Боеприпасы, используемые в стрелково-пушечном вооружении разных модификаций Ил-2




 

По большому счёту, тупиковым направлением оказались попытки оснастить штурмовик 37-мм пушками. Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпущен вариант Ил-2, вооруженный пушками ШФК-37. 37-мм авиационная пушка ШФК-37 разработана под руководством Б.Г. Шпитального. В боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) снаряды.
Конструкторы надеялись, что штурмовик с 37-мм пушками сможет бороться со средними и тяжелыми танками противника. На испытаниях бронебойно-зажигательный снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие 30 мм немецкой танковой брони под углом 45°, на дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15 мм и меньше снаряд пробивал при углах встречи не более 60°. Лобовая 50 мм броня средних немецких танков пробивалась 37-мм снарядом с дистанций не более 200 м при угле встречи 5°. Теоретически Ил-2 с 37-мм пушками мог поражать танки PzKpfw III, PzKpfw IV, Pz.38(t) и САУ на их базе при стрельбе в борт. На испытаниях выяснилось, что более 50% попаданий 37-мм бронебойных снарядов по среднему танку и 70% попаданий по легкому танку выводили их из строя. В случае попадания в ходовую часть танков, ролики, колеса и другие детали получали существенные разрушения, что лишало танк подвижности.

 

Ил-2 с ШФК-37

Однако на практике установка ШФК-37 на Ил-2 себя не оправдала. Из-за больших габаритных размеров авиапушек ШФК-37 и их магазинов емкость 40 снарядов, их разместили в громоздких обтекателях с большим поперечным сечением под крылом самолета. Из-за конструктивных особенностей пушку пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла. Это серьёзно усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и после выстрела перемещалась вместе с магазином). Летные данные Ил-2 с авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийными штурмовиками, вооруженными 20-23-мм пушками, существенно ухудшились. Снизились максимальная скорость и манёвренность самолёта. Он стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. Летчики отмечали возросшие нагрузки на органы управления при выполнении маневров.

Точность стрельбы из ШФК-37 снижалась вследствие сильной отдачи пушек и несинхронности в их работе. Из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, большой отдачи, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки происходили сильные толчки, "клевки" и уход с линии прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости Ил-2, приводило к резкому снижению точности стрельбы. Вести стрельбу из одной пушки было нельзя. Штурмовик сразу же разворачивало отдачей в сторону стреляющей пушки, и при этом речь о прицельном огне не шла. Попасть в цель в этом случае можно было только первым снарядом в очереди. В ходе эксплуатации в войсках авиапушка ШФК-37 давала большой процент отказов. В среднем в каждом втором боевом вылете происходил отказ хотя бы одной пушки, что автоматически делало невозможным стрельбу из второй. Боевая ценность самолётов с «крупнокалиберными» 37-мм пушками снижалась ещё и тем, что на этих машинах вес бомбовой нагрузки ограничивался 200 кг.
Первый опыт применения 37-мм пушек оказался отрицательным, но это не остановило конструкторов, так как казалось очень заманчивым оснастить штурмовик мощными пушками, способными пробивать броню тяжелых и средних танков. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.

Ил-2 с НС-37

По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо более совершенной, надёжной и скорострельной. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы и разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.
Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20-23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы, что ещё и усугублялось сильной отдачей НС-37. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна.

Тем не менее, в случае нормальной работы обоих пушек они могли быть с успехом использованы на реальных дальностях стрельбы. Огонь при этом следовало вести короткими очередями по 2-3 выстрела, в противном случае самолёт начинал сильно «клевать», наводка сбивалась, и корректировка точки прицеливания в этом случае была невозможна. Согласно отчётам пилотов и данным фотокинопулемётов, число попаданий в цель к израсходованному боекомплекту составило примерно 3%, а попадания в танки удалось получить в 43% вылетов. По мнению пилотов, участвовавших в войсковых испытаниях, Ил-2 с 37-мм авиапушками при атаках малоразмерных целей не имел особых преимуществ перед штурмовиком, вооруженным пушками меньшего калибра с нормальной бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами. Таким образом, можно констатировать, что установка НС-37, сопровождаемая снижением лётных данных и бомбой нагрузки, себя не оправдала. По результатам войсковых испытаний от серийного строительства Ил-2 с пушками НС-37 было решено отказаться.
Во второй половине войны защищённость танков резко возросла, и стало абсолютно ясно, что авиационные пушки не могут являться основным средством борьбы со средними и тяжелыми танками. Пробитие танковой брони при обстреле с воздуха затруднялось не только относительно малым калибром авиационных снарядов, но невыгодными углами встречи с бронёй. При стрельбе с пологого пикирования в большинстве случаев было невозможно пробить даже относительно тонкую 20-30 мм верхнюю броню танков. В реальных боевых условиях снаряды, как правило, попадали в крышу танков под невыгодными углами, что резко уменьшало их пробивную способность, или вообще приводило к рикошету. К тому же заброневое действие цельнометаллических снарядов, не содержащих взрывчатых веществ, было скромным, и далеко не каждый снаряд, пробивший броню танка, выводил его из строя.
Автор: Линник Сергей
Продолжение следует…
По материалам:
https://www.airwar.ru/weapon/guns/vya23.html
https://www.xliby.ru/istorija/shturmoviki_krasnoi_armii/p1.php
https://www.plam.ru/tehnauka/genii_sovetskoi_artillerii_triumf_i_tragedija_v_grabina/p36.php
Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Минск: Харвест, 1999.

По материалам сайта Военное обозрение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: