Особенности русской философской мысли.




Тема 4. Русская философия (ОК-1)

Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

- специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

- большая роль проблем морали и нравственности;

- конкретность;

- широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

- проблема человека;

- космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

- проблемы морали и нравственности;

- проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

- проблема власти;

- проблема государства;

- проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

- проблема идеального общества;

- проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

Начальный период становления русской философии – X-XVII века – время глубоких социально-политических и культурных изменений, обусловленных:

- образованием древнерусского государства – Киевской Руси;

- влиянием византийской культуры;

- озникновением славянской письменности;

- принятием христианства, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.

 

Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии. Однако философская традиция в решающей степени определилась важнейшим историческим событием – крещением Руси. Принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она восприняла многие положения раннехристианского богословия (Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина).

Значительное воздействие на русскую философскую мысль оказал исихазм (от греческого – покой, тишина, безмолвие) – течение мистического православия, распространенное в Византии IV – VII вв. В узком смысле, под исихазмом понимается религиозно-философское учение византийского богослова Григория Паламы (XIV в.). В более широком смысле, исихазм – этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом, которое достигается в результате сосредоточенности ума (с помощью особого положения тела), регуляции (задержки) дыхания, обращения внимания на короткую, с каждым вдохом повторяемую молитву. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

Византийские корни имела и концепция «Москвы - третьего Рима», которая была сформулирована в посланиях монаха Филофея. В начале XVI в. Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую теорию, утверждающую мысль о необходимости сохранения православного христианства как подлинно истинного учения. Он констатирует идею «странствующего царства», восходящую к ветхозаветной книге пророка Даниила, согласно которой существовало четыре царства, последовательно сменявшие друг друга в мировой истории (вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское, римское). С падением римского царства мировым центром признается православный Константинополь («второй Рим»), который также прекратил свое существование под напором турок. Филофей объясняет гибель двух Римов изменой истинной вере. Установление христианского царства в Москве представляет собой последнюю попытку создать земной православный град и задержать пришествие антихриста. «Третий Рим» – Москва – является, по Филофею, истинным православным продолжателем христианского учения и ему «стоять вечно». Итак, в теории содержится идея смены богоизбранности народов, отвержения одного и призвания другого народа как оплота христианства.

В целом, начальный этап развития русской религиозно-философской мысли был периодом усвоения интеллектуального наследия, полученного Русью вместе с принятием христианства. Однако эти столетия заложили основы самостоятельного философствования. Русские мыслители обращаются к проблемам, которые и в дальнейшем будут ведущими в русской философии.

Историософская проблема, содержащая глубокие размышления о судьбе России, о предназначении русского народа и русского государства в мире, имела первостепенное значение. Уже в сочинении первого древнерусского мыслителя, священника, киевского митрополита Илариона (XI в.) – “Слово о законе и благодати” осмысливается ход и направленность мировой истории, место и роль Руси в историческом процессе. Согласно Илариону, мировая история совершается по определенному Богом плану, а само движение воплощается в приобщении все новых народов к благодати (христианству). При этом отечественная история рассматривается как ответвление мирового процесса. Иларион выражает патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его право и способность творить великие свершения. Следуя византийской традиции ориентации на идеал «Священного царства», автор сформулировал идею «Священной Руси» – особой миссии русского царства и русского народа. Она явилась начальным этапом становления «Русской идеи» как выражения национального самосознания, мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущего.

Одно из центральных мест в русской мысли заняла проблема государства, власти и права, отношения между церковью и государством.

Русская церковь заимствовала у Византии идею священной миссии царской власти, согласно которой царь подобен всевышнему Богу. Священный смысл царской власти обосновал Иосиф Волоцкий (ок. 1439 – 1515), высказавший идею об обязанности царя быть Божьим слугой, о единстве церкви и государства. Призвание светской власти он усматривал в попечительстве над монастырями и церковью, и поэтому залог процветания церкви видел в укреплении самодержавия. Отношение к царской власти высказал Юрий Крижанич (ок.1618 – 1683) – видный славянский мыслитель, хорват по происхождению. Он возлагал большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа.

Проблема человека, его нравственного совершенствования была в центре внимания русской средневековой философии. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место занимает морально-назидательная тематика, включающая этический кодекс поведения. Об этом свидетельствуют «Поучения» Владимира Мономаха (1053 – 1125), «Домострой» Сильвестра, содержащий детальную регламентацию различных сторон жизни христианина. Тяга к изучению духовного мира человека стала предметом исследования выдающегося византийского гуманиста – просветителя Максима Грека (ок. 1475 – 1556), философское творчество которого представляет величайшее достижение русской средневековой философии. В этом отношении примечательно высказывание Максима Грека: «Человек не должен уподоблять себя бездумно бессловесным животным», он призван к возвышенной духовной деятельности.

Таким образом, средневековая философия на Руси:

- развивалась в тесной связи с западноевропейским Средневековьем и его религиозной направленностью. Поэтому отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения составляют специфику русской философии данного периода;

- ориентировалась на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности.

 

Преобразования, которые произошли в России в 17-18вв., охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).

Реформы Петра имели следствием сближение русской и западноевропейской культуры, обусловившими процесс секуля­ризации философской мысли в России.

Самый универсальный ум России того временя — М. В. Ломоносов (1711—1765). Он родил­ся в Архангельской губернии в семье крестьянина— помора, учился в 'Москве в. Славяно-греко-латинской академии, продол­жил образование в Германии. Будучи энциклопедически образованным уче­ным, внесшим оригинальный вклад а такие области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, гео­графия, лингвистика, философия.

1) Ломоносов выдвигал идею от­деления просвещения и научного познания от религии. Следовал теории двух истин.

2) В теории познанияЛомоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого.

3) Ломоносов развивал атомистические представления античности. Он выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы, молекулы состоят из элементов, т: е. атомов. Последние - неделимые частицы.

4) Конкретизировал фундамен­тальное положение Декарта о сохранении движения. Экспериментально доказал факт сохранения массы (веса) вещества. Данный факт он характеризовал как “всеобщий естественный закон”.

5) Ломоносову принадлежит идея механической природы теплоты, выдвинутая в противовес господствовавшему пред­оставлению о теплорода. Он писал, что, частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодных — медленнее.

6) Ломоносов высказывал предположение о взаимной связи и развития живой и неживой природы.

Взгляды Ломо­носова соответствуют западноевропейской философской тради­ции. М.В.Ломоносов:

1) Придерживается средневековой теории 2-х истин: истины науки не зависимы от религ. истин. Отход науки от религии, наука независима.

2) Единство теории и практики. Сравнивает теорию с глазами, практику - с руками. Сторонник познаваемости мира, ему принадлежит идея соединения теории и опыта.

3)Ломоносов – атомист (корпускная теория).

4) Открытие з-на сохранения массы, веса веществава, энергии.

Особое место среди мыслителей России XVIII века принадлежат А. Н. Радищеву (1749—1802). Он известен как автор “Путешествия из Петербурга в Москву”, представляющего широкую панораму русской жизни, ее энциклопедию.

Как философ Радищев выразил свои взгляды в книге “О человеке, его смертности и бессмертии”. Проблема бессмертияможет быть рассмотрена с биологической, психологической, религиозной точек зрения.

1. В первой части труда Радищев рассматривает проблему с естественнонаучной точки зрения. Показывая зависимость духов­ной жизни от тела, Радищев приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет за собой смерть души.

2. Однако в двух последних частях сочинения он объявляет душу бессмерт­ной.

а) Душа челове­ка есть субстанция, “существо само по себе”, она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, неразделима сре­ди всех чувствований и мыслей, постольку она бессмертна.

Душа едина, благодаря чему человек “сего мгновения” — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать.

б) Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, постольку разумно полагать, после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение перехода из одного состояния тела в другое сравнением с превращением гусеницы в бабочку.

в) Главный же аргумент тезиса о бессмертия души — закон сохранения энергии (“силы”). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и “мыслительность”, “духовность”, “душа” не исчезает бесследно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: