Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и в себя, иногда — чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта. Но конфликт имеет не только такие, чисто субъективные последствия. Когда он завершается, создается постконфликтная ситуация, которая в большинстве случаев по своим объективным особенностям в большей или меньшей мере отличается от той, которая существовала до и во время конфликта.
Последствия конфликтов:
Конструктивные.
· Устраняет противоречия.
· Позволяет оценить социально-психологические особенности группы.
· Источник развития и оптимизации межличностных отношений.
· Средство самоутвержения личности.
Деструктивные.
· Приводят к стрессам.
· Физическим и (или) психологическим насилием.
· Снижают эффективность деятельности.
· Отрицательно влияют на процесс развития личности.
Выявление причин конфликта.
Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает Бабахан Ю.С., конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:
· трудовым процессом;
· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической коммуникацией и т.д.;
· личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
По мнению В.П Шейнова, поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:
· адекватность восприятия конфликта;
· открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем;
· способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
· адекватность самооценки своих возможностей и способностей;
· стремление доминировать;
· консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
· принципиальность и прямолинейность в высказываниях;
· определенный набор эмоциональных качеств личности, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.
Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
· взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
· плохие коммуникации.
Правила бесконфликтного общения:
1. Не употребляйте конфликтогены.
2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Методы разрешения конфликта:
Стили разрешения конфликта | Характеристика |
Уклонение | Человек старается уйти от конфликта или старается не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение противоречий |
Сглаживание | Апеллируя к солидарности, «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта. Может наступить мир и гармония, но проблема остается. Растет вероятность того, что в конце концов произойдет взрыв. |
Принуждение | Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль эффективен, когда менеджер имеет значительную власть над подчиненными. |
Компромисс | Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликты. Но использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы, сократить время поиска альтернатив. |
Решение проблемы | Означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий приемлемых для всех сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решений, появление конфликтов надо поощрять и управлять ситуацией, использую данный стиль. |