ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Анатомия и физиология спинного мозга
Цель занятия: Изучить строение и функции спинного мозга.
Оборудование: таблицы: «Спинной мозг», «Нервная система», «Сегмент спинного мозга», скелет человека.
Студенты должны знать:
- Рефлекс определение, составные части, значение для деятельности ЦНС;
- Наружное строение спинного мозга (борозды, утолщения, форма);
- Внутреннее строение спинного мозга (белое/серое вещество расположение, функции)
- Функции спинного мозга (рефлекторная и проводниковая);
- Оболочки и межоболонные пространства;
- Спинномозговые нервы, основные сплетения, области иннервации;
Студенты должны уметь:
- Анализировать рефлекторные дуги; проводить исследования коленного рефлекса;
- Анализировать общие принципы строения нервной системы;
- Анализировать механизм передачи импульса в синапсах;
- Анализировать рефлекторную и проводниковую функции спинного мозга;
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций: ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 2.4.
Ход занятия.
Используя таблицы, страницы атласа рассмотреть внешнее строение спинного мозга.
- Расположение - ____________________________________________________________
- Длина - _______________, Форма - ____________________________________________
- Утолщения спинного мозга - _________________________________________________
Используя таблицы, страницы атласа рассмотреть внутреннее строение спинного мозга.
- Серое вещество – это ________________________________________________________
- Белое вещество – это ________________________________________________________
2.1. Сделать подписи к рисунку:
Известно, что отделы позвоночного столба и сегменты спинного мозга обозначаются одними латинскими терминами. В чем различия их обозначений? _______________________________
|
________________________________________________________________________________
Рис 1. Строение сегмента спинного мозга
На предложенном рисунке определить отделы спинного мозга, указать количество сегментов в них
Рис 2. Отделы спинного мозга
№ | Отдел | Количество сегментов | Функции | |
Провести исследование коленного рефлекса
Алгоритм исследования коленного рефлекса
Умение | Алгоритм | Примечания |
Исследование коленного рефлекса | 1. Испытуемого просят сесть на стул и положить ногу на ногу или вытянуть конечности. 2. Прощупать наколенник и ниже него неврологическим молоточком нанести легкий удар по сухожилью четырехглавой мышцы. При этом возникает разгибание ноги в коленном суставе. Рефлекторная дуга этого рефлекса замыкается на уровне LIII - LV. | Необходимое условие выполнения - расслабление мышц испытуемого (для расслабления мышц можно использовать приём, изображенный на рисунке - исследуемый стискивает пальцы двух рук в «замок», а затем пытается их разорвать). |
Зарисовать рефлекторную дугу коленного рефлекса, подписать ее звенья
Используя таблицы и станицы атласа, определить строение спинномозгового нерва, сделать подписи к рисунку.
Рис 3. Строение спинномозгового нерва
Используя таблицы, рассмотреть оболочки спинного мозга, сделать подписи к рисунку
|
6. Дать ответы на вопросы.:
1. Почему спинномозговую пункцию выполняют ниже 2-го поясничного позвонка? _________
________________________________________________________________________________
2. Поражение, каких участков рефлекторной дуги приводит к периферическому параличу?
________________________________________________________________________________
3. У больного паралич верхних и нижних конечностей, потеря всех видов чувствительности, нарушение функции тазовых органов. Какой отдел нервной системы поврежден? Какой характер повреждения? ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________