Мы поступили бы неправильно, если, говоря об этническом составе Древнерусского государства. о формировании древнерусской народности, ограничились бы только восточными славянами.
В процессе складывания древнерусской народности приняло участие и другое, неславянское, население Восточной Европы. Имеются в виду меря, мурома,мещера, весь, голядь,водь и др., неизвестные нам по названию, но прослеживаемые по археологическим культурам, племена финно-угорских, балтийских и пр. языков, которые с течением времени полностью или почти полностью обрусели и, таким образом, могут считаться историческими компонентами восточного славянства. Их языки при скрещивании с русским языком исчезли, но они обогатили русский язык и пополнили его словарный состав.
Материальная культура этих племен также внесла свой вклад в материальную культуру Древней Руси.
«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые дань дают Руси: чудь, меря,весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печера,ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь(ливы). Никоновская летопись к числу данников Руси ямь(емь) и либь (ливов), летописец имел в виду современную ему ситуацию, т.е. конец XI-начало XII столетий.
Часть перечисленных племен не была так органически связана с русскими и Русью (литва, корсь, зимигола, либь, ямь),как другие, ассимилированные славянами (меря, мурома,весь).Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую.
Поэтому в основном мы остановимся только на тех племенах, которые были наиболее тесно связаны с восточными славянами, с Русью и русскими, с Древнерусским государством, а именно: меря,мурома,чудь,весь,голядь,мещера, карелы.
|
Племена Поволжья и Прибалтики отнюдь не были дикарями. Они прошли сложный и своеобразный путь, рано узнали бронзу, рано освоили земледелие и скотоводство, вступили в торговые и культурные связи с соседями, в частности с сарматами, перешли к патриархально-родовым отношениям, познали имущественное расслоение и патриархальное рабство, познакомились с железом.Племена балтийских языков с самой глубокой древности, доступной лингвистическому анализу, заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье и Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до Московской, Калининской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Повсюду на данной территории широко распространена балтская гидронимия.
Для культуры балтов, земледельцев и скотоводов характерны наземные постройки столбовой конструкции.
В средней части Белоруссии в эпоху раннего железа и до середины I тыс. н.э. были распространены поселения со штрихованной керамикой.
Основным занятием жителей этих поселений было подсечное земледелие, сочетающееся со скотоводством.
Повсюду у балтов господствовал первобытно-общинный строй с патриархальной родовой организацией.Основной хозяйственной и социальной единицей являлась большая патриархальная семья, т.е. семейная община.Ее господство было обусловлено самим типом хозяйства. Подсечное земледелие требовало общинного, коллективного труда.
Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних. На древнюю культуру балтов наслаивалась славянская культура.
|
Культурная и языковая связь балтов и славян обусловлена либо древней балто-славянской общностью, либо длительным соседством и общением.Следы участия балтов в формировании восточных славян обнаруживаются в погребальных обрядах (восточная ориентировка погребения, змеиноголовые браслеты, особые платки, закалываемые фибулами, и др.), в гидронимии. Каменные курганы ятвягов с сожжениями и погребениями не встречаются ни у восточных балтов, ни у славян. В период образования Древнерусского государства процесс ассимиляции балтов славянами на его территории в основном был завершен. Среди балтов преобладал долихокранный, широко- и среднелицый расовый тип, видимо, светлопигментированный, вошедший в состав славянского населения в качестве субстрата.
На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными финно-угорскими племенами, впоследствии обрусевшими. Некоторые из них сохранили свой язык и свою культуру, но были такими же данниками русских князей, как восточно-славянские племена.
Во второй половине I тыс.н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами. В это время у эстов господствовали подсечное земледелие и скотоводство.
Связи между эстами и восточными славянами установились давно, во всяком случае не позднее 8в. н. э., когда на юго-востоке Эстонии к западу от Псковского озера появляются курганы и сопки кривичей и ильменских словен. Они проникают на территорию распространения каменных могил эстов. В славянских курганах, обнаружены в Эстонии, находят некоторые предметы материальной культуры эстов.
|
Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. ”Повесть временных лет” сообщает, что ”на Белеозере седять весь”, но, по-видимому, весь продвигалась на восток с южного берега Ладожского озера.
Культура веси в общем однородна. Веси принадлежат небольшие курганы юго-восточного Приладожья, расположенные одиночками или многочисленными группами. Материальная культура характеризует как племя, занимавшееся в 11 в. подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.Сохранился первобытно-общинный строй, патриархально-родовой быт.
Постепенно все больше и больше среди веси распространяются славянские вещи и памятники христианского культа. Потомков веси усматривают в современных вепсах. Памятью о веси являются такие названия, как Весь-Егонская (Весьегонск), Черепо-Весь (Череповец).
Вепсы, насчитывающие 35 тыс. человек, являются сейчас самой многочисленной из упоминаемых в летописях народностей, ассимилированных славянами.
Трудно проследить историю карел в период, предшествующий образованию Древнерусского государства и на начальных этапах его истории.
Общественный строй карел причудливо сочетал в себе архаические (пережитки матриархата) и прогрессивные черты (накопление богатств)
Прибалтийские племена находились под большим влиянием восточных славян, русской культуры.И чем дальше на восток, тем влияние являлось все более и более ощутимым. С момента вхождения в состав Древнерусского государства оно стало решающим. Об этом говорит прежде всего словарный состав языка всех прибалтийских финно-угров и балтов, где очень много.
Если прибалтийские финно-угры долгое время сохраняли и сохраняли свой свой язык, культуру, языковые и этнографические особенности по настоящее время, то приволжские и прикамские восточные финно- угорские племена, такие как меря, мурома, мещера, белозерская весь, а может быть, и некоторые другие, имена которых до нас не дошли.
Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось результатом не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогощения культуры и языка, причем в результате скрещения распространялись русский язык и русская культура.
Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя, в земле которой славянские вещи и славянский обряд трупосожжения вместе с самими славянами появляются в 8-9 вв.
Что касается северо-востока(перми, печеры и югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже 10-начала 11вв. Уже в 1032 г. новгородец Улеб ходил к Железным Воротам.
Русское влияние ощущается и среди мари (черемис, цармис), и камских, или волжских, болгар и в Хазарии. С камскими болгарами восточные славяне познакомились также очень давно.
Русские проникали и дальше на юго-восток, в Нижнее Поволжье, о чем пишут восточные источники, сообщающие о целом районе столицы хазарии Итиля, населенном славянами, о судьях для славян, совершающих суд по языческим обычаям.
Обрусело болгаро-хазарское население степей Подонья. Русской Белой Вежей стала хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, в город.
Русское влияние распространилось на Тамень, на Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность.
Всюду в степях, до Белой Вежи и Тмутаракани, распространялся длинноголовый европиоидный расовый тип с незначительной примесью короткоголового.В то же самое время среди степняков-кочевников преобладают монголоидные расовые типы.
На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гето-дакийского населения края.Это были далекие предки волохов.
На огромном пространстве от Наровы и берегов Ладожского и Онежского озер до нижнего Дона и Тамани, от Западной Двины до низовьев Оки и Средней Волги шел процесс ассимиляции восточными славянами племен балтийских, финно-угорских, иранских и тюркских языков.
Сталкиваясь на протяжении ряда столетий с русскими, соседи восприняли их более высокую материальную и духовную культуру, в свою очередь обогатив ее своим вкладом. Это наблюдается в жилище, утвари, одежде. Такова этническая карта Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства и на начальном этапе складывания древнерусской народности.