ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Тема:
«Проблема Севера и Юга и пути ее разрешения»
1. | Проблема Севера и Юга – одна из глобальных проблем современности. | ||
2. | Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами. | ||
3. | Проявления и последствия названной проблемы: | ||
А. | «демографический взрыв»; | ||
Б. | голод, нищета, неграмотность, болезни; | ||
В. | безработица и миграция в экономически благополучные страны мира; | ||
4. | Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»: | ||
А. | осуществление продуманной демографической политики; | ||
Б. | установление нового мирового экономического порядка; | ||
В. | международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга: | ||
Тема:
«Глобальные проблемы современности»
1. | Какие проблемы стали глобальными для человечества. | ||
2. | Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталость стран «третьего мира») и их взаимосвязь. | ||
3. | Проявления и последствия глобальных проблем современности: | ||
А. | рост масштабов хозяйственной деятельности людей; | ||
Б. | рост народонаселения мира за счет развивающихся стран; | ||
В. | потребительское отношение к природе; | ||
4. | Пути разрешения глобальных проблем: | ||
А. | развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека; | ||
Б. | установление нового мирового экономического порядка; | ||
В. | регулирование рождаемости в экономически отсталых странах мира; | ||
Г. | международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности; | ||
Тема:
«Целостность и противоречия современного мира»
1. | Многообразие мира и единство человечества: | |
А. | современный мир и интеграция; | |
Б. | глобализация экономики и развитие мировой торговли; | |
В. | современные коммуникации (Интернет и др.); | |
2. | Противоречивые последствия глобализации: | |
А. | стандарты глобализации в экономике, культуре; | |
Б. | экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономики отсталых стран и мн. др. | |
3. | Преодолеет ли человечество проблемы своего развития? |
Тема:
«Изменение взаимодействия человека и природы
в процессе общественного развития»
1. | Человек как часть природы: | |
А. | биологическое (природное) в человеке как биосоциальном существе; | |
Б. | природа как среда обитания человека; | |
2. | Общество как выделившаяся из природы и связанная с ней часть материального мира: | |
А. | использование продуктов природы; | |
Б. | переход от использования продуктов природы к ее преобразованию; | |
В. | производство на основе природного сырья; | |
Г. | значение разработки и производства аналогов сырьевых природных материалов и открытия новых источников энергии для развития общества | |
3. | Доминирование потребительского отношения к природе и осознание необходимости его преодоления. | |
4. | Экологический кризис и проблема выживания человечества. |
Тема:
«Общество как динамичная система»
1. | Понятие общества. | |
А. | в узком смысле слова; | |
Б. | в широком смысле слова; | |
2. | Функции общества. | |
3. | Особенности общества как саморазвивающейся системы. | |
4. | Основные сферы общественной жизни: | |
А. | экономическая; | |
Б. | социальная; | |
В. | политическая; | |
Г. | духовная; |
Тема:
«Человек как духовное существо».
1. | Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления. | |
2. | Мораль, ценности, идеалы человека: | |
А. | «золотое правило» нравственности; | |
Б. | категорический императив И. Канта; | |
В. | совесть, патриотизм, гражданственность; | |
3. | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | |
А. | типы мировоззрения; | |
Б. | мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека; |
Тема:
«Свобода и ответственность»
1. | Свобода в деятельности человека: | ||
А. | свобода личности – важнейшая ценность цивилизации; | ||
Б. | «свобода есть осознанная необходимость»; | ||
В. | категория свободы в философских исканиях человечества; | ||
2. | Ответственность – важнейший регулятор деятельности человека: | ||
А. | сознательное следование установленным нормам; | ||
Б. | оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих; | ||
В. | принципы и убеждения; | ||
3. | Свобода и ответственность в свободном обществе. | ||
Тема:
«Цель и смысл человеческой жизни»
1. | Поиск смысла жизни – отличительное свойство человека. | ||
2. | Подходы к проблеме смысла человеческой жизни в мировой философии: | ||
А. | античная философия; | ||
Б. | философия Возрождения; | ||
В. | классическая немецкая философия; | ||
Г. | русская философия (С. Франк, Н. Трубецкой и др.); | ||
3. | Роль мировоззрения в деятельности человека, в поиске им целей и смысла жизни: | ||
А. | житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жизненный опыт; | ||
Б. | религиозное мировоззрение и предназначение человека; | ||
В. | научное мировоззрение: познание человеком мира и тенденций его развития, а также своего места в этом мире; | ||
Тема:
«Человек как продукт эволюции»
1. | Теории происхождения человека. | |
А. | креационистская; | |
Б. | эволюционная; | |
В. | трудовая; | |
2. | Понятие антропогенеза. | |
3. | Человек как биосоциальное существо. | |
4. | Основные отличия человека от животного: | |
А. | сознание (мышление); | |
Б. | членораздельная речь; | |
В. | сознательная целенаправленная творческая деятельность. | |
5. | Уникальность и целостность человека. |
Тема:
«Свобода и ответственность»
1. | Понятие свободы, ее сущность. | |
2. | Социальные условия реализации свободы личностью: | |
А. | уровень развития общества; | |
Б. | социальные нормы; | |
В. | место человека в обществе; | |
Г. | формы общественной деятельности; | |
Д. | социализация; | |
3. | Понятие ответственности. | |
4. | Виды ответственности: | |
А. | историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.; | |
Б. | индивидуальная, групповая, коллективная; | |
5. | Социальная ответственность. |
Тема:
«Общество и его структура»
1. | Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей. | |
2. | Сферы общественной жизни как элементы структуры общества: | |
А. | экономическая сфера; | |
Б. | социальная сфера; | |
В. | политическая сфера; | |
Г. | духовная сфера; | |
3. | Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер: | |
А. | семья; | |
Б. | школа; | |
В. | государство и др. |
Тема:
«Образование как общественный институт»
1. | Понятие образования. | |
2. | Функции образования: | |
А. | экономическая; | |
Б. | социальная; | |
В. | культурная; | |
3. | Основные пути получения образования. | |
4. | Ступени образования. | |
5. | Общие тенденции в развитии образования на современном этапе: | |
А. | демократизация; | |
Б. | рост продолжительности; | |
В. | непрерывность; | |
Г. | гуманизация; | |
Д. | гуманитаризация; | |
Е. | интернационализация; | |
Ж. | компьютеризация; |
Тема:
«Становление личности»
1. | Индивид – характеристика человека как биологической особи. | |
2. | Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. | |
3. | Личность – «набор» социально значимых черт человека. | |
4. | Структура личности: | |
А. | социальный статус; | |
Б. | социальная роль; | |
В. | направленность личности; | |
5. | Социализация: этапы становления личности: | |
А. | семья – начальный этап социализации; | |
Б. | влияние школы и среды сверстников на социализацию; | |
В. | расширение спектра ролей взрослого человека; | |
6. | Факторы, влияющие на процесс социализации: | |
А. | национальные традиции и обычаи; | |
Б. | государственная политика; | |
В. | СМИ; | |
Г. | социальное окружение; | |
Д. | образование и самовоспитание; |
Тема:
«Потребности и интересы человека»
1. | Потребности как мотив человеческой деятельности. | |
2. | Виды потребностей человека: | |
А. | первичные потребности; | |
Б. | вторичные потребности; | |
3. | Характеристика первичных (врожденных) потребностей человека: | |
А. | физиологические потребности; | |
Б. | экзистенциальные потребности; | |
4. | Вторичные (приобретенные) потребности человека: | |
А. | социальные потребности; | |
Б. | престижные потребности; | |
В. | духовные потребности; | |
5. | Потребности – основа интересов и склонностей человека. | |
6. | Факторы, влияющие на формирование потребностей и интересов человека. |
Тема:
«Человек как результат биологической и социальной
Эволюции»
1. | Проблема человека как одна из основных проблем философии. | |
2. | Теории происхождения человека: | |
А. | естественно - научная теория; | |
Б. | религиозная теория; | |
В. | теория внеземного происхождения жизни; | |
3. | Основные отличия человека от животного: | |
А. | мышление и членораздельная речь; | |
Б. | способность к сознательной целенаправленной преобразовательной деятельности; | |
4. | Социальная сущность человека. | |
5. | Факторы, определяющие социальную сущность человека: | |
А. | способность к общественно – полезному труду; | |
Б. | сознание; | |
В. | свобода и ответственность в поступках; | |
Г. | формирование социально – значимых черт и качеств человека; |
Тема:
«Социальные институты»
1. | Социальный институт как устойчивая форма организации совместной деятельности людей. | |
2. | Экономические институты: | |
А. | деньги и обмен; | |
Б. | собственность; | |
В. | хозяйственные отношения; | |
3. | Политические институты: | |
А. | власть; | |
Б. | парламентаризм; | |
В. | партия; | |
Г. | место самоуправление; | |
4. | Социальные институты. Семья и брак. | |
5. | Институты, действующие в духовной сфере: | |
А. | религия; | |
Б. | наука и образование; | |
В. | общественное мнение; | |
6. | «Теневые институты. | |
7. | Функции социальных институтов. | |
8. | Социальные институты как факторы, определяющие уровень развития общества. |
Тема:
«Глобализация современного мира»
1. 2. | Глобализация – процесс интеграции государств и народов. Антропологическое и социокультурное единство человечества. | |
3. | Основные направления глобализации: | |
А. | деятельность ТНК; | |
Б. | глобализация финансовых рынков; | |
В. | международная экономическая интеграция; | |
Г. | взаимодействие и взаимопроникновение культур; | |
Д. | формирование глобальных проблем человечества; | |
4. | Последствия процесса глобализации: | |
А. | позитивные последствия; | |
Б. | негативные последствия; | |
5. | Место России в становлении глобального мира. |
Тема:
«Деятельность как способ существования человека»
1. | Определение деятельности в обществоведческой науке. | |
2. | Отличие деятельности человека от активности животного: | |
А. | целеполагание; | |
Б. | способность к анализу ситуации; | |
В. | воздействие на окружающую среду специально изготовленными средствами; | |
Г. | творческий характер деятельности; | |
3. | Структура деятельности: | |
А. | мотивы; | |
Б. | цель; | |
В. | методы и средства; | |
Г. | процесс; | |
Д. | результат; | |
4. | Классификация видов деятельности: | |
А. | материальная (практическая) деятельность; | |
Б. | духовная деятельность человека; |
Тема:
«Этнические общности»
1. 2. | Понятие «этнос». Исторические условия возникновения и развития этносов. | |
3. | Признаки этносов: | |
А. | общность территории; | |
Б. | близость языка; | |
В. | единая хозяйственная деятельность; | |
Г. | культурная общность и тд. | |
4. | Этапы формирования этносов: | |
А. | род; | |
Б. | племя; | |
В. | народность; | |
Г. | нация; | |
5. | Нация как наиболее развитая форма этнических общностей. | |
6. | Признаки нации: | |
А. | единая территория; | |
Б. | уклад экономической жизни; | |
В. | общность исторической судьбы; | |
Г. | единый язык; | |
Д. | единство культуры; | |
Е | национальное самосознание; | |
7. | Этносы современной России и мира. |
Тема:
«Нации и межнациональные отношения»
1. | Понятие «нация». | |
2. | Признаки нации: | |
А. | единая территория; | |
Б. | единый экономический уклад; | |
В. | национальное самосознание; | |
Г. | единый язык; | |
3. | Межнациональные отношения как один из видов национальных отношений. | |
4. | Виды межнациональных отношений: | |
А. | отношения между нациями в рамках отдельного многонационального государства; | |
Б. | отношения с различными отношениями; | |
5. | Формы национальной идеологии: | |
А. | национализм; | |
Б. | интернационализм; | |
В. | космополитизм; | |
6. | Межнациональное сотрудничество м межнациональные конфликты. | |
7. | Причины межнациональных конфликтов: | |
А. | стремление отдельных народов выйти из состава государства; | |
Б. | проявление национализма; | |
В. | споры по поводу отдельных территорий и т.д. | |
8. | Пути преодоления межнациональных противоречий. |
Тема:
«Общество и социальные институты»
1. | Понятие «общество» и «общественные отношения». | |
2. | Виды социальных отношений: | |
А. | производственные отношения; | |
Б. | отношения между историческими общностями людей; | |
В. | брачно-семейные отношения межу людьми; | |
Г. | отношения между личностью и обществом; | |
3. | Понятие «социальный институт». | |
4. | Виды социальных институтов: | |
А. | институт семьи и брака; | |
Б. | экономические институты (производство, собственность); | |
В. | политические институты (государство, партия и т.д.) и др.; | |
5. | Функции социальных институтов: | |
А. | функция общественного производства; | |
Б. | функция социализации индивида; | |
В. | функция производства и распределения материальных благ; | |
Г. | функция управления; | |
6. | Социальные институты современной России. |
Тема:
«Прогресс и регресс как варианты общественного
Развития»
1. | Прогресс как направляющая развития общества. | |
2. | Формирование различных взглядов на направленность общественного развития: | |
А. | французские просветители об общественном прогрессе; | |
Б. | теория исторического круговорота; | |
В. | современные исследователи о противоречивости прогресса; | |
3. | Критерии прогресса: | |
А. | развитие человеческого разума; | |
Б. | совершенствование нравственности; | |
В. | развитие производительных сил; | |
Г. | степень свободы человека как критерий общественного прогресса; | |
4. | Относительность и противоречивость прогресса. | |
5. | Регресс | |
6. | Стагнация общества как одно из проявлений регресса | |
7. | Можно ли назвать развитие России прогрессивным |
Тема:
«Взаимодействие общества и природы»
1. | Общество как обособившаяся от природы часть мира. | |
2. | Формирование представлений о взаимодействии общества и природы: | |
А. | античность и средневековье о взаимодействии общества и природы; | |
Б. | изменение представлений о взаимоотношениях; | |
В. | современные концепции взглядов на взаимоотношение природы и общества; | |
3. | Две стороны процесса взаимодействия общества и природы: | |
А. | гармоничная взаимосвязь; | |
Б. | конфликт между природой и обществом; | |
4. | Экологические проблемы планеты Земля, как последствие конфликта между природой и обществом. | |
5. | Пути и методы решения экологических проблем. |
Тема:
«Общество как совокупность различных сфер»
1. | Общество как обособившаяся от природы часть мира. | |
2. | Структура общества: | |
А. | социальная сфера; | |
Б. | политическая сфера; | |
В. | духовная сфера; | |
Г. | экономическая сфера; | |
3. | Функции общества: | |
А. | производство материальных благ; | |
Б. | распределение продуктов труда; | |
В. | регламентация и управление деятельностью и поведением; | |
Г. | воспроизводство и социализация; | |
Д. | духовное производство и регулирование активности людей; | |
4. | Общество как совокупность общественных отношений. | |
5. | Общество как динамическая саморазвивающаяся система. |
Тема:
«Типология обществ»
1. | Многовариантность общественного развития. | |
2. | Три стадии в истории человеческого общества: | |
А. | дописьменные общества; | |
Б. | возникновение письменности; | |
В. | аграрное или традиционное общество; | |
Г. | индустриальное общество; | |
3. | Зарождение современного общества: | |
А. | хронологические рамки; | |
Б. | урбанизация и индустриализация как факторы влияющие на изменения общества; | |
В. | переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки; | |
4. | Особенности индустриального и постиндустриального развития России. |