Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе.




Тема 3. Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков.

 

Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе.

Исторические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки развития марксистской философии, её основные особенности и характерные черты.

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Возникновением марксизма являются социально-экономические, естественно - научные, теоретические предпосылки.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

3. крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

4. нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

5. кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Разработка концепции материалистической диалектики общественного развития. Вклад философии марксизма в мировую философскую мысль не исчерпывается созданием новой концепции общественного развития. Марксистская философия знаменует вместе с тем и новый подход к пониманию природы и человеческому познанию. Философию марксизма называют диалектическим материализмом. В ней впервые соединены диалектика и материализм.

Исходя из диалектических принципов, марксистская философия трактует и саму материю. Для неё материя – не определенный вид физической реальности в виде атома, вещества, как полагали материалисты до марксизма. Под материей она понимает объективную реальность вообще, не связывая её с веществом или полем и даже физической реальностью вообще, так как материальными являются и экономические общественные отношения. Понятие «материя» является абстракцией, отображающей все конкретные виды и формы существования объективной реальности.

Способом существования материи выступает движение: нет материи без движения. При этом диалектический материализм исходит из той посылки, что механическое движение есть лишь один из видов движения, существующего в разнообразных формах. Энгельс выделил пять форм движения материи. Наряду с механической он называл физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения, характеризующие различные уровни организации материи. Объективными формами существования материи являются пространство и время.

Сознание, с точки зрения диалектического материализма, есть свойство материи. При этом диалектический материализм отрицает гилозоизм, согласно которому сознание присуще всей материи. Сознание присуще только высокоорганизованной материи, какой является человеческий мозг, и возникает оно в процессе длительной эволюции природы. При этом природа создает лишь предпосылки для сознания, его материальную основу – нервную систему во главе с головным мозгом.

С позиций диалектики марксистская философия подходит и к процессу познания. Но, говоря о марксистской теории познания, следует отметить, прежде всего, то обстоятельство, что марксистская философия включает практику в познавательный процесс. Это коренным образом меняет представление о познании. С точки зрения марксизма познание должно рассматриваться как сторона, момент практической деятельности. Практика выступает основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.

Учение об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация — основное, исходное понятие материалистического понимания истории. Его содержанием являются господствующие в обществе производственные отношения (экономический базис), а также соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка. Базис, образно говоря, образует скелет формации, надстройка — то, что наполняет этот скелет плотью и кровью.

В соответствии с этим содержанием формации, определяющим местом в нем производственных отношений, дается ее общее определение. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, определяющий тот социальный организм, который функционирует и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений. Производительные силы непосредственно не характеризуют формацию, но являются очень важными для появления и развития каждого ее типа. Во-первых, определенный уровень их развития является необходимой предпосылкой, условием перехода от одной формации к другой. Во-вторых, производительные силы, уровень материально-технической базы общества выступают важнейшим показателем зрелости, степени развития каждой данной формации.

Наряду с пятью общественно-экономическими формациями (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической) в теории исторического материализма выдвигается еще представление о существовании трех мегаформаций: архаической, где основным источником богатства была природа; экономической, основанной на частной собственности и непосредственном труде как источнике богатства; коммунистической, основанной на общественной собственности и развитии человека как основного капитала общества. Понятие формации по объему не совпадает с понятием общества. Формация — это логико-теоретическая модель общества, его идеально средний тип. Общество же, кроме формационного содержания, обычно включает в себя хозяйственные уклады, соответствующие прошлым или будущим ступеням развития, различные формы общности людей, язык, естествознание, формы общественного сознания и т. д. Все эти факторы, хотя и не являются характерными для формации, испытывают с ее стороны большое и часто решающее воздействие. Учение об общественно-экономических формациях имеет важное методологическое значение: оно определяет генеральную линию мировой истории; создает возможность конкретно-исторического анализа общества; подводит к научно-обоснованной периодизации истории; позволяет объективно сравнивать условия жизни и развития отдельных стран и народов; раскрывает развитие общества как естественно-исторический процесс. Концепция общественно-экономических формаций не является идеальной, окончательно решающей все основные проблемы истории. Она нуждается в определенной коррекции, доработке, соответствующей реалиям прошлого и особенно настоящего. Значительную роль в более правильном и полном отражении истории может сыграть связь этой концепции с активно развивающимся ныне цивилизационным подходом к обществу, использование их в определенном единстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: