Приводимые задания проверяют умение распознавать определение термина «образование», называть ступени и характеризовать содержание и функции образования в России, определять формы и содержание самообразования, объяснять сущность гуманизации как тенденции развития образования в современном мире.
52. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обя
зательным является
1) среднее (полное) общее образование
2) основное общее образование
3) профессиональное образование
4) высшее образование
53. Среднее профессиональное образование можно получить в
1) средней школе
2) лицее
3) колледже
4) гимназии
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
54. Индивидуальная работа над учебными предметами без посеще
ния образовательных учреждений называется
1) факультативными занятиями
2) самообразованием
3) начальным образованием
4) специальным образованием
55. Гуманизация образования предполагает
1) внимание к личности, ее интересам, запросам
2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
3) отказ от преподавания технических наук
4) увеличение количества лет обучения
56. Наиболее полно гуманизация образования означает
1) демократическое самоуправление в школе
2) обязательное среднее образование
3) учет потребностей и интересов учащихся
4) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях
57. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знани
ям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) наукой
2) искусством
3) образованием
4) творчеством
58. Право на образование относится к правам в области
1) трудовых отношений
2) культуры 3)экономики
4) политики
59. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
|
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
60. Верны ли следующие суждения о социальной функции образо
вания?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
61. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе зна
ниях?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
62. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является заочное обучение.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
63. Верны ли следующие суждения о получении основного образо
вания?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
|
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
64. Какое слово пропущено в схеме?
Школьное образование |
основное
65. Какое слово пропущено в схеме?
Система образования в Российской Федерации
Дошкольные
образовательные учреждения
Общеобразовательные учреждения
Учреждения средне го профессионального образования
(училища, техникумы, колледжи)
учебные заведения
66. Назовите любые три типа общеобразовательных заведений.
Прочитайте текст и выполните задания 67—70.
«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь развертывается производство идей <...>; здесь в значительной степени происходит и их потребление <...>
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства —' воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
|
Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».
(С.Э. Крапивенский)
67. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
68. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
69. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
70. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
Ответы к разделу «Духовная сфера общества»
Духовная | ||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Ответ может содержать такие, например, позиции: 1)наука; 2) нравственность; 3)религия; 4) искусство; 5) образование | ||
Правильно указаны три позиции | ||
Правильно указаны одна-две позиции | ||
Ответ неправильный ИЛИ при любом количестве правильно указанных позиций в ответе присутствуют неверные позиции | ||
Максимальный балл | 2 | |
АБАБ |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В качестве признаков могут быть названы, например: 1) коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания. Могут быть названы и другие признаки | ||
Названы три признака | ||
Названы два признака | ||
Назван один признак ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) указание на то, что фильм относится к элитар ной культуре; 2) признаки элитарной культуры, например: не коммерческий характер, высокая содержатель ная и эстетическая сложность, доступность ог раниченному кругу специалистов и знатоков | ||
Верно названа форма культуры и три признака по тексту | ||
Верно названа форма культуры и два ее признака | ||
Верно названа форма культуры и один признак | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | ||
2 | ||
Искусства |
ОТВЕТЫ
Искусством или видами искусства | ||
ААББ | ||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе должно быть отмечено, что: 1) балет является видом искусства; 2) балету, как виду искусства, присуще формиро вание чувства прекрасного; 3) создание художественного образа; 4) чувственно-эмоциональное отражение реально- сти | ||
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведены три аргумента | ||
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведены два аргумента | ||
В ответе содержится утверждение, что балет является видом искусства, и приведен один аргумент | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
з | ||
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Знаний | ||
АБВГ | ||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе могут быть приведены примеры: 1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) научного моделирования | ||
Правильно приведены три примера | ||
Правильно приведены два примера | ||
Правильно приведен один пример | ||
Ответ неправильный ИЛИ отсутствует | ||
Максимальный балл | 3 | |
Содержание верного ответаи указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проявления социальной функции науки, на пример: — социального развития и управления; — социального прогнозирования. 2) примеры, допустим: — демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства; | ! |
ОТВЕТЫ
— экономисты анализируют текущие экономи ческие показатели страны, динамику разви тия внутреннего и мирового рынков, полу ченные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год прави тельством; — ученые-экологи пытаются определить мас штабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества | ||
Названы два проявления социальной функции науки и приведены два примера | ||
Названы одно-два проявления социальной функции науки, и приведен один пример | ||
Названы два проявления социальной функции без примеров ИЛИ приведены примеры без указания проявлений социальной функции | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
2 | ||
Начальное | ||
Высшие |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе могут быть названы, например: 1) гимназии; 2) лицеи; 3) колледжи; / 4) школы. | ||
Названы три заведения | ||
Названы два заведения | ||
Названо одно заведение ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей. | ||
Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций | ||
Названы два элемента | ||
Назван один элемент ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»; |
ОТВЕТЫ
2) функции духовного производства: | ||
— совершенствование остальных сфер жизни об щества; — производство знания о знаниях; — его распространение (трансляция); — производство общественного мнения | ||
Названы цель и две функции духовного производства | 2 | |
Названы цель и одна функция духовного производства | ||
Присутствует только одна позиция ответа ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Могут быть приведены примеры: 1) разработки экономической теории, направлен ной на обоснование экономических реформ (со вершенствование экономической сферы); 2) создания социальных учений, оказавших влия- ние на развитие общества (совершенствование социальной сферы); 3) разработки учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы). Возможны иные правильные ответы | ||
Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни | ||
Приведены два примера для разных сфер общественной жизни | ||
Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:
1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т.е. изначально содержит определенную оценку, отношение;
2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов добавляет определенные оценочные моменты;
3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;
4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.
Возможны иные, имеющие основания, аргументы