Б). Технология тренингов общения.




Тема 6.2.2. Технологии воспитания: общая характеристика; примеры.

Цель: способствовать освоению студентами специфики технологий воспитания и на этой основе сформировать умения их разработки, организации и анализа; способствовать формированию профессиональных компетенций, связанных с организацией воспитательной деятельности в классном коллективе.

Задачи: *разъяснить специфику технологий воспитания; *сформировать умение применять технологический алгоритм организации коллективных творческих дел различной направленности; *раскрыть примеры технологий воспитания; *способствовать накоплению студентами конкретных технологических приёмов организации воспитательного процесса.

План:

1. Общая характеристика технологий воспитания, проблема цели, результатов и эффектов.

2. Технология организации коллективно-творческой деятельности и коллективных творческих дел. Традиционные и личностно-ориентированные КТД.

3. Примеры технологий воспитания.

4. Воспитательные технологии игровых методик.

Литература

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!.- М.: 2000.

2. Классному руководителю./Под ред.М.И.Рожкова.-М.:1999.

3. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя.- М.: 2004.

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004.

5. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989.

6. Поляков С.Д. Технологии воспитания.- М.: 2002.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.: 2001.

8. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград.: 2006.

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.:2002.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.

Содержание и Методические материалы к занятию.

Вопрос 1. Общая характеристика технологий воспитания, проблема цели, результатов и эффектов.

В дидактике полезность технологического подхода к действиям учителя, направленным на формирование знаний и учебных навыков и умений,- признана. Сложнее перенести технологические подходы в сферу ВОСПИТАНИЯ. Первая трудность связана с важностью для воспитания различения результатов и эффектов. Любая педагогическая деятельность кроме своего результата (достижения поставленных целей), имеет в итоге некоторые другие эффекты: незапланированные изменения отношений к учителю, предмету, или изменения в отношениях ребят, и т.д., и для воспитания подобные эффекты более значимы, чем для обучения (где формируются конкретные знания и умения). Вторая трудность связана с проблемой целей воспитания. Их однозначно и конкретно определить весьма сложно, т.к. результаты воспитания отсрочены во времени, и не всегда можно сказать, что они являются именно результатом воспитательных воздействий, а не иных факторов. Поэтому без прояснения вопроса о целях воспитания невозможно говорить о воспитательных технологиях.

Вспомним общепедагогическое понимание ЦЕЛЕЙ: Ц ель воспитания – это то, к чему стремится воспитание. Это будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает (либо это не воспитание). Целям подчиняется всё: содержание, методы, формы, организация. Поэтому, проблема целей в педагогике – одна из основных. Цель выражает общую направленность, целеустремлённость воспитания. На практике цель выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты. Поэтому справедливо будет сказать, что цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач. Однако, если задач, определяемых целью воспитания, обычно много, то цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы, - всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и тоже время воспитание стремилось к различным целям.

Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других. История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Цели воспитания всегда имели и имеют конкретно-исторический характер.

Методологически цель определяют как идеал, некий образ, который имеется в голове организатора воспитательного процесса в начале его конструирования.

Основные факторы, определяющие цели воспитания: - идеология и политика государства; - требования господствующего класса; -потребности развития общества; способ производства; - темпы социального и научно-технического прогресса; -уровень развития педагогической науки и практики; -возможности учебно-воспитательных заведений.

Сегодня в основе целеполагания принято иметь в виду (источники целеполагания):

1) Общечеловеческие ценности: -истина; отказ от монопольной идеологии; -жизнь человека, природы; милосердие; формирование гуманистического мировоззрения; -мировая культура; -свобода и права личности; формирование способности выбора, самообразование и самовоспитания; -общение и сотрудничество; и др;

2) Общенациональные ценности: -Россия: восстановление и процветание; -патриотизм: материально обеспеченная, граждански достойная и духовно богатая жизнь (а не могущество державы). Вхождение России в мировую европейскую цивилизацию и культуру.Формирование гражданского мировоззрения; -история и культура России как ценность воспитания; -социальная компетентность; и др.;

3) Местные ценности: например, казачество.

4) Ценности профессионального характера (в старших классах)

5) Традиционные ценности школы. В каждой школе – своя специфическая система ценностей. Она определяет лицо школы.

6) Личные ценности и воспитательные цели преподавателей.Это – сфера наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.

Цель – есть не любой образ будущего, на непременно – образ желаемого и реального будущего, достижению которого должна быть подчинена деятельность преподавателя во взаимодействии с педагогическим коллективом. Таким образом, исходя из того, что ЦЕЛЬ есть: - планируемый результат деятельности, и- -желаемый результат деятельности, ЦЕЛЬ есть основной элемент ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цели воспитания – многоуровневы: 1 уровень понимания: ЦВ –это общие ценностные устремления (ориентации), выражающие общественные, жизненные, педагогические идеалы педагога-воспитателя, педколлектива, общества. 2 уровень понимания: ЦВ- это цели деятельности воспитателя, состоящие из: 1)- результативных целей (желаемые изменения в школьниках в результате педагогической деятельности); и- 2)- процессуальных целей (желаемые качества самого воспитательного процесса). Нас прежде всего будут интересовать результативные цели, т.к. применительно к технологиям, результат должен быть гарантированным, а значит- равным поставленным целям, диагностируемым

Что же в этом случае можно считать конкретными, гарантированными целями воспитательных технологий? Исследователи высказывают предположения: а)-формирование поведения? б)-формирование черт личности? в)- развитие глубинных качеств личности? г)- создание условий для развития личности? Что из всего этого можно формировать гарантировано, т.е. технологично?

Вслед за Поляковым С.Д., рассмотрим разные взгляды:

А) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых качествах поведения ученика. Здесь можно увидеть результат (факты вежливости, организованности, дисциплинированности…). Их можно реально, т.е. технологично,- формировать… Но уж очень не хочется соглашаться с тем, что воспитательные технологии призваны лишь формировать поведение (как то слишком мелко и примитивно).

Б) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых чертах личности ученика (честности, порядочности, заботливости, и пр.). Чаще всего именно так формулируются общие цели воспитания. Но применительно к технологиям, подобные цели малоприменимы, т.к. сложно продиагностировать развитость тех или иных черт личности; метод экспертов- не надёжен; невозможно также определить соотношение вкладов природы человека (нервной системы, биологической конституции), его биографии (событий детства), социального окружения (неорганизованные педагогом отношения и воздействия), и – собственно педагогического вклада, т.е. воспитательных технологичных усилий педагога. Кроме этого,- наивно желать воспитать у всех учащихся определённые одинаковые черты и качества личности, так как здесь весьма значительна роль природы, биографии и социума. Поэтому весьма сомнительно говорить о технологичности воспитания тех или иных качеств личности.

В) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых глубинных характеристиках личности: образе «Я», базовых потребностях, способностях, и т.п. Всё это- безусловная ценность, но трудно поддаётся технологизации.

Г) Тубельский А.Н. (директор московской школы, д-р пед.наук) считает, что целями воспитательных технологий НЕ могут быть изменения каких-либо качеств личности воспитанника, т.к. каждый- уникален, и это не этично. Цели воспитательных технологий должны быть ориентированы на изменение характеристик деятельности, общения и поведения в воспитательном пространстве школы (т.е. на ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ). Только в этом случае их можно технологично формировать и отслеживать результаты.

Подход Тубельского А.Н. позволяет реалистично, конкретно и ясно вернуться к проблеме ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ. Он считает, что в качестве цели мы должны стремиться формировать не качества личности, а УСЛОВИЯ, в которых живёт и развивается школьник (под условиями понимается характер деятельности, общения, отношений, поведения, и пр.). Только к ним и применимы технологические приёмы. Таким образом, отвечая на вопрос: что же может быть ЦЕЛЬЮ воспитательных технологий: а)-формирование поведения? б)-формирование черт личности? в)- развитие глубинных качеств личности? г)- создание условий для развития личности?- - Поляков С.Д. утверждает, что целью воспитательных технологий должно быть технологичное создание условий для развития личности и коллектива. А изменение качеств личности мы получим в качестве эффектов такого целенаправленного создания условий. Напрример: технологично формируем творческую атмосферу, а в качестве эффектов получаем качества доброжелательности, ответственности, дружелюбия, и пр. Вывод Полякова С.Д.: технологично можно достигать только цели воспитания, касающиеся условий, вмещающих в себя характеристики деятельности, общения, поведения учащихся. Только к ним можно выстроить технологичную цепочку: *цели,- *адекватные средстваи правила их использования,- *гарантированные результаты.

Итак, признаки технологий воспитания: - *конкретность целей (целенаправленность), - *алгоритмичность способа(ов) действий, - *соответствие способа действий- целям, - *наличие средств и способов фиксации результата, - *возможность повторения.

Кроме этого, технологии воспитания должны включать в себя: - *относительно массовые, известные способы работы; -* в них (в способах) должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании; -* в них должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Исходя из этого, Поляков С.Д. выделяет следующие технологии воспитания:

1) Шоу-технологии (конкурсы, соревнования, КВН, и пр.). 2) Технологию коллективных творческих дел (КТД). 3) Технологию тренингов общения. 4) Технологию групповой проблемной работы (дискуссии, ситуации и пр.) 5) Технологию «информационного зеркала. 6) Технологию индивидуального диалога «педагог-воспитанник».

Вопрос 2. Технология организации коллективно-творческой деятельности и коллективных творческих дел. Традиционные и личностно-ориентированные КТД.

Организацию коллективной (совместной) творческой деятельности разберём на примере коммунарской методики. Но сначала скажем, что коммунарская методика родилась в конце 50х годов 20 века на базе нескольких школ Ленинграда, и связана с именем Игоря Петровича Иванова и его последователей. В своё время она была «живительным глотком» для творчески работающих педагогов, и не признавалась официальной педагогикой. И с конца 60х до середины 80х произошло молчаливое, но фактическое закрытие коммунарства.

Но история показала, что именно эта методика работы с коллективом даёт в руки педагогу уникальное средство создания и развития коллектива, построенного на индивидуальном, коллективном и социальном творчестве. Если Макаренко сказал: «Коллектив!», то Иванов добавил: «Творческий коллектив!», и показал, КАК обучать детей не только коллективному, но и социальному творчеству. Другие названия коммунарской методики: *методика Иванова И.П.; *орлятская методика (по названию ВДЦ «Орлёнок»); *методика коллективной творческой деятельности; *методика коллективных творческих дел (КТД); а позже – одна из составляющих педагогики сотрудничества.

И.П.Иванов писал: «Методику воспитательной работы можно считать коммунарской, если её ядром, её сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества, и направлена на пользу и радость далёким и близким людям».

Основная суть методики заложена в следующих позициях:

1. Создание коллектива благодаря организации определённого образа жизни коллектива, где всё базируется на началах нравственности и творчества, а также на основе борьбы за высокие привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога, и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни на радость людям.

2. Построение коллектива на принципах *самоуправления; *сменяемости всего актива (все учатся и руководить, и подчиняться, нет постоянных «начальников»); * ЧТТП (чередования традиционных творческих поручений – индивидуальных и групповых); *принципах опоры на «малые группы» внутри коллектива; *принципах коллективного планирования, *организации и анализа общих дел, отношений и поступков. Эти принципы в руках педагога становятся одновременно и методами его работы с коллективом.

3. Организация деятельности коллектива *общественно значимой («для людей»); *личностно значимой («творчески, а иначе- зачем?»); *художественно-инструментованной (эмоционально насыщенной)- ритуалами, законами, традициями, игровыми приёмами, а также- человеческой искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства.

4. Особая позиция педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), способного к сотрудничеству с воспитанниками, которая обеспечивает полное взаимопонимание и взаимодействие коллективов педагогического («старших друзей») и детского («друзей младших»).

В этих четырёх позициях – основная суть методики коллективной творческой деятельности.

Но парадокс заключается в том, что методика Иванова не столько методика, сколько способ организации всей жизни коллектива, и поэтому сила её не в отдельных элементах, а в целостности и технологичности, во взаимосвязи всех её частей. И ещё: коммунарскую методику проще перенять, чем понять. Этой цели служат т.н. «ситуации-образцы», другими словами,- коммунарские сборы, на которых за короткие 3-4 дня ребята и взрослые в лагерных условиях не просто обучаются, а живут по коммунарским принципам. Получая опыт коллективной (совместной) творческой деятельности.

Центральным звеном, клеточкой коллективной совместной деятельности, является коллективное творческое дело – (КТД). Познание секретов его организации даёт представление о технологической стороне коммунарской методики.

Однако, уточним: КТД – не плюс, не добавление к традиционным воспитательным делам (трудовым, спортивным, познавательным, художественным и др.), а способ организации этих самых дел. Любое собрание, классный час, вечер и пр. можно превратить в КТД, если использовать при их подготовке и организации технологию организации коллективного творческого дела.

Технологический алгоритм КТД заключён в ШЕСТИ СТАДИЯХ:

Первая стадия - предварительная работа или стартовая беседа.

Ведет ее педагог, показывающий привлекательность дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести какое-то дело. Идет коллективное обсуждение, что будем проводить, зачем, когда, с кем вместе, кто будет участвовать, кому быть организатором, не отвечая на вопрос: «Как?»

Вторая стадия: коллективное планирование, разработка.

На этом этапе первичный коллектив разбивается на микрогруппы, (команды, звенья, экипажи, бригады и т.п.), каждая из которых разрабатывает свой вариант предстоящего общего дела. Для активизации работы по микрогруппам педагог может использовать подсказки (спросите у такого-то человека; посмотрите такую-то газету, книгу, телепередачу); «заговоры » с отдельными членами группы, «мозговой штурм », прямое свое участие в групповом обсуждении с серьезными и фантастическими предложениями, которые подаются в избыточном количестве, чтобы ребята работали активно.

Затем каждая микрогруппа «защищает» свой вариант, план, задумки и предложения перед всем коллективом. В итоге обсуждения и сопоставления разных вариантов коллективно рождается модель предстоящего дела. Выбирается «совет дела» - временный руководящий орган, состоящий из представителей каждой микрогруппы.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

На этой стадии «совет дела» уточняет модель, разрабатывает и распределяет поручения по подготовке к предстоящему делу, координирует деятельность микрогрупп. Микрогруппы втайне друг от друга готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды и т.п. Педагог помогает «совету дела», микрогруппам, помня о своей психолого-педагогической позиции: кого похвалить, кого поддержать, чьи предложения, возможно, проигнорировать, какие взаимоотношения учесть, кому помочь, что взять на себя. Но какую бы активность он не проявлял, ребята должны быть убеждены, что учитель сейчас вместе с ними создает, творит КТД (на равных, здесь и сейчас).

Четвертая стадияколлективное проведение КТД.

Это и есть собственно дело, мероприятие, праздник. Каждая микрогрупппа показывает для всех или проводит со всеми то, что она готовила «в тайне». Нет зрителей – все участники, всем интересно. В проведении КТД допускаются отступления от первоначальной модели за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Следует помнить о соотношении форм КТД и их содержании. Форм – множество. Так, в Липецком пединституте под руководством С.Шмакова собрано около 1500 форм, однако по схеме их организации можно выделить такие, как: «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», «ролевая игра».

*Схема «бой» - несколько команд дают друг другу задания, ставят вопросы (КВН, «разнобой», интеллектуальный покой и т.д.). * «Защита» - каждая группа показывает программу, «защищающую» что-либо (страну, профессию, вид спорта и т.д.). * «Эстафета» - близка к «защите», но там порядок выступления не имеет принципиального значения, а здесь – своя определенная логическая последовательность (устный журнал, рассказ-эстафета, и т.д.). * «Путешествие» - группы, переходя от «станции» к «станции», получают задания и выполняют их. * «Ролевые игры» - акцент не на состязательность, а на игру в ее театральном смысле (от весьма серьезных прессконференций до шуточных карнавалов). * «Город» - знакомство с картой города и свободное передвижение участников по интересующих их пунктам (очное или заочное). * «Калейдоскоп» - возникновение и частая (непредсказуемая) смена сюжетов (событий, впечатлений, образов). * «Звезда» - движение нескольких команд по лучам к одному и тому же месту с выполнением различных заданий на старте, финише и по ходу движения.

Например, продумывая праздник Нового Года, можно остановиться на любой из схем:

· в форме путешествия по весёлым станциям – когда команды следуя по маршрутным листам и не пересекаясь, на каждой станции выполняют какое-либо задание, или готовят что-то к итоговой встрече;

· в форме эстафеты, или звезды, когда команды проходят испытания, преодолевают всевозможные препятствия и доказывают, что они быстрые, смелые, ловкие и пр.;

· в форме защиты, где дети убеждают всех, что они готовы встречать Новый Год; или свои Новогодние проекты;

· в форме ролевой игры, когда ребята вместе с Дедом Морозом отправляются в удивительную страну, и с ними происходят разные приключения;

· в форме калейдоскопа (или предновогоднего ассорти) – коллективы представляют разные по жанрам, но объединённые новогодней тематикой, шоу-выступления;

· в форме прогулки по предновогоднему городу – ребята увидят нарядный город, поучаствуют в аттракционах, выполнят какие-либо задания, дадут мини-концерт в парке и пр.

При комбинации нескольких базовых моделей каждый раз можно получить уникальную форму проведения совместного творческого дела.

Выбирая ту или иную форму, нужно помнить о принципах, которые делают то или иное дело творческим и ставят всех участников в активную позицию, - состязательность, игра, импровизация.

В каждом КТД - свое содержание. При этом, одна и та же форма КТД может «вместить» в себя в разных коллективах и в разное время разное содержание. И наоборот, разные формы КТД могут иметь схожее по своей сути содержание. Общие же закономерности выбора содержания КТД таковы: *содержание КТД определяется целями, которые ставит педагог, коллектив; *при отборе содержания стоит помнить о возрастных особенностях; *содержание должно быть актуальным для участников КТД – обогащать их ум, сердце, эмоции, улучшать взаимоотношения.

Содержание и форма относительно самостоятельны, не привязаны строго друг к другу. Формы, можно сказать, «всеядны». Но опыт подсказывает, что если педагог хочет внести в жизнь коллектива новое содержание, то это легче сделать через непривычную для ребят форму – сработает эффект «новизны». Особое значение при проведении КТД имеет эмоциональный настрой участников – оформление, музыка, песни, освещение, сюрпризы, призы и т.п.

Позиция педагога во время проведения КТД: от открытого руководства делом – до тех или иных способов более опосредованного влияния (жюри, «королева», часть КТД и т.п.). Общая тенденция: чем больше у ребят опыт коллективной организации совместной деятельности, тем больше взрослые отходят от позиции организаторов к задачам регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадияколлективный анализ, коллективное подведение итогов.

При его проведении необходимо одновременно решать две задачи: создать условия для того, чтобы в анализ включились все участники проведенного дела, и направить обсуждение на осмысление коллективной жизни с точки зрения принятых в коллективе законов и идеалов. Анализируя прошедшее КТД, необходимо ответить на следующие вопросы: *Что понравилось? Почему? Кому скажем спасибо? *Что не получилось? Почему? *Что учесть на будущее.

Приемы могут быть следующими: - Разговор по кругу с передачей какого-либо предмета как символа откровенности (свеча, веточка, вымпел и т.п.), каждый, к кому этот символ переходит, говорит о прошедшем деле;

- «Время на шум»: дается 5-7 минут для обсуждения КТД по микрогруппам, затем от каждой микрогруппы говорит кто-то один; - Анкеты-стенгазеты: все участники письменно отвечают на 3 основные вопроса, написанных не большом листе; каждой микрогруппе дается часть стенгазеты с одним вопросом и 5-7 минут для ответа на него; вслух зачитывается заполненная всеми анкета-стенгазета и т.п.

Правильно провести анализ – это почти искусство, это иногда труднее, чем провести урок. Считается, что педагог в той мере владеет методикой коллективной творческой деятельности, в какой он умеет вести обсуждение дела.

Шестаястадия ближайшего последействия.

На этом этапе идет выработка дальнейших действий, исходя из предложений и анализа КТД. Оформляется летопись коллектива. Анализируются (взрослыми) педагогическая позиция, изменение позиций в коллективе.

Методика и технология коллективной творческой деятельности – это громадное богатство, которым сегодня должен владеть каждый педагог-воспитатель. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Однако, тот, кто всерьез решился на эту методику, очень скоро почувствует ее преимущества перед педагогикой требований и педагогикой мероприятий.

Выделим компоненты ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, и компоненты ТЕХНОЛОГИИ в коллективной (совместной) творческой деятельности:

 

Компоненты ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты ТЕХНОЛОГИИ
Цель Мотив Совместное ПЛАНИРОВАНИЕ деятельности.
Действие Средства Коллективная ПОДГОТОВКА и ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ деятельности.
Результат Оценка Коллективный АНАЛИЗ итогов, ближайшее ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.

 

Технологической ЦЕЛЬЮ и итоговым РЕЗУЛЬТАТОМ грамотно проведённого КТД, будет:

опыт позитивной активности школьников (коллективной и личной), причём, активности НЕ зрительской, а деятельностной, с элементами авторства: не «нам провели», а «мы сделали». Факт такой активности каждого конкретного школьника виден сразу – это действительно активное участие конкретного(ых) школьника(ов) в совместном планировании, в подготовке и проведении дела, в его анализе. То есть, он предлагает, делает (участвует), оценивает.

Результат на уровне факта виден налицо: его можно фиксировать наблюдением, итоговыми опросами-анкетами.

Результат на уровне отношений к проведённому делу можно включить в коллективный анализ дела, задав вопрос(ы): *понравилось ли тебе (каждому) твоё (ваше) участие в КТД?, *или попросить оценить в баллах удовлетворённость собственным участием, и т.п.

Современные требования личностно-ориентировонного подхода к организации воспитательной деятельности привели к различению традиционных КТД и личностно-ориентированных КТД.

Отличия традиционного КТД от личностно-ориентированного КТД:

Этап в организации Традиционное КТД Личн.-ориентированн. КТД
Коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела Дело как потенциал личностного развития
Коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе. Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей.
Коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений, и их индивидуализированность
Проведение КТД Участие групп, команд; общее действо; участие как реализация общего плана Возможности для личного, егруппового участия; структура дела- с учётом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений
Коллективный анализ Основные вопросы-критерии: Как мы организовали дело; Как мы проявили свою коллект-ость; Каков вклад каждого в общее дело? Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания себя как индивидуальности: Что Я узнал; Понял; Научился; Открыл для себя?

 

СРС: подготовьте «проигрывание» КТД на занятии, представив перед этим алгоритм его подготовки и проведения.

Вопрос 3. Примеры технологий воспитания.

А). ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ ( различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей», «Звёздный час», КВН, и пр.). Что общего у всех подобных дел-мероприятий?

Три обязательных признака (общие особенности): 1)-деление участников на: выступающих («сцена») и зрителей («зал»); 2)-соревновательность на сцене; 3)-заготовленный организаторами сценарий (т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); - всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу).

ЦЕЛИ (они же- результаты): - для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах; - для «сцены»- опыт индивидуальной и коллективной публичной соревновательности

ЭФФЕКТЫ(непланируемые результаты): Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно.

Общая структура (схема) шоу включает три блока:

*подготовка, *реализация, *анализ итогов.

1.Подготовка: -решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят; -планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу.

2.Реализация: т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов.

3.Анализ итогов. Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются.

Собственно технология:

Исходное условие: наличие организатора(ов). Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят. Задачи группы организаторов: - *разработка или поиск сценария шоу; - *подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи; - *распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая).

Подготовка.

1. «Сцена»:учесть -*принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.); - *сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо); - *помощь (текущая) в подготовке участникам или командам.

2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром).

3. «Зал»: учесть- - *решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно), - *структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд), -* настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия), -* роль «зала» в шоу, задания, участие.

4. Оценивание:учесть -* что и как оценивается (критерии), -*кто и когда (жюри, зал, ведущий…), - *техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…), - *способы, формы предъявления оценок, - *награждение.

5. Оформление: - что: сцена, зал, место жюри, вход в зал… - зачем: создать настроение на шоу, - как и кто.

6. Другие мелочи.

Основные механизмы успешности шоу: *эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация.

Эмоциональное заражение усиливают: - особенности внешности, поведения, речи ведущих,- важна акустика, аппаратура, расположение мест, - ведущие должны быть хорошо видны и слышны, - использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды.

Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр.

Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).

Реализация. Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал.

Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила.

Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья. Участники должны быть хорошо видны зрителям. Участники должны знать правила поведения на сцене. Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка.

Финал: кроме итогов и награждения, нужно: а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»; б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.

Результаты. Анализ. (хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр. С организаторами - анализ итогов с точки зрения решения задач и реализации задуманного.

Б). Технология тренингов общения.

На вопрос о возможности организации педагогом различных тренингов существуют различные (полярные!) мнения. Поляков С.Д. считает, что: «Тренинги общения являются средством педагогической работы в той мере, в какой они НЕ претендуют на специальные психотерапевтические цели, т.е. на лечение и коррекцию психологических дефектов личности».

Другими словами: «Тренинги общения- есть форма педагогической работы, имеющая цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта обращения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в различных ситуациях, и пр.)». В этой формулировке – ориентация не на личностные изменения, а на получение определённого социального опыта.

Цель: позитивный опыт общения. Возможные эффекты- изменение отношений с педагогом, друг с другом…

Структура группового тренинга общения:

1. Разминк. 2. Упражнения. 3. Итоговая рефлексия.

При этом, особое значение имеют: *форма расположения участников; и- *позиция ведущего (тренера).

Расположение участников – КРУГ. Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге: -* круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч.и с педагогом), -* круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение, -* круг объединяет, - *круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.

Позиция ведущего- «на равных»: - расположение в общем кругу, - подчинение общим правилам тренинга, - отсутствие права на итоговые суждения.

1. Разминка.

Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость, расположить друг к другу, а также - создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.

2. Основные упражнения.

Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для любого тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале: -* правило участия: участвуют все- иногда все одновременно, иногда- в парах, иногда- по очереди, но участвуют все! -* правило «здесь и теперь»- говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение». -* правило обратной связи- каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.

3. Рефлексия.

Сначала ведущий просит вс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: