Коммуникативные барьеры в процессе общения




В коммуникации участвуют двое, поэтому и ответственны за нее оба: и коммуникатор, и получатель. Человек как элемент коммуникации – «получатель» информации со своими чувствами, желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются индивидуально-психологические или социально-психологические особенности общающихся.

Коммуникативные барьеры, как можно увидеть из определения данного феномена, имеют социальный или психологический характер.

Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, профессиональными, религиозными и пр.).

Анализ источников позволил выделить следующие барьеры: барьеры установки (рис. 6.); барьеры техники и навыков общения (рис.7.); барьеры, связанные с индивидуальными особенностями человека (рис. 8.).

 

 

Барьер возраста
Человек не хочет или не может продолжать общение из-за того, что его что-то раздражает в партнере по общению (голос, манера говорить, одежда, жесты, мимика и т. д.), и он сворачивает ситуацию общения до минимума  
Возникает с самых разнообразных сферах взаимодействия: между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений – и становится причиной многих конфликтов
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки  
Этот барьер чаще всего реализуется через фразу «как-то неловко…» (обратиться за советом, помощью, с просьбой)  
Услышав нелестную характеристику о незнакомом человеке, часто возникает негативная установка по отношению к нему
Барьер отрицательной установки
Барьер ожидания непонимания
Проявляется в установке «а правильно ли поймет меня партнер?..», причем акцент делается всегда на то, что поймет неверно
Барьеры установки  
Барьер неверных стереотипов
Организации продуктивного взаимодействия между людьми нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Фразеологически это выражается так: «Я попрошу, а мне обязательно откажут»
Барьер боязни  

 


Рис.6. Барьеры установки

 

 

Фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Семантический связан с различиями в системах слов. Это прежде всего проблема жаргонов и сленгов Стилистический возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Логический возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия партнера, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств  
Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. К социальным барьерам относятся: индивидуально-психологические особенности общающихся (чрезмерная застенчивость, агрессивность, скрытность, акцентуации характера); сложившиеся между общающимися своего рода отношения (неприязнь по отношению друг к другу, недоверие и т.д.)  
Социальные определяются принадлежностью к различным социальным слоям общества Политические возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры Эти барьеры могут приводить к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации    
Барьеры непонимания  
Барьеры техники и навыков общения  
Барьеры отношения  
Социальные барьеры  

 

 


Рис.7. Барьеры техники и навыков общения

 

Барьер, обусловленный относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами и т.д.  
Барьеры, связанные с индивидуальными особенностями человека  
Барьер темперамента  
Барьер несовместимости характеров  
  Барьер стыда и вины  
Возникает как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности. Например, возбудимый тип характеризуется раздражительностью и вспыльчивостью, педантичный – формализмом, занудливостью  
Возникает во время общения и характеризуется страхом, страданием, гневом, чувством вины, отвращением
Барьер отрицательных эмоций
Возникает как чувство неуместности происходящего во время похвалы или критики  
  Барьер гнева  
Барьер страдания и горя  
Появляется как ответ на неожиданные препятствия, например, на прерывание интересного занятия, на незаслуженную обиду, на принуждение к совершению неприемлемого поступка    
Мешает человеку адекватно реагировать на партнеров по общению, поэтому от этого человека вряд ли можно ожидать внимательности    
Барьер презрения и отвращения  
Этот барьер является результатом предрассудков или «подмоченной репутации» одного из участников общения, поэтому преодолеть отрицательные эмоции бывает трудно  

 


Рис. 8. Барьеры, связанные с индивидуальными особенностями

человека, мешающие установлению контактов между людьми

Понятие о речи

 

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь Язык
Формирует сознание человека Размыкает для нас сознание другого человека Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать действия с предметами даже в период их отсутствия Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием, памятью, мышлением

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: