Раздел 3. Воспитание «благородного мужа»




Под образованием как общественным явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так как основная цель образования – это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего, называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей «Цзюньцзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности – «жэнь» и «ли».

Конфуций твердо верил в неотразимое воздействие нравственного примера именно потому, что в подлинной добродетели, согласно его учению, собирается вся полнота жизни; собственно добродетель и есть сила творческого преображения мира. Добродетельный правитель, по словам Конфуция, будет без усилий повелевать народом, как «ветер пригибает траву». Благородный муж способен исправить нравы даже злобных дикарей. Но сам опыт стяжания добродетели – этого внутреннего совершенства своего бытия – сокровенен и необъясним, и Конфуций не любил рассуждать о нем, дабы не смущать слишком поспешными обещаниями незрелые умы.

Главное качество благородного мужа, воспитываемое правильным образованием, Конфуций назвал «человечностью» (жэнь). Иероглиф («жэнь») состоит из знаков «человек» и «два», т. е., он обозначает отношения между людьми, «межчеловеческую» реальность. Человечность у Конфуция – не столько сумма, сколько мера всех добродетелей, мера социальности человека, которая дает смысл нравственным ценностям, но не позволяет абсолютизировать их.

В сущности, человечность – это путь каждого человека к себе. Она делает человека мостом между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть.

Исходный материал и конечна цель воспитательного проекта у Конфуция – это не самостоятельные индивиды, а само пространство человеческой сообщительности, поле музыкальных созвучий «просвещенной жизни», которое принадлежит всем и никому в отдельности. Участие в этом творческом диалоге бытия, этой всегда заданной нам «небесной» музыки жизни поверяется образцовыми прецедентами, но требует творческого сотрудничества в мире, непрестанного усилия самовысветления духа.

Эффективны не технические приспособления сами по себе, но воля и разум самого человека, или, как говорили в Китае, «техника сердца», методы человеческого воздействия, обеспечивающие доверие, искренность и радушие в отношениях между людьми. «Техника сердца», помноженная на технику ума и технику рук, - вот завтрашний день человечества. Технизация же жизни наделяет человека новой ответственностью за судьбу Земли и, как никогда ранее, требует от него веры в силы и возможностей человеческого разума. Техника парадоксальным на первый взгляд, но глубоко закономерным образом заставляет человека обратиться вновь к природе духовного опыта. А, значит, древние заповеди Конфуция о первичности воспитания, о важности очеловечивания человека, как никогда, нужны нашим современникам. Совсем необязательно, более того, невозможно и не нужно принимать их такими, какими выковала их история цивилизации Дальнего Востока.

«Благородный» человек, считал он, должен постоянно самосовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или «нормы поведения». Они существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под «нормами поведения» не просто житейские правила, а «принципы «должного», «благопристойного» поведения человека по отношению к другим людям», в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.

Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, - долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие), «долг – это бескорыстное внутреннее побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственного... Долг регулирует отношения между государем и поданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей. Гуманность – это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя – сот можно назвать искусством гуманизма»

«Чего не желаешь себе, не делай и другим» – утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» – значит, стать гуманным человеком».

Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных, поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривалась ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, - любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими поданными. Только благородный муж, в понимании Конфуция, достоин, быть примерным сыном, хорошим братом, верным другом и самое главное – настоящим подданным своей страны. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно отводить ей незавидную участь. До замужества девушка должна служить своим родителям, после свадьбы – мужу, после смерти мужа – его родителям и сыну.

Раздел 4. Изречения [v]

Не радостно ль

Учиться и постоянно совершенствоваться?

И не приятно ль

Видеть друга, идущего издалека?

Не тот ли благородный муж,

Кто не досадует, что неизвестный людям.

 

Милосердие – редкость

При искусных речах и добропорядочной внешности.

 

Не печалься о том, что люди тебя не знают

А печалься о том, что ты не знаешь людей.

 

Кто постигает новое, лелеял старое,

Тот может быть учителем.

 

Напрасно обучение без мысли,

Опасна мысль без обучения.

 

Если стремиться к милосердию, не будет зла.

 

Знатность и богатство –

Это то, что так жаждут,

Если я их обретаю незаслуженно,

Ими не пользуюсь.

Убожество и бедность –

Это то, что люди ненавидят,

Если я их обретаю незаслуженно,

Ими не гнушаюсь.

 

Если услышать утром о пути,

то вечером и умереть не жалко.

 

Увидев мудрого, стремитесь с ним сравняться,

Увидев, недостойного, внимайте внутрь себя!

 

Есть простую пищу и пить воду,

Спать на локте –

В этом тоже заключается радость!

 

Я обладаю знанием не от рождения,

Но, древность возлюбя, стремлюсь к ней всеми силами.

 

Природа каждого с другим сближает,

Привычка же их всех разъединяет.

 

Народ можно принудить к послушанию,

Но его нельзя принудить к знанию.

Заключение

Конфуций создал учение, которое находилось на авансцене политической и культурной жизни Китая две с половиной тысячи лет и продолжает вызывать споры и в двадцать первом столетии.

Конфуций был первой осознанной в китайской истории индивидуальностью. Это осознание объяснялось необходимостью в личном авторитете первоучителя для доказательства правоты его взглядов и имело вполне конкретные исторические причины. Но сам факт появления такой индивидуальности производил на современников поразительное впечатление и оставлял неизгладимый след в памяти поколений. Оригинальная фигура первоучителя становилась одним из заметных факторов традиционной китайской культуры.

Конфуций считается основателем учения о «ли» – ритуале, который мы, невежественные «внешние варвары», небрежно называем китайскими церемониями. Он создал образ идеальной личности, восславив «благородного мужа», и заложил в китайские умы трепетное отношение к предкам, которое не позволяет современным китайцам все бранить предшественников.

Этическое учение Конфуция определило основы всего китайского менталитета, став главным фактором поразительной живучести китайской цивилизации. Она существует уже пять тысяч лет, несмотря на все внутренние катаклизмы и внешние вторжения.

Китайцы как были китайцами, так и остались, и все благодаря величайшему уму на Дальнем Востоке – Конфуцию.

Нынешние поклонники Конфуция склонны видеть его благотворное влияние чуть не во всех морально-этических достижениях рода человеческого.

... Конфуций был первооткрывателем мирного сосуществования между народами. Конфуций – основатель современной концепции охраны окружающей среды. Конфуцианство – универсальной образец этического учения, которое поможет решить все проблемы западного мира. Такие заявления на полном серьезе делали китайские и иностранные ученые и политики на прошедшем в октябре 1999 года в Пекине народном симпозиуме, посвященном 2550-летию со дня рождения Конфуция.

Конфуцианство превозносит важность «улунь» – пяти отношений: между правителями и нижестоящими, мужем и женой, отцом и сыном, братьями и сестрами и, наконец, между друзьями. Конфуцианство, доминирующее в странах Дальнего Востока, особо ценит благожелательность, чувство собственного достоинства, прилежание, бережливость, способность приносить жертвы во имя будущего, уважение к образованию и учению.

Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна – хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева, «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... – это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное...»

Приложение

[1]Выяснением истории текста и аутентичности «Луньюя» занимаются многие китайские, японские и западные исследователи. Сторонники гиперкритицизма отрицают подлинность этой книги, как и многие других памятников Древнего Китая. В противоположность такому подходу в отдельных работах утверждается аутентичность каждого зафиксированного «Изречения» словах Конфуция. Другие исследователи высказывают сомнения, о том, чьи взгляды «Луньюй» отражает: самого первоучителя или его учеников. Аутентичной признается также только часть этой книги: чаще всего первые десять либо пятнадцать глав с рядом оговорок и ограничений.

2 Алексеев В.М. В старом Китае. Москва, 1958 г.

3 «Народ – богатство – воспитание»

4 Семиструнная лютна

5 В этом разделе дается переводы избранных афоризмов и фрагментов из книги «Изречения» в соответствии с той последовательностью, в которой они приводятся в оригинале.

Список литературы

Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древней китайской культуре. Вопросы философии.1994 г., №6, с. 82.

Кирилов А. Мудрец из мудрецов Поднебесной. Эхо планеты. 1999г., № 45., с. 26-31

Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая. Педагогика, 2001г. №3., с. 73-80.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982 г.

Конфуций. Антология гуманной педагогики. М., 1996 г.

Конфуцианство. В кн. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991г., с. 23.

Сидихметов В.Я. «Три учения, или три религии». Конфуцианство. В кн. Станицы прошлого. М., 1987г., с.125-148

Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987 г.

Чанышев А.Н. Конфуцианство. Курс лекций по древней философии. М., 1981 г., с. 33-40.


 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: