Общение как познание людьми друг друга




Социальная перцепция (восприятие) или, в узком смысле, восприятие и понимание людьми друг друга – одна из центральных проблем межличностного общения. В литературе можно встретить следующие определения данного понятия.

Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме и понимании одним человеком другого.

Социальную перцепцию определяют и как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

В психологии выделены специальные механизмы, включающиеся в момент восприятия собеседника. Следует отметить, что представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых человек понимает, оценивает и интерпретирует других людей. Механизмы можно разделить на три группы (рис. 5).

Механизмы социальной перцепции  
  Познание и понимание других
Идентификация Эмпатия Аттракция
  Рефлексия  
  Познание самого себя  
  Казуальная атрибуция  
Прогнозирование поведения партнера по общению  

 


 

Рис. 5. Механизмы социальной перцепции

 

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) состоит в воображаемой постановке себя на место партнера по общению, взятие на себя роли, которую выполняет этот партнер, построение своего поведения таким же образом, каким строит поведение партнер, примыкание к позиции партнера.

При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним, познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Понятие «идентификация» близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживания другого человека.

Различают следующие виды эмпатии:

§ эмоциональную эмпатию (в основе, которой лежит механизм проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека);

§ когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах;

§ предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем более явно человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия посредством оценки и прогноза наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия – в высокой степени избирательный феномен, в котором человек превращается в доверенное лицо другого человека. Причем вхождение в личный мир другого предполагает всегда приоткрытие собственного личного мира. В современной социально-психологической литературе можно встретить такое понятие, как эмпатический способ общения.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного отношения.

В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека, результат данного процесса, качество отношений.

Механизмом самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, является рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад).

Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия, так же, как идентификация, является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутренние состояния, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека.

Каузальная атрибуция (от лат. сausa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – это механизм интерпретации субъектом межличностного восприятия причин, мотивов поведения и чувств других людей.

Познавая друг друга, люди не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению, выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает дополнять ее вероятностными причинами поведения и характерологическими чертами личности партнера по общению. Такая интерпретация причин поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Стереотипизация (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений.

Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций:

§ выступает как регулятор социальных взаимоотношений;

§ поддерживает идентификацию личности и группы;

§ оправдывает возможные негативные установки по отношению к

другим группам;

§ позволяет оправдывать собственное поведение.

Изначально стереотипы формируются на основе наблюдения, выделения повторяющихся качеств для упрощения и ускорения адаптации, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности. Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность. Существуют стереотипы физиогномические, социальные, национальные, этнические, профессиональные.

Физиогномические стереотипы – в их основе лежит связь черт внешности и личности.

Социальные стереотипы – это устойчивые образы или представления о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственные представителям той или иной социальной группы.

Национальные стереотипы, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагают наличие определенной черты у всех ее представителей.

Этнические стереотипы – упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности, легко переносимые на всех представителей этой группы.

Профессиональные стереотипы – это персонифицированные образы профессий (обобщенный образ типичного профессионала).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: