Муниципальное учреждение дополнительного образования




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Сыктывкарская молодежная общественная организация «Живая педагогика»

Г.Сыктывкар

 

Процесс отделения сквозь призму метафоры семейного организма

Педагог дополнительного образования А.А. Фролов

 

Сегодня как семейные врачи, так и семейные психологи, говоря о работе с проблемами семьи, всё чаще используют метафору «семейного организма». Необходимость этой метафоры проистекает из присутствия тесного психосоциального единства между членами одной семьи, которое распространяется на все формы их взаимодействия, а также, в существенной степени, определяет поведение индивида в обществе. «Родные и близкие прочно входят во внутренний мир человека, становятся частью феномена индивидуального сознания и чего-то большего, связанного с сущностным соучастием личности в духовной жизни общества», считает Л. Б. Шнейдер [4, с.101].

В то же время, неметафорическая реальность аспектов существования семейного организма выявляет необходимость расширить метафору до восприятия психосоциальных процессов как органических и говорить о нарушениях и болезнях семейного организма.

Рассмотрим с этой точки зрения получивший описание в рамках психоаналитической школы процесс отделения [5].

Каждый человек проходит череду рождений. Это, своего рода, поступенчатый процесс инкарнации в действительность цельного существа человека, где физическое рождение – лишь первая ступень, за которой следуют психическое, этап сепарации-индивидуации по М.Маллер, а затем социальное, «переход от детской зависимости к взрослой самостоятельности» [1, с. 568–570].

В соответствии с метафорой, социальное рождение индивидуума возможно лишь при наличии здорового семейного организма. И здесь, в этом процессе отделения, индивидуум сталкивается с теми же проблемами, что и плод в утробе матери.

Известно, что формирующийся плод, на начальных этапах своего развития полностью слитый в единое целое с организмом матери, со временем приобретает всё большую автономность. Этому естественному процессу, подготавливающему рождение, могут воспрепятствовать две противоположных тенденции: первая характеризуется излишней антипатией, вторая – избыточной симпатией. Обе крайности приводят к катастрофическим последствиям как для плода, так и для матери. Антипатия между организмом матери и плодом приводит к тому, что плод воспринимается иммунной системой матери как агрессор и подвергается атакам антител до полного уничтожения еще на самых ранних сроках. Излишняя симпатия, напротив, характеризуется проблемами в конце беременности, когда возможна задержка в родах вплоть до известкования плода и часто приводит к гибели ребенка от гипоксии и асфиксии, то есть недостатка кислорода.

В психосоциальном плане мы наблюдаем те же опасности и риски. Гиперопека и отчуждение со стороны родителей в отношении ребенка могут привести к тому, что ребенок либо, в первом случае, так и не станет самостоятельным, будучи «задушенным» родительской любовью, и, соответсвенно, не сможет самостоятельно вырваться из замкнутого круга зависимостей, либо, в случае втором, получит негативный опыт «холодного» воспитания, потерянного детства, который позже приведет к несформированности морально-нравственных норм, ценностных ориентиров и, в итоге, как и в первом случае, к девиантному, аддиктивному поведению. Таким образом, для жизни в социуме такой человек рождается с множественными патологиями или не рождается вовсе.

Потенциальная полезность метафоры в данном случае заключается в том, что опыт нашего физического тела может подсказать подходы к «излечению» и нивелированию последствий родительских гиперопеки и отчуждения. Метафора семейного организма позволяет переводить разговор о многих «невидимых» процессах социальной и психической природы в практическую плоскость, разрабатывать успешные поведенческие стратегии для саморегуляции и коррекции, делая их более доступными для восприятия человека, не владеющего специфической терминологией.

 

Библиографический список

 

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: научное издание: в 15-и т. – Т. X. Гендер. Семья. Родство. – М. -2006. – 1092 с.

2. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. – М.. – 2004. – 350 с.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: пер. с нем. Г. И. Лойдиной. – М.; Мир, 1994. – 320 с.

4. Шнейдер Л. Б. Функционально-ценностное единство семьи и его трансформации // Современная российская семья: традиции и альтернативы. сборник статей. – Муром, 2011. –108 с.

5. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, №2. URL: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2884

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: