Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор




Форма с рефреном (рондо) А–В–А–С–А–В–А
Рондо
– ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг».

Это не случайно.

Когда-то давно рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз. Пример: В. Моцарт. «Рондо по-турецки» - из сонаты ля-мажор, 3 часть.

Сонатная форма, вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной».

Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной).

Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами.

Фуга (от лат. fuga «бег»)

Фуга – форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.
В фуге бывает от двух до пяти голосов (возможно и большее количество, всё зависит от мастерства композитора). Сам термин «фуга» известен ещё со Средних веков, хотя и в несколько ином смысле, а в музыке эпохи барокко фуга становится центральной формой. Величайшим сочинителем фуг считается Иоганн Себастьян Бах. Наиболее известными циклами фуг Баха являются «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги» для клавесина. И хотя в эпоху классицизма фуга перестала быть центральной музыкальной формой, фуги писали многие великие композиторы этого времени – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Фугу не забыли и в XIX-XX вв.: Шуман, Мендельсон, Брамс, Стравинский, Бриттен, Бернстайн и др. обращались к этой музыкальной форме.

Фуга – это форма, бывшая некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Слушать:

1. И. Бах. Токката и фуга ре-минор.

2. Ф. Шопен. Этюд до-минор, «Революционный».

Вопросы и задания:

1. Дайте понятие музыкальной формы.

2. Охарактеризуйте простые музыкальные формы: одночастную, двухчастную, трехчастную.

3. Охарактеризуйте сложные музыкальные формы: вариации, рондо, сонатную форму, фугу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: