Древнейшие сведения о славянах.




Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине “ Политология ”

на тему:

Происхождение русской нации

 

Факультет:МТ

Группа:МЭ-21

Выполнила: Петрова И. В.

Проверил: Немзоров

Оценка:

 

Новосибирск 2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2

2. Древнейшие сведения о славянах 5

3. Славяне Восточной Европы в 6-7 вв.Анты 8

4. Восточныславяне накануне образования Древнерусского государства 11

5. Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами 15

6. Образование древнерусской народности 20

7. Литература 25

 

 

Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы, во всемирной истории, как свидетельствуют древнейшие письменные источники.

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль,что на Западе государство Карла Великого. В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс).Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I, Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством, и настала пора, когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс.

В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского народа социалистической эпохи чрезвычайно велико. Советские люди – не «Иваны, не помнящие родства». Нам дорого наше прошлое. Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа, пройденный им в труде и борьбе и, прослеживая его,

обращаемся к первым страницам русской истории. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».

«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет». Первые русские летописцы, известные нам, Никон, Иван,Нестор, Сильвестр,и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра –Славутича в Киеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того, «откуда Русская земля стала есть».

С чего же начинается история русского народа? Прежде всего о самом понятии народ. Термин народ перед нами выступает в двояком значении. Говоря народ, мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения, трудящихся, трудовой люд,составляющий большинство населения, говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом.

Есть и другое значение термина народ, когда под ним подразумевается какое-то определенное этническое образование: русский народ, английский народ,узбекский народ, корейский народ и т.д.

Что же представляет собой понятие народ, когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования? Можно ли термин народ связать с какой-либо формой этнического образования, которая различна на разных стадиях развития человеческого общества, и только с ней, с этой определенной формой; или термин народ применим по отношению к различным формам и типам этнических объединений? Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса. Мы говорим русский народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси, времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха.Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства, времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Степана Разина и протопопа Аввакума. А между тем в первом случае речь идет о древнерусской народности, а во втором – о русской, или великорусской, народности. Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя, обороны Севастополя и героев Шипки, о русских времен Пушкина и Толстого, Чехова и Горького, Ломоносова и Менделеева, Попова и Яблочкова, Репина и Сурикова, а русские люди той поры сложились в русскую нацию.Наконец, мы говорим о русском народе социалистической эпохи, о русских нашего времени: о Калинине и Кирове, Чапаеве и Куйбышеве, Стаханове и Изотове, Папанине и Чкалове, Громове, Жукове и Матросове, Королеве и Курчатове, Гагарине и Титове.

А в этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма, о социалистической русской нации. Т.е. русский народ может быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера- древнерусской народности, русской, или великорусской, народности, русской нации эпохи капитализма, социалистической русской нации. Следовательно, понятием народ наука пользуется для обозначения этнических образований эпохи феодализма, капитализма и социалистического общества.

Но это понятие народ не распространяется на этнические общности, имевшие и имеющие место до классового общества, рабовладельческого или феодального. Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового, первобытного общества. Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита, но даже к племени – первой этнической общности в истории человечества. К роду, к союзу племен, возникающему на последней ступени первобытного общества, понятие народ тоже неприменимо.

Итак, говоря о начальном этапе истории русского народа, мы имеем в виду тот ее период, когда на смену летописным «племенам», племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси, Древнерусского государства-древнерусская народность. Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян, с выделения из массы славянского населения Европы восточных славян и слияния их в новую этническую общность, характерную для эпохи феодализма, в единую древнерусскую народность, являвшуюся предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии и наций –русской, или великорусской, украинской и белорусской.

В 1954 г, когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией, были опубликованы тезисы, посвященные этой славной годовщине. В них подчеркивалось: «Русский, украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности, создавшей древнерусское государство –Киевскую Русь». Далее в тезисах указывалось: «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская, украинская и белорусская с присущими им особенностями языка, культуры и быта. Несмотря на все исторические превратности и великие испытания, русский, украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близости языка и культуры, сознание общности своей судьбы»

Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян, которое возникло в период зарождения и утверждение феодализма, в эпоху возникновения государства, в процессе формирования расширявшим свою территорию, включая в состав Руси неславянские этнические элементы. Этот процесс восходит к очень отдаленным временам, когда еще не было письменных источников, когда исследователь должен обращаться к данным языка, подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста, к вещественным памятникам, добытым кропотливым трудом археолога, к данным антропологии. Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа, в интересующем нас случае – происхождение русского народа?

Нельзя понимать под этим определением какой-то этнический взрыв, какое-то одноактное явление, которое, и только оно одно, может и должно быть названо «происхождением русского народа».Если говорить не об исключениях, а о закономерностях развития этнических общностей, то народ вечен и не может ни «родиться», ни «умереть». У любого народа есть и свои предки, и свои потомки, существование которых выходит за хронологические рамки «происхождения», и, говоря о «происхождении русского народа», мы понимаем не сравнительно ограниченный отрезок времени в истории восточных славян, а все те этапы их этнического развития, которые могут быть прослежены по любым видам дошедших до нас источников, и эти поиски не могут быть ограничены ни во времени, ни в пространстве.

Говоря о происхождении русского народа, о формировании древнерусской народности, мы не должны и не можем ограничиваться узкими хронологическими рамками. И поэтому нам надо начинать с поисков древнейших сведений о славянах.

 

Древнейшие сведения о славянах.

Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства, необходимо остановиться на некоторых общих принципах, которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов. В основе этнических принципов лежит ряд признаков, в том числе такие,как материальная и духовная культура, быт, обычаи, традиции и пр., наконец, сознание единства, но основой любого этнического образования в первую очередь является язык. Именно язык, а не культура и не расовый тип является важнейшим, определяющим признаком этнической общности.

Язык является продуктом ряда эпох, в течение которых он непрерывно развивается и обогащается. Язык связан с производственной деятельностью человека и связан непосредственно. Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке. Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения. Следовательно, хотя историческое развитие языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций, тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества, начиная с самых отдаленных времен.

Попытка осветить древнейший период истории славян, используя лишь один археологический материал, не может дать положительных результатов, так как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими друг друга не только культуру и язык. Не всегда совпадают даже понятия археологическая культура, гораздо более широкое, чем обычное понятие культуры, и язык.

Одна и та же (или во всяком случае чрезвычайно близкие друг к другу) материальная культура может принадлежать племенам, различным по языку, и один и тот же язык распространяется среди племен различных археологических культур. Отсюда следует вывод, что в основу поисков древнейших предков славян, обычно именуемых «протославянами» (более древний период) и «праславянами» (период более поздний), должен быть положен анализ славянских языков. Таков первый принцип, положенный в основу изучения древнейшего периода в истории славянства.

Второй принцип заключается в следующем. Нельзя ограничить разыскания о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом, объявив его, и только его, временем происхождения славян, этиогенеза славян. Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени. При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства, начиная только с определенного времени, и более отдаленные эпохи пока что недоступны для исследователя.

Следовательно, проблема происхождения славян, этногенеза славян, должна сводиться к тому, каким наиболее ранним периодом можно датировать известные нам на данном этапе развития науки о языке древнейшие сведения о славянской речи. При этом надо учесть, что следует говорить именно о языке славян, а не об отдельных его элементах, восходящих к индоевропейской языковой общности.

Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.

Принадлежность венедов к славянам не вызывает сомнений.

Остановимся еще на одном виде источников, который не может не учитываться при попытке изучения древнейшей истории славян. Речь идет о данных антропологии. Антропологи пришли к вывод,что на территории исторического славянства в первые века нашей эры в основном были распространены те же европиоидные расовые типы, что и в эпоху познего неолита и бронзы.

При поисках археологических культур, которые можно связать со славянами, наиболее правильным является путь от известного к неизвестному. Путь этот прослеживается примерно таким образом. Хорошо известно, что в 9-11вв. в Среднем Приднепровье жили восточные славяне, русские, создавшие свое Древнерусское государство, свою своеобразную древнерусскую культуру, отложившуюся в специфических археологических памятниках: жилище, керамике, типе поселений, украшениях и т. п. Археологи ищут более ранние культуры, из которых выросла, эволюционировала, культура Киевской Руси. Но, идя таким путем- от памятников Киевской Руси 10-11вв. к памятникам 8-9вв., а от них – к археологическим культурам 6-7 вв. на территории Восточной Европы,- мы должны будем признать, что достоверно принадлежавшие славянам памятники, более древние, нежели 6 в., пока точно не установлены.

Отсюда делаетя вывод, что славяне пришли в Поднестровье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее 6в. и, вытесняя и ассимилируя балтов финно-угров, довольно быстро, в 8-9 вв., заселили обширные прстранства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, Ильменского, Ладожского и Белого озер.

Полагают, что компонентом культуры славян является милоградская культура раннего железного века, распространенная главным образом на побережье Днепра. Тип жилища, изгороди, кровли, формы земледелия и пр., характерные для создателей милоградской культуры, сближают их со славянами. Область распространения милоградской культуры соответствует области славянской гидронимики и лингвогеографии.

Но вот настает пора венедов, пора письменных источников, первые века новой эры и времяб непосредственно им предшествовавшее. Область расселения венедов огромна: на севере и северо-востоке это Балтийское море и земли феннов(саамов); на юге и юго-востоке - Карпаты, земли даков, и сарматская лесостепь и степь; на западе-Висла.

В поисках археологических культур прото- и праславян следует учитывать и такие вопросы, как проблема моно- и поликультуры, т. е. Можно и нужно ли связывать славян только с одной определенной археологической культурой, или славяне могли быть создателями и носителями разных археологических культур. Следует также учесть возможность изменения и падения культуры в силу изменившихся условий, наличие нескольких волн славянских переселений, волн, отличающихся, археологической культурой, и многое другое, что со временем будет вводиться в научное обращение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: