Расчет контактных напряжений




Общие положения и расчетные формулы

В качестве расчетной схемы обычно рассматривают колесо как правильный круговой цилиндр, катящийся по цилиндрической поверхности рельса. Контур поверхности упругого контакта представлен эллипсом (рис. 3.1- 3.2).

Обозначим через максимальные сжимающие напряжения в центре эллипса. Поскольку напряжения распределяются по закону эллипсоида, получаем зависимости:

 

𝑃 расч = 𝑞0 3 𝜔,

 

𝜔 = 𝜋𝑎𝑏,


𝑞 = √


3𝑃

2𝜔


 

где 𝑃 расч – вертикальная динамическая нагрузка от колеса на рельс, Н;

𝜔– площадь эллипса контакта;

А – большая полуось

а – большая полуось эллипса;

b – малая полуось эллипса.

 

Расчетные формулы для определения контактных напряжений (ось x)

=1

b=

A=

B=

n,m=f(Ø)

Здесь r и R – радиусы соответственно головки и колеса по среднему кругу катания, м;

абсолютное значение разности расчетных параметров B и A.

коэффициент Пуассона, (

модуль упругости стали колеса и рельса

E=0,21+13*0,005)*106 =0,271*10 6МПа,

параметры, зависящие от угла.

В расчетную формулупо Герцу-Беляеву проф. Г.М. Шахунянц ввел коэффициент: k, учитывающий разницу между фактической площадью контакта и расчетной,а также ᵠ, отражающий влияние касательных сил (k=1,0…1,6 для новых колеса и рельса; k=1,4…2 для изношенных колес).

Основные расчетные формулы для определения наибольших сжимающих

Напряжений в центре эллипса и площадь эллипса:

где параметры, зависящие от отношения r/R

Цель расчета: установить зависимость контактных напряжений от роста скоростей движения пассажирского и грузового локомотива, а также от повышения осевых нагрузок грузового вагона.

Расчет контактных напряжений проведен только в прямом участке пути, так как при расчете прочности пути установлено, что расчетная нагрузка в прямой больше, чем в кривой.

Состояние изношенной головки рельса учтено в расчетах в двух вариантах в зависимости от степени износа рельсов.

 

Исходные данные: изношенная поверхность катания головки рельса очерчена радиусом r = 0,3 м. Радиус колеса локомотивов по среднему кругу катания: у ЧС4 R = 0,625 м, у ВЛ8 R = 0,6 м, а у вагона R = 0,475 м.

 

Решение

Примем величины коэффициентов =1, выберем из таблицы.

Локомотив ЧС4 r/R=0,48, 𝑚0 =0,5;

Локомотив ВЛ8 r/R=0,50, 𝑚0 =0,5;

Вагон r/R=0,632, 𝑚0 =0,48;

При этих коэффициентах:

Величины контактных напряжений:

от локомотива ЧС4

при

=971,3 Мпа

при

=994,8 Мпа

при

=1048 Мпа

при

=1098,5 Мпа

Наиболее благоприятный случай будет при =0,5,

=1360,4 Мпа

=1393,3 Мпа

=1467,9 Мпа

=1538,8 Мпа

Контактные напряжения от локомотива ВЛ8 ( =1,

при

=1078 Мпа

при

=1104 Мпа

при

=1133,7 Мпа

Наиболее благоприятный случай будет при =0,5,

=1510 Мпа

=1546 Мпа

=1587,9 Мпа

Контактные напряжения от вагона ( =1,

при

1274,5 Мпа

при

=1345,3 Мпа

при

=1392 Мпа

Наиболее благоприятный случай будет при =0,5,

= 1863,3 МПа

= 1967 Мпа

=2035 Мпа

Определим площадь эллипса на контакте колеса и рельса:

ꙍ=

от локомотива ЧС4

при

ꙍ=

от локомотива ВЛ8

при

ꙍ=

от вагона

при

ꙍ=

Вывод: от величины контактных напряжений и от роста скоростей движения пассажирского и грузового локомотива напряжения увеличиваются, а также от повышения осевых нагрузок грузового вагона они тоже увеличиваются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: