Глава 5. Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков




Последнее десятилетие XX века ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. Среди всех литературных направлений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Изучая фэнтези и его влияние на формирование жизненных мотиваций читателя-подростка, невозможно обойти вниманием «специфику жанра». В истории литературы разграничение родов, видов и жанров происходит с учетом эстетической природы искусства слова: стиля, идеи, принципов построения образной системы, наличия и трактовки символических аспектов и т. д. Л.В. Овчинникова считает разграничение литературных форм одним из наиболее больных для современных исследователей вопросов: «При анализе конкретных произведений мы сталкиваемся с контаминацией элементов…, с существованием огромного числа переходных и пограничных жанровых разновидностей».20

В современной литературе функционируют настолько видоизмененные в сравнении с классическими формы, что их жанровое определение не может состояться без погружения внимания исследователя в мировоззренческие, онтологические основы их бытования. В противном случае границы жанров и направлений оказываются размытыми и происходит их смешение. А для читателя, и тем более для руководителя чтения, незнание признаков отдельных явлений литературы чревато неверным их истолкованием и, следовательно, возможным снижением педагогического эффекта чтения.

Феномен фэнтези является одним из случаев, нуждающихся именно в подобной проработке. Популярность этого явления, проникновение его во все виды искусства, увлеченность фэнтези определенной частью читающей публики - и особой силы воздействие, оказываемое этим искусством на читателя, — частое проникновение отдельных элементов «фэнтезийного» стиля в иные жанры, - все это подтверждает необходимость определения основных сущностных характеристик фэнтези как явления искусства слова и средства воспитания личности юного читателя.

Чаще всего мы сталкиваемся с отношением к фэнтези как к некоей группе атрибутов: магия, средневековый колорит в одежде, оружии, соответствующий кодекс моральных ценностей — и это, в сущности, правильно, но касается исключительно изобразительной стороны художественного произведения. Подобные приметы можно встретить и в произведениях, посвященных исторической тематике. Однако даже самый неискушенный читатель никогда не спутает рассказ о средневековье, со всей его мистичностью, с фэнтези-

_____________________

20Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М.: РИД «Альфа», 2001.-С 79-80.

повествованием. Следовательно, отличие лежит в более глубоких слоях смысла и природы, а не только структуры произведения.

В фэнтези проявления сверхъестественного и то, что мы привыкли называть реальным миром, существуют как бы на равных. Магия, божественные силы и прочие фантастические атрибуты оказываются обязательным, а порой и важнейшим, фактором миров, материальная составляющая которых также является самоценной. В ней все пронизано взаимосвязью реального и сверхъестественного.

В продолжение этой мысли можно назвать еще одну особенность фэнтези: взгляд персонажа и читателя обращен всегда сквозь события к сущности мироздания. Этим диктуется своеобразное отношение к любому явлению в фэнтези-мире, когда во всем видится отражение и влияние надмировых сил. Некогда братья Стругацкие предложили собственную трактовку фантастики, которая является не определением, а как бы пояснением к тому, что всякий грамотный читатель и так инстинктивно понимает. «Мы называем фантастическим всякое художественное произведение, в котором используется специфический художественный прием - вводится элемент необычайного, небывалого и даже вовсе невозможного. Все произведения такого рода могут быть развернуты в весьма широкий спектр, на одном конце которого расположатся «80000 километров под водой», «Грезы о Земле и небе» и «Человек-амфибия» (то, что обычно именуется фантастикой научной), а на другом - «Человек, который мог творить чудеса», «Мастер и Маргарита» и «Превращение» (то, что мы склонны именовать фантастикой реалистической, как ни странно это звучит)»'.

Каким бы нелепым ни выглядело предположение, что сказки (пусть и слегка видоизмененные, пусть и «для взрослых», но все же про принцев и героев с мечами, про колдунов и драконов - про выдуманное, «ненастоящее») воспринимаются читателями всерьез и выполняют функцию наставника, тем не менее они именно учат: чести, порядочности, бескомпромиссности, необходимости бороться с ложью и злом. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Такие книги учат находить зло под масками, в том числе и под маской добра. Учат, что ложь всегда остаётся ложью, и привычка сражаться с ней не исчезает со временем. Учат любви к жизни во всех ее проявлениях. Именно фэнтези вновь ввела в литературу романтический образ сильного и гордого человека. Герой неизбежно должен быть Героем с большой буквы. Зло в конце концов должно быть побеждено, в мире должен воцариться порядок, и именно от героя, простого хорошего человека, зависит этот порядок, это спокойствие и всеобщее благополучие 21. Герой, а вместе с ним и читатель, должны не только сами решать свои проблемы, но и нести ответственность за все, что их окружает. Это, согласно канонам фэнтези, - единственный достойный человека выход.

Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию.

____________________ 21Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. М.:Мегатрон, 1998.- 136 стр.

Заключение.

Литература фэнтези в последние годы заняла ведущие позиции в подростковом чтении. Нестабильность современного общества приводит к неизбежной утрате человеком социальных и нравственных ориентиров. В этой ситуации подросток наиболее уязвим. Человек подросткового возраста склонен видеть себя значительно более талантливым и героическим, нежели это кажется со стороны; склонен романтизировать и идеализировать себя. Не находя приложения своим силам и стремлениям в реальном мире, подросток в поисках самоутверждения уходит от реальной действительности в мир подростковой субкультуры или в идеальный мир, созданный воображением - собственным или писателя, автора читаемой книги. Этот процесс может быть очень опасен, если в выбранном мире нет нравственных ориентиров, если ни книга, ни жизнь не выстраивают социальных ограничителей, снижающих отрицательное воздействие реальности на личность подростка. Он деградирует, перестает развиваться духовно, порой становится асоциальным.

Какую же литературу читает современный подросток? Реальная жизнь, исполненная кровопролития, насилия, войн, социальной неустроенности, не стимулирует подростка читать реалистическую литературу, «книги про жизнь». Читатель-подросток, как и прежде, ищет острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, небывалых героев. И выбирает фантастику — фэнтези.

Взрыв рождения фэнтези стал возможен не только из-за потребности современного читателя в ярких позитивных впечатлениях, но и благодаря возникновению в сознании современного человека стремления к осмыслению произошедших за два тысячелетия событий — к осмыслению всей истории и культуры человечества, к структурированию выводов и поиску своего места в мире, поиску гармонии в мире.

В процессе работы я выяснила для себя следующее: во-первых, фэнтези - мир, наиболее привлекательный для моих сверстников, так как удовлетворяет потребность в развлечении; помогает успешнее формировать адекватное отношение к миру, активную жизненную позицию, творческую самостоятельность, этическое чутье и эстетический вкус, обеспечивает компенсацию социальной беспомощности; во-вторых, фэнтези как своеобразное сращение сказки, фантастики, приключенческого романа предлагает читателю достойные образцы литературы, обладающие художественной и нравственной ценностью.

Как следствие, названная литература - одна из самых читаемых современными подростками.

 

 

Список использованной литературы:

1.Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник. Под ред. М.И. Мещеряковой. – М.: Мегатрон, 1998. – 136 с.

2.Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра. В. Губайловский «Новый мир». – 2002. – №3. – С. 174 – 185.

3.Гопман В.Л. Фэнтези. В.Л. Гопман, под ред. А.М. Николюкина. Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Н.П.К.Интелфак. – 2001. – С.1162.

4.Каплан В. Заглянем за стенку. В. Каплан «Новый мир» – 2001. – №9. – С. 158-169.

5.Смирнова Е.В. Мир фэнтези – вымысел или реальность? Мировая словесность для детей и о детях. Вып.10. М., 2005. С. 206-208.

6.Гусарова А.Д. Формула фэнтези (Принцип героя). А.Д. Гусарова Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч.тр. – Петрозаводск, 2004. – С. 152-158.

7.Добровольская О. Фэнтези и фольклор. О. Добровольская «Литература». – 1996. – №43. – С. 13.

8.Ингвалл Колдун. Классификация жанра фэнтези. 1997. Интернет. – Режим доступа: https://www.кулички. Com / Толкиен.

9.Мамаева Н.Н. Это не фэнтези! (в каком же всё-таки жанре писал английский писатель?) Н.Н. Мамаева «Уральский следопыт». – 2001. – №9. – С.48-54.

10.Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина. С.Л. Кошелев «Проблемы метода и жанра в современной литературе»: Сб.науч.ст. – М., 1981. – Вып.6.

11.Минералова И.Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

12.Перумов Н. Я люблю гномов, а они любят пиво. «Мир за неделю». – 2000. – №4.

13.Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай. Э. Геворкян «Антиутопии ХХ века». – М., 1989.

14.Эйдемиллер И.В., Лебедев А.Ю. Мир фэнтези-«Звезда», 1993. №10.

15.Эко У. Заметки на полях «Имени розы». – СПб., 2002.

16.Сапковский А. Пируг, или Нет золота в Серых Горах // CD-сборник «Библиотека Мошкова» в 3 дисках: «TRIADA». / Диск 2 / Советская фантастика / Анджей Сапковский / Пируг, или Нет золота в Серых Горах.

17.Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М.: РИД «Альфа», 2001.-С

18.Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. М.:Мегатрон, 1998.

 

Приложения

Опрос среди учащихся МОУ СОШ №2 г.Ворсма
Как вы относитесь к литературе в жанре фэнтези?

1) Читаю преимущественно произведения в жанре фэнтези;

2) В круг моего чтения входят произведения этого жанра;

3) Не знаком с жанром.

 

 

Как вы относитесь к фильмам в жанре фэнтези?

а)Люблю фильмы в этом жанре
б) Смотрю иногда в) Мне это не интересно

 

Как вы относитесь к компьютерным играм в жанре фэнтези?

а) Мне нравятся игры в этом жанре; б) Иногда играю; в) Не увлекаюсь такими играми.

 

 

Считаете ли вы произведения этого жанра полезными?

а) они оказывают положительное воздействие на развитие подростка б) они оказывают негативное воздействие на развитие подростка в) не влияют на развитие подростка

 

Тезисы.

1.В современном литературоведении на данный момент не существует общепринятого определения жанра фэнтези. Наличествующие определения жанра можно сгруппировать относительно нескольких тенденций: 1. Фэнтези как одно из направлений фантастики. 2. Фэнтези как разновидность литературной сказки. 3. Определение фэнтези через миф.

 

2.Истоки жанра фэнтези прослеживаются ещё в середине второго тысячелетия до нашей эры.Под «поиском-квестом» понимается поэтапное прохождение трех стадий: «установление цели» – «движение к выполнению» – «результат» Следующий этап - первое тысячелетие нашей эры. Именно этот период становится расцветом героической литературы. Хитроумные персонажи постепенно начинают вытесняться силачами-рыцарями. Появились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола. " Герои отправляются на поиск Святого Грааля или Гроба Господня. Действие-поиск становится "глобальным". Параллельно с христианизацией героических баллад, идет процесс их романтизации. Особенно во французском героическом эпосе. Появляется первое имя - француз Кретьен де Труа, автор романа "Ланселот - Рыцарь Телеги".

3.1485 год - публикация гениальной работы Томаса Мэлори "Смерть Артура". Это первое произведение, которое можно практически без уступок отнести к жанру фэнтези. Таким образом более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фантазии: реальность соединяется с вымыслом, но не как равноправный партнер, ибо реальность - лишь стержень, на который наматывается нить фантазии, и наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев.

4.В ХIХ веке жанр фэнтези отходит на второй план и уступает место фантастической литературе и историко-приключенческим романам.

5.В 1930-ом году Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара. Говардовский герой проживает в загадочном мире Меча и Колдовства. В мире-фантазии... В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя.В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессора Толкиена. "Властелин Колец". И окончательно жанр оформляется в конце 60-х, когда "Властелин" выходит в "доступной" мягкой обложке.. Фэнтези становится одним из самых популярных литературных жанров.

6.В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези.

7.В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх.

 

8.Изучая фэнтези и его влияние на формирование жизненных мотиваций читателя-подростка, приходим к следующему выводу, что произведения фэнтези приносят больше пользы, чем вреда, так как они учат чести, порядочности, бескомпромиссности, необходимости бороться с ложью и злом. Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: