Напряжение 𝜎ℎ на основной площадке при толщине балластного слоя h определяется как сумма трех составляющих – напряжений от расчетной
шпалы𝜎 ′ и от двух соседних𝜎 ′, 𝜎 ′′ т.е.
ℎ ℎ𝑐 ℎ𝑐
𝜎ℎ = 𝜎 ′ + 𝜎 ′ + 𝜎 ′′
ℎ ℎ𝑐 ℎ𝑐
Каждое из этих напряжений является функцией от напряжений в балласте под шпалой и толщины балласта (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Расчетная схема определения напряжений на основной площадке земляного полотна:
𝑄 расч и 𝑄𝑐 – давления на расчетную и соседние шпалы; 𝜎 б 𝑚𝑎 𝑥и 𝜎 б ординаты эпюр максимальных и средних напряжений в балласте под шпалой
Последовательность расчета:
1) определяются давления на опоры𝑄 расч,𝑄 ′,𝑄 ′′: от всех осей тележки вагона, в
𝑐 𝑐
зависимости от расстояния каждой оси до соответствующей шпалы. При этом линия влияния𝜂𝑘𝑥 последовательно перемещается к соответствующей шпале, от которой определяют составляющую напряжения 𝜎ℎ;
2) рассчитываются величины средних и максимальных напряжений в балласте
под расчетной шпалой𝜎 б и𝜎 б 𝑚𝑎𝑥 так средних под соседними𝜎̅ ′ и 𝜎̅ ′′
где коэффициент характеризующий концентрацию напряжений от краев постели шпалы к ее оси (принимается в пределах 1…2);
3)определяются напряжения в точке М как сумма воздействий эпюр давлений на балласт под тремя шпалами.
Напряжения от расчетной шпалы 1
ℎ |
где 𝑟1 - параметр учета влияния материала шпал на напряжения (0,8 - деревянные и 0,7 - железобетонные шпалы).
|
𝑏 𝑏3
𝐶1 = 2 ℎ − 24ℎ3
𝑏ℎ
𝐶2 = 𝑏2 + 4ℎ2
где b-ширина нижней постели шпалы; h- толщина балластного слоя.
Напряжения от соседних шпал 2 и 3
где 𝐴ℎ = 𝑓(𝑏, ℎ) - параметр, зависящий от ширины нижней постели шпалы и толщина балластного слоя.
ПараметрыC1, C2, и Ah принимаются по табл. 2.1 - 2.2.
Исходные данные.
Эксплуатационные условия:
грузонапряженность 25 млн ткм/км год брутто;
подвижной состав: электровоз ВЛ60 и 4-осный грузовой вагон с тележками ЦНИИ-ХЗ-0 и осевыми нагрузками до 230 кН;
скорость грузового поезда - до 50 км/ч. Характеристика пути:
прямой участок и кривая с радиусом R = 400 м. Конструкция пути:
рельсы Р50 нетермообработанные с приведенным износом 6 мм, шпалы железобетонные ШС-1 с прокладками повышенной упругости, эпюра шпал в прямой 1840 шт./км и в кривой 2000 шт./км, скрепления КБ, балласт двухслойный (щебень 35 см и песчаная подушка 20 см).
h=0,5 м
Решение
Определим величины давлений на шпалы от колес вагона в прямой:
По расчетной схеме и таблице определим ординаты линий влияния соседних колес (для расчетного колеса ординаты приведены в табл. 2.3)
𝑄 расч = ;
𝑐 |
𝑐 |
Величины средних напряжений в балласте под шпалами:
Коэффициент, характеризующий концентрацию напряжении под шпалой:
0,89 0,89
б |
Величина максимального напряжения под расчетной шпалой:
|
Напряжения от расчетной шпалы 1
Напряжение на основной площадке земляного полотна от расчетной шпалы:
Напряжение на основной площадке земляного полотна от расчетной шпалы:
ℎ |
При толщине балластного слоя h = 0,5 м под железобетонными шпалами примем параметры = 0,263; = 0,126; А = 0,272. Суммарное напряжение на основной площадке земляного полотна от воздействия трех шпал:
𝜎ℎ = 𝜎′ + 𝜎′ + 𝜎′′
Вывод: напряжения на основной площадке земляного полотна при обращении грузовых вагонов с осевой нагрузкой 230 кН достигают 0,0752 МПа, что не превышает допустимой величины 0,08 МПа.
Лабораторная работа №3.