МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Мотивы (от лат. moveo – двигаю) – побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов.
Потребности – это осознанное отсутствие, дефицит чего-либо, вызывающее действия к его удовлетворению.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения некоторых целей.
Системы вознаграждения:
• экономическая системы стимулирования;
• психологическая системы мотивации;
• социальная системы компенсаций
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Формы оплаты труда:
• повременная, когда основная зарплата работника пропорциональна отработанному им времени;
• сдельная, когда зарплата пропорциональна количеству изготовленной продукции.
Система заработной платы включает:
• тарифная часть
• надбавка
• доплата
• премии
• социальные выплаты
Система участия работников в прибыли компании –это разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности или качества.
1. СИСТЕМА СКЭНЛОНА – распределение между работниками и компанией экономии издержек на заработную плату, полученной в результате повышения производительности труда в расчете на одного работника.
2. СИСТЕМА РАКЕРА –премирование работников за увеличение объема условно чистой продукции в расчете на один доллар заработной платы.
3. СИСТЕМА ИПРОШЕАР ("IMPROSHARE") –премирование работников за экономию рабочего времени (в человеко-часах), затрачиваемого на выпуск заданного объема продукции.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Теории мотивации в зависимости от понимания процесса разделяют:
• содержательные - основываются на выявлении потребностей, которые заставляют людей действовать так или иначе;
• процессуальные - основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, что влияет на характер их поведения
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Недостаток модели - ее нельзя использовать в качестве единственной модели для всей компании
Теория Клейтона Альдерфера
Движение от потребности к потребности происходит в обе стороны (вверх и вниз).
- Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда
Потребности, которые приобретаются человеком в процессе обучения, воспитания и связей с другими людьми:
• потребность в достижениях,
— желание делать что-то еще лучше, чем раньше, достигать более высоких результатов.
При этом человек соревнуется в первую очередь сам с собой.
• потребность в причастности
- реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получения от них поддержки
• потребность во власти
потребность человека контролировать ресурсы и процессы, проистекающие вокруг него. МакКлелланд описал две стороны власти:
ü личную власть (усилия направлены на достижение личных целей), "власть ради власти".
ü социальную власть (усилия направлены на достижение организационных целей), "власть для решения задач".
Основная трудность применения модели –выявить ведущие потребности сотрудников.
- Теория двух факторов Фредерика Герцберга
1. Гигиенические факторы – при отсутствии которых работники не получали удовлетворение от работы.
Эти факторы снижают неудовлетворенность, но не способствуют повышению удовлетворенности.
• способ управления;
• политику компании;
• отношения с непосредственным руководителем;
• условия труда (шум, освещенность, комфорт);
• заработную плату;
• отношения с сотрудниками;
• отношения с подчиненными,
• статус;
• безопасность.
2. Мотивационные факторы – при отсутствии которых ступень удовлетворенности была низкой, однако это никак не влияло на неудовлетворенность сотрудников.
• достижения;
• признание успеха;
• работа как таковая (интерес к работе и заданию);
• ответственность;
• продвижение по службе;
• профессиональный рост