Язык- основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком, дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.
Народность складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.
8-9вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя – первобытно-общинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудый производства.
8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником.
|
Наряду с развитием производительных сил в области сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно-общинных отношений сыгроло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.
Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.
Рост ремесла и развитие торговли подрывали устои первобытно-общинных отношений и способствовали возникновению и развитию феодальных.
Возникает и развивается основа феодального общества-феодальная собственность на землю.
Формируются различные группировки зависимого люда.Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.
Огромную массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств.Это кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.
На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло.
Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.
|
Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовалисобой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и приоизводственных отношений.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме среднеднепровского, киевского центра, она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.
Конец 10 столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).
В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости.Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ”мати градом Русьским”.
По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,
|
Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.
Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.
Народность- этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.
Древнерусская народность сложилась в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.
Русская, или великорусская, народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.
Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей:русских,или великороссов,украинцев и белорусев,-и складывалась она на грани первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.
Теперь нам предстоит рассматреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма принципиально новой этнической общности- древнерусская народность.
Прежде всего следует остановиться на древнерусском языке.В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.
Сохраняя много общего со славянскими языками, древнерусский язык в то же время уже отличался от других славянских языков.
В древнерусском языке имелись уже десятки тысяч слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч.
Образование Древнерусского государства сопровождается заменой племенных связей, хотя и в стадии их разрушения, связями территориальными.
В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется грамматический строй, изменяется фонетика.
На Руси было, собственно, два языка литературы: древнеславянский письменно-литературный язык и собственно-древнерусский литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка лег македонский диалект болгарского языка8-9вв.
Основой древнерусского литературного языка был народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка, хотя сохраняющего диалектные особенности, но тем не менее ставшего речью всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.
Перейдем к вопросу о складывании территориальной общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-10вв. были временами территориального складывания восточного славянства. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского государства.
Территориальное объединение восточных славян как единого этнического образования было столь прочным, что, например, западные рубежи восточнославянских наций наших дней-украинской и белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежами Древнерусского государства 9-11 вв.
Культура Киевской Руси, материальная и духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными особенностями.
Понятия русский и христианин, православный, начинают совпадать. Совпадают понятия язык (народ) и вера(религия).
Ярко проявлялись и особенности психического склада русского народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие, характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.
Яркими памятниками древнерусского патриотизма, отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ” Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской литературы.
Единство древнерусской народности было настолько прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре.
Память об общем происхождении из единого корня навсегда сохранилась в сердцах братских народов.Несмотря на все исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близость языка и культуры, общность своей судьбы.
То общее, что объединяеь великоросса, украинца и белоруса, есть результат не только общности происхождения, уводящий нас в седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской руси в истории славянских народов Восточной Европы.
Список литературы:
1.Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ
2.В. В. Мавродин, Происхождение русского народа