Понятие государственного долга и его обслуживание




ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

План

1. Понятие правового института государственного и муниципального заимствования, его особенности.

Понятие государственного долга и его обслуживание

3. Право на заимствования местных органов самоуправлении

 


1. Понятие правового института государственного и муниципального заимствования, его особенности

 

Каждое государство должно стремится к сбалансированности бюджета. Это действительно так, но ни одному государству, а часто и органам местного самоуправления не хватает средств, которые они получают в соответствующие бюджеты путем обязательного метода их мобилизации, поскольку расходы государства растут быстрее, чем доходы. Поэтому с давних времен государства, публичные органы применяют ссуды. К ним постоянно обращаются как предприниматели, так и отдельные граждане, которые, как правило, получают ссуды в банках. У государства есть другой выход: на публичные расходы государство и муниципальные органы привлекают средства на принципах добровольности, возвратности, срочности и оплатности. Такие заимствования в экономической и юридической литературе принято называть государственным и муниципальным кредитом.

В понятие государственного и муниципального кредита начали включать как заимствования, которые принимает государство или муниципальные органы, так и займы юридических и физических лиц для государства и муниципального органа, и гарантии, что дает государство заемщикам для получения кредита. Средства, которые государство заимствует и муниципальные органы и платит за них проценты юридическим и физическим лицам (как резидентам, так и нерезидентам), составляют муниципальный долг. С этим долгом и расплачивается государство и муниципальные органы. Средства, которые составляют государственный и муниципальный долг, возвращаются кредиторам из соответствующих бюджетов.
Общественные отношения в области государственного и муниципального кредита имеют публичный характер. С одной стороны, в них принимают участие государство в лице уполномоченных органов и муниципальные органы. Эти отношения всегда имеют денежный распределительный характер, они регулируются финансово-правовыми нормами, поскольку заемщикам нужны средства для покрытия потребностей публичного характера. Эти отношения возникают по усмотрению кредиторов, которые заключают кредитные соглашения; приобретают ценные бумаги, эмитированные государством, или получают гарантийное обязательство от государства, которое предоставляется по получателя кредита. Они имеют специфические особенности, чем отличаются от других видов финансовых отношений.

Правоотношения, возникающие между государством и муниципальными органами при заимствовании средств у юридических и физических лиц путем продажи им ценных бумаг, по своей сути напоминают кредитные правоотношения между банками и заемщиками. Основные принципы, положенные в государственном и банковское кредитование, также совпадают: добровольность, возвратность, срочность, возмездность.

Однако, это не банковское кредитование.

Во-первых, заемщиком в этих отношениях выступают органы государства или местного самоуправления. И не смотря на то, что они заемщики, все условия отношений во время внутренних кредитов устанавливают именно они, а не кредиторы, которым относятся средства. Кроме того, что заемщики определяют условия отношений, они как властные органы, представляющих публичный финансовый интерес, оставляют за собой право изменить условия, если это будет крайне необходимо государству или муниципальным органам.

Во-вторых, при банковском кредитовании одним из принципов является конкретно определена обеспеченность полученной суммы, а при государственном - специального обеспечения нет.
Ежегодно в бюджете предусматриваются средства, предназначенные для
выплаты долга по заимствованиям.

Отношения, возникающие во время заимствования средств государством или муниципальным органом, сложные. Они регулируются нормами конституционного, финансового и гражданского права. При проведении заимствования и расчетах с кредиторами заемщики - государство и муниципальные органы - применяют различные методы регулирования отношений.

Институт государственных и муниципальных заимствований - это урегулированные правовыми нормами отношения, возникающие при заимствовании средств от резидентов - юридических и физических лиц, а также от других государств и финансовых организаций на условиях добровольности, возвратности, срочности, оплатности.

Отношения в области государственного и муниципального заимствования возникают только на добровольных началах, то есть кредиторы - юридические или физические лица покупают ценные бумаги по собственному желанию за свои свободные средства. Понятно, что этот сторону отношений регулируется гражданским правом. Но в целом отношения в области государственных И муниципальных заимствований специфические. Черты, им присущи, ни для каких других гражданско-правовых отношений не характерны. Государство и муниципальные органы - заемщики в одностороннем порядке устанавливают условия отношений и меняют их, как показывает история, очень часто. Вторая сторона - кредитор, вступая в отношения добровольно, полностью подчиняется этим условиям, временно отдавая средства в распоряжение государства или муниципального органа. В этих правоотношениях предписания государства или органа местного самоуправления не меняются второй стороной. Потенциальные кредиторы могут и не покупать ценных бумаг, но, если покупают, то только по условиям, установленными заемщиком. Отношения в области заимствований государства и муниципальных органов, как и во всех других областях финансовой деятельности, существуют только в виде правоотношений.

Несмотря на добровольный характер отношений с государственными и муниципальными заимствованиями, они имеют не только и не столько гражданско-правовой, сколько финансово-правовой характер и регулируются исключительно методом властных предписаний.

Государство и муниципальный орган, занимая средства в юридических и физических лиц, в одностороннем порядке устанавливают условия этих отношений, не предоставляя субъектам, которые изъявили желание приобрести ценные бумаги, никаких прав, кроме права на покупку этих ценных бумаг и получения в установленный государством срок процентов, а также получить номинальную стоимость, независимо от курсовой стоимости, по которой они куплены, после окончания срока этих отношений. Держатель ценных бумаг не может получить назад потраченные на приобретение ценных бумаг средства, если государство изменит условия заимствования.

Государственные заимствования дают возможность получить свободные денежные средства юридических (отечественных и иностранных) и физических лиц, причем не безвозмездно, а с процентами, и отсрочить необходимость использования всегда ограниченных бюджетных средств. Кредиторы предоставляют ссуды государству и муниципальным органам вполне добровольно при любой форме заимствования. Причем государственные и муниципальные заимствования получаются только по целевому назначению - с целью сокращения дефицита бюджета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: