положение тем же канатом, которым выдвигают нижнюю секцию.

 

Рабочие площадки автовышек (рис. 156) крепят жестко к верхней секции телескопической мачты. По форме они, как правило, бывают круглые или чуть вытянутые (рис.156,д). Габаритные размеры и конструкции такие же, как у рабочих площадок подъемников. На площадку входят через люк в полу или боковой проем. Дополнительное оборудование автовышек предназначается для устройства и ремонта линий электропередачи контактной сети.

 

 

Рис. 156. Рабочие площадки: а-г — автогидроподъемников; д — автовышек.

 

В люльке устанавливают укосину с лебедкой, с помощью которой поднимают грузы массой до 1 т и натягивают провода, а также вильчатую подставку, которая воспринимает нагрузки от проводов.

Устройства и приборы безопасности aвтовышек и автогидроподъемников

 

Автовышки и автогидроподъемники предназначены для подъема людей на высоту. Поэтому к безопасности работы этих машин, их составных частей предъявляют высокие требования. На подъемниках установлены следующие приборы и устройства безопасности: система ориентации люльки (рабочей площадки), удерживающая люльку в вертикальном положении; конечные выключатели, ограничивающие зону обслуживания (угол раскрытия колен); блокировка подъема колен при невыставленных дополнительных опорах; блокировка подъема гидроопор при поднятом рабочем оборудовании; система аварийного спуска люльки для высадки рабочих при отказе гидросистемы; предохранительный клапан гидросистемы; гидрозамки гидроцилиндров; кнопки сигнала на верхнем и нижнем пультах управления; кнопки аварийного останова двигателя базовой машины из люльки и с нижнего пульта управления; ограничители грузоподъемности, ограничители предельного груза люльки, предохраняющие конструкцию подъемника от перегрузки; боковые ограничители люльки, останавливающие движение колен подъемника при его касании конструкции, у которой находится люлька. В новых исполнениях подъемников и вышек, выпускаемых с 1992 г. в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, применяют усовершенствованную систему приборов и устройств безопасности. Системой охвачены следующие приборы и устройства безопасности. Ограничитель предельного груза, который обеспечивает автоматическое отключающее управление подъемом или сигнализирует в случае превышения грузоподъемности люльки (площадки). Выключатель концевой предназначен для автоматического отключения механизма подъема при переходе его движущимися частями установленных положений. Система ориентации люльки — предохранительное устройство, предназначенное для ориентации люльки в вертикальном положении при любых расположениях колен. Ограничитель зоны обслуживания служит для автоматического отключения механизма подъемника и предотвращения выхода люльки за пределы зоны обслуживания. Блокировка подъема опор при рабочем положении колен, предназначенная для отключения механизма подъема опор при рабочем положении колен. Устройство аварийного опускания люльки, служащее для аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы или двигателя базового автомобиля. Указатель наклона подъемника предназначен для определения угла наклона подъемника (вышки). Анемометр прибор для определения скорости ветра. Аварийный останов двигателя — предохранительное устройство для аварийного останова двигателя базового автомобиля из люльки или с нижнего пульта управления. Как правило, все устройства и приборы безопасности объединены в одну систему на электронной основе; данные о параметрах и положении подъемника выводят на дисплей, обеспечивая максимальную информацию машинисту.

 

На коленчатых автогидроподъемниках приборами безопасности ограничиваются углы раскрытия колен, а иногда и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, на подъемниках типа АГП система ограничения угла подъема верхнего колена предотвращает перегрузку нижнего колена и предупреждает столкновение люльки с верхним коленом. Система представляет собой конечный выключатель в виде гидрораспределителя, смонтированного около оси подвеса люльки, и кулачок на оси подвеса люльки, воздействующий на него. При положении верхнего колена около 80° к горизонту люлька, снабженная системой ориентации в вертикальном положении и поворачивающаяся относительно верхнего колена, приводит во взаимодействие кулачок и распределитель. При нажатии на распределитель блокируются все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Угол раскрытия нижнего колена ограничивается или этой же системой, или ходом гидроцилиндра подъема нижнего колена (при повышении давления срабатывает предохранительный клапан).

 

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. При достижении максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.

На некоторых подъемниках установлены ограничители нагрузки на пол люльки: при превышении нагрузки по сравнению с паспортной срабатывает конечный выключатель и подъем оборудования прекращается. При проведении технического освидетельствования подъемника с грузовыми испытаниями, этот ограничитель должен быть отключен. В конструкции некоторых подъемников предусмотрены ограничители выдвижения телескопических колен. Как правило, это гидравлический золотник, срабатывающий при подходе телескопической секции к крайнему положению. Часто роль ограничителя крайних положений выполняет предохранительный клапан, срабатывающий при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения; предохранительный клапан может быть также ограничителем для механизмов выдвижения гидроопор и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек. Если в конструкции подъемника отсутствуют гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то для предотвращения перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, обеспечивающий поворот на угол 270° в каждую сторону.

Система ориентации люльки в вертикальном положении в большинстве случаев представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и основана на принципе параллельности сторон параллелограмма. В более сложных конструкциях (с телескопическим коленом) использована система, состоящая из двух сообщающихся цилиндров (внизу на платформе и у люльки). В телескопических автовышках применена система ограничения высоты выдвижения телескопа путем выключения двигателя автомобиля при выдвижении телескопа свыше 26 м. Система состоит из конечного выключателя, пусковой кнопки, соединительных проводов и включена в цепь зажигания автомобиля. При достижении телескопа верхнего максимального положения срабатывает конечный выключатель, который прикреплен к кронштейну на телескопе в верхней части первой трубы. При этом выключается зажигание автомобиля и включается звуковой аварийный сигнал.

 

Движение нижнего или верхнего колен (давление на верхней части) возможно лишь тогда, когда выдвинуты гидроопоры и машина вывешена. При этом переключается золотник блокировки выносных опор и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом. Так же выполнена блокировка подъема дополнительных гидроопор: до тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не будет уложено на опорную стойку и не сработает золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для опускания верхнего колена при отказе гидросистемы на нижнем пульте плавно открывают игольчатый вентиль. Скорость опускания регулируется степенью открытия вентиля. При опускании верхнего колена, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена, соответственно поворачивают платформу и опускают нижнее колено, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

 

Устройства аварийного спуска необходимы в тех случаях, когда во время работы подъемника возникают ситуации, при которых происходит внезапная остановка механизмов люльки с людьми, находящимися в ней на высоте. Причины могут быть разные: отказ двигателя базового автомобиля, разрыв шлангов или трубопроводов, выход из строя насоса и т.д., например, из-за отсутствия электроэнергии для питания подъемников от внешней сети, в частности прицепных. Для этих случаев в конструкциях подъемников предусмотрены специальные устройства опускания люльки на землю для эвакуации рабочих, а также для убирания выносных опор и складывания подъемника, чтобы можно было транспортировать его на базу для ремонта. Аварийный спуск устраивают следующими способами: устанавливают специальный ручной насос, снабженный длинными шлангами с полумуфтами на концах для подключения к присоединительным муфтам приводов поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает значительно медленнее, но зато без динамики опустит колена и позволит вывести рабочих в безопасное место; специальным ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров подъема сначала нижнего колена, затем верхнего и гидроопор; устанавливают специальный аварийный вентиль, соединенный с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъема нижнего колена. Открывая аккуратно вентиль, соединяют поршневую полость со сливной магистралью и медленно опускают колено; одновременно используют появившееся от массы колен давление в гидросистеме, рукоятками управления складывают колена в транспортное положение и поднимают выносные опоры.

Система аварийной световой и звуковой сигнализации, срабатывает при перегрузках люльки и столкновении ее с препятствием. При массе груза в люльке, превышающей 380 кг, включается защита от перегрузок, на пультах управления загораются мигающие красные лампы и звучит звуковой сигнал в прерывистом режиме. При массе груза свыше 400 кг красные лампы на пультах перестают мигать и горят постоянно, звуковой сигнал отключается, движение люльки прекращается. При случайном столкновении люльки с препятствием срабатывает автоматика защиты от столкновений, люлька останавливается, а на пультах загорается красная ламопчка. Система двусторонней громкоговорящей связи обеспечивает устойчивой телефонной связью пульт люльки и пульт управления поворотной рамы.

 

Электрооборудование, применяемое на автовышках и автоподъемниках, можно разделить на две категории: вспомогательное и основное. От вспомогательного оборудования не зависят работоспособность машин, возможность осуществлять рабочие операции. Основное — электрооборудование подъемников с электроприводом, подъемников, имеющих электрогидравлическое управление, оборудование, обеспечивающее безопасность работы.

 

К вспомогательному электрооборудованию подъемников и вышек относятся световая и звуковая сигнализация, габаритные фонари и отражатели, белый верхний фонарь, боковые отражатели, а также желтый мигающий фонарь, который имеют некоторые подъемники на люльке и кабине шасси, на выносных опорах, предупреждающих проходящий транспорт при работе в условиях интенсивного движения или в темное время.

 

К основному электрооборудованию подъемников относятся элементы электрогидравлического управления (кнопки, переключатели, кабели, катушки и т.п.), элементы системы безопасности (коленчатые выключатели, ограничители, дисплеи), а при оборудовании подъемника питанием от внешней сети – электродвигатель насосов, система управления им, электродвигатели механизмов прицепных подъемников.

 

Вспомогательное электрооборудование имеет, как правило, напряжение 12 или 24 В (по напряжению сети базового автомобиля). Основное электрооборудование электрогидравлического управления имеет такое же напряжение. Силовое электрооборудование, питающееся от внешней сети, рассчитано на напряжение 380 В переменного тока.

 

 

Рис. 171. Кольцевой токосъемник:

1, 4 — кольца; 2 — кожух; 3 — стойка; 5 — плита; 6 — щетка; 7 — кронштейн; 8 — прижим.

 

Приборы сигнализации и контроля являются одной из основных частей электрооборудования. Приборы сигнализации — лампы на пультах управления, габаритные фонари, звуковые сигналы, мигающие фонари и т.п. Эти приборы работают или в режиме «да-нет» или в прерывистом режиме. Приборы способствуют функционированию систем безопасности и предупреждают машиниста о “параметрах машины. Приборы контроля — конечные выключатели, ограничители грузоподъемности и положения колеи, дисплеи на пультах управления — также относятся к системам обеспечения безопасности подъемников. Телескопические автовышки оборудованы только вспомогательным электрооборудованием, сигнализирующим о параметрах вышки.

 

Наряду с системой, ограничивающей угол подъема верхнего колена к положению, при котором срабатывает система ограничения подъема верхнего колена. У основания нижнего колена поставлен второй конечный выключатель, сигнализирующий о приближении нижнего колена к максимальному углу подъема.

 

Напряжение на поворотную часть подъемника передается токосъемником (рис. 171), установленным сверху гидрошарнира.

 

Напряжение подводится к кольцам и снимается графитовыми щетками. При вращении поворотной платформы кольца с подходящими к ним проводами остаются неподвижными, а щетки, поворачиваясь, скользят по неподвижным кольцам и снимают подаваемое напряжение. К свободному винту плиты каждой щетки крепится проводник, подающий напряжение к потребителю. В токосъемнике используются четыре щетки и одна остается резервной. На пульте управления на поворотной раме и на торце верхнего колена (у люльки) установлены кнопки аварийной остановки двигателя. На торце верхнего колена также находится кнопка управления сигналом автомобиля из люльки.

Устройства и приборы безопасности автовышек и автогидроподъемников

 

Предназначение автовышек и автогидроподъёмников подъём людей на определённую высоту. Именно из-за работы с людьми к автовышкам выдвигаются достаточно высокие параметры безопасности при работе и эксплуатации типичных устройств.

 

 

На подъёмниках установлен следующий перечень устройств отвечающих за безопасность:

Система ориентации люльки (рабочей поверхности) - предназначена для удержания люльки в вертикальном положении;

Конечные выключатели – с их помощью ограничивается зона обслуживания, а именно угол раскрытия колен;

Блокировка подъёма колен при неустановленных дополнительных опорах;

Блокировка подъёма гидроопор при рабочем оборудовании, выставленном в поднятом положении;

Система аварийного спуска люльки. Она предназначена для эвакуации людей при сбое в работе гидросистемы;

Предохранительный клапан гидросистемы;

Гидрозамки гидроцилиндров;

Сигнализирующие кнопки на верхнем и нижнем пультах управления;

Кнопки, отвечающие за аварийную остановку двигателя машины непосредственно из люльки, а также дополнительные кнопки расположенные и на нижнем пункте управления;

Ограничители грузоподъёмности, предельного груза люльки (предохраняют конструкцию от перегрузок во время работы);

Боковые ограничители, останавливающие движение колен работающего подъёмника при его касании базовой машины, у которой находится люлька.

 

В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, начиная с 1992 года, в современном производстве используются более совершенные системы безопасности.

Система предусматривает приборы и устройства, отвечающие за безопасность эксплуатации, а именно: ограничитель максимально допустимого груза, который автоматически отключает (останавливает) процесс подъёма или подаёт сигнал в случае превышения предельно допустимой грузоподъёмности площадки (люльки);

 

 

ограничитель зоны обслуживания – предназначен для автоматизации отключения подъёмника и предотвращает пересечения площадкой (люлькой) зон обслуживания;

блокировка подъёма опор при рабочем положении колен – отключает механизм подъёма опор в момент когда колени находятся в рабочем положении;

конечный выключатель – автоматически отключает механизм подъёма при переходе его движущимися частями стандартных положений;

предохранительное устройство – система ориентации площадки отвечающее за ориентацию люльки в вертикальном положении при любом угле раскрытия колен;

система аварийного опускания люльки, предназначенная для аварийного опускания люльки (площадки) при остановке (отказе) в работе гидросистемы или двигателя базового автомобиля;

указатель наклона подъемника, который определяет угол наклона непосредственно самого подъёмника (вышки);

прибор, определяющий скорость ветра – анемометр;

предохранительное устройство отвечающие за аварийную остановку двигателя базовой машины непосредственно с площадки и дополнительно – с нижнего пульта управления.

 

Все вышеперечисленные устройства и приборы по возможности объединяются в единую систему с помощью электронных средств. При этом все параметры о работе и положении подъёмника выводятся на дисплей, обеспечивая максимальную информированность оператора-машиниста.

 

Коленчатые автогидроподъёмники оснащены устройствами, отвечающими за безопасность; они ограничивают углы раскрытия колен, а иной раз и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, система ограничения угла подъёма верхнего колена, предотвращающая перегрузку нижнего колена и предупреждающая столкновение люльки с верхним коленом, предусмотрена на подъёмниках типа АГП. Эта система состоит из выключателя-гидрораспределителя, расположенного близ оси подвеса площадки (люльки) и кулачка на оси подвеса площадки (люльки), который действует на него. При отклонении в 80° по отношению к горизонту верхнего колена люлька, которая снабжена системой ориентации в вертикальном положении и вращающаяся относительно верхнего колена, приводит в движение кулачок и распределитель, заставляя их взаимодействовать. Нажатие на распределитель блокирует все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Этой же системой ограничивается угол раскрытия нижнего колена, а в некоторых случаях ходом гидроцилиндра подъёма нижнего колена (при повышении давления в данном случае срабатывает предохранительный клапан).

 

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. Достигая предельно максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.

В некоторых моделях подъёмников установлены ограничители нагрузки на пол площадки (люльки). При превышении максимальной паспортной нагрузки автоматически срабатывает конечный выключатель - и подъём люльки прекращается. В момент проведения технического осмотра подъёмника с грузовыми испытаниями этот выключатель должен быть отключён. Конструкцией определённых подъёмников предусматриваются ограничители выдвижения телескопических колен (гидравлический золотник, срабатывающий при переходе телескопической секции в крайнее положение). Зачастую непосредственно предохранительный клапан выполняет функцию ограничителя как для крайних положений (срабатывает при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения), так и для механизмов выдвижения гидроопор (и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек).

 

В случае, когда в конструкции подъемника не предусмотрено гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то во избежание перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, который обеспечивает максимальный поворот на 270° в каждую сторону.

 

В большинстве случаев система ориентации площадки (люльки) в пространстве представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и работает по при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: